дизайн интерьера
 
Фильтр объектов
Объект:
Площадь, м2:
Дизайнеры:


                                сбросить фильтр




Белорусское шале

Лев  Агибалов

Интервью Льва Агибалова
журналу «Обстановка» #3 2013

Изначально название «шале» обозначало жилище пастуха в Альпах. Чаще всего это был маленький деревянный дом с большими свесами крыши. Как вы считаете, что сейчас можно подразумевать под этим термином? Что такое – современное шале?

 

Хороший сложный вопрос. Чтобы ответить на него, обратимся к понятиям «тип» и «типологическое развитие». Итак, загородный дом, начало ХХ века, Центральная Европа. Основной объем заказов на строительство – это заказы на частный дом. Размеры дома, его начинка, убранство определяются состоятельностью заказчика. Стилистика во многом еще остается заимствованной от дворцовых загородных построек прошлого, XIX века, однако уже много эклектики и решений в стиле модерн. И, замечу, никакие бури в Европе не поколебали желания буржуа строить и, значит, в конечном итоге, совершенствовать дом. В этот же период получает развитие и тип «шале» – своеобразная дача для отдыха в горах. Здесь важно отметить, что это не основное (не «городское» жилище). Это место для уединения, для созерцания, место для восстановления сил. Планировочно дом в стиле шале достаточно простой – большая комната, сочетающая в себе гостиную, столовую, каминную, и несколько спален. Спальни небольшие, но обязательно с красивым видом из окон. Альпы, конечно же, давали такую возможность – чаще всего шале строился на склоне, и открывался вид на долину.

 

Сейчас, по прошествии почти века существования и развития этого типа жилища, можно сформулировать его типологические свойства:
– функционально это загородное жилище недлительного пребывания в любое время года,
– планировочная структура – свернутая и предполагает минимально достаточный набор помещений,
– чаще всего данный тип жилища выполняется одноэтажным с развитой мансардой и высокой цокольной частью,
– одним из примечательных отличий шале от других типов построек является наличие большого выноса крыши за плоскость стены. Трудно сказать, чем это обусловлено функционально, но этот признак с удовольствием используется архитекторами.

 

К настоящему времени количество построек в стиле шале огромно. Шале, помимо Центральной Европы, построены в Скандинавии, Исландии, в Америке, т.е. этот тип жилища применим к различным климатическим зонам и различным особенностям социокультурного фона.

 

В начале ХХ века в России процесс имманентного типологического развития, к сожалению, был прерван. Страна пошла совершенно другим путем. Типология частного дома изменилась в соответствии с провозглашенными идеологическими принципами – отменой частной собственности на землю и на средства производства. Наследованный жилой фонд новые властные структуры жестко адаптировали для текущих нужд, зачастую «по живому» разрезая внутреннее пространство шедевров архитектуры. В это время «подселение» и «уплотнение» оказались основными процессами работы с жилым фондом. Однако дворцов на всех не хватило и пришлось начинать строить. С чего? Как? Я не буду напоминать всю историю советской архитектуры, это отдельная тема. Для нас важны принципы, сформулированные для частного дома. Их, как оказалось, немного – предельная дешевизна и предельная же минимизация всей функциональной сути. Поэтому такой тип жилища, как загородный дом, как бы исчез из жизни, из планов архитектурных бюро, институтов и мастерских... почти на 75 лет.

 

Я наблюдал, как в 1960-70-е годы наши архитекторы и дизайнеры, раскрыв появившиеся к этому времени во множестве европейские журналы по архитектуре, завидовали своим западным коллегам, имеющим возможность создавать красивое частное жилье.

 

Сейчас, в последние 15-20 лет, появилась возможность купить землю и построить нечто. У одних это загородный дом жилой для постоянного проживания, у других – дача. Типологически развиваются оба варианта жилища. Какой из них сейчас превалирует, трудно сказать, есть и то, и другое. И нужно и то, и другое! У некоторых семей (особенно в крупных городах), есть по несколько городских квартир и, несмотря на это, реализуется еще и строительство загородного дома, Вы спросите – зачем? Неужели мало жилья? В работе со своими заказчиками на стадиях обсуждения я, в разных формах, задавал этот вопрос и получал ответ обеспеченного, но измученного городом городского жителя – хочется тишины, уединения, покоя, радости от созерцания природы. Никаких огородов, никаких грядок – газон, хороший вид из окна, лучше всего на озеро. Это как раз и есть заявка на шале! Но где у нас есть этот типологически сформированный под наш климат, нашу природу дом? Где хотя бы один пример такой постройки?

 

Да, можно сказать, что у нас вовсе не существует такого понятия. Очень многие загородные дома все еще стилизуют под избы…

 

Совершенно верно! Чтобы наш белорусский шале был похож на шале, нужно выдержать стиль, а, значит, его нужно суметь спроектировать. Любое проектирование опирается на работу с аналогами, с тем опытом, который накоплен в прошлом. А прошлого у шале в нашей стране не было. Круг замкнулся.

 

Раз уж мы заговорили о проектировании… В сравнении с общественной частная архитектура находится в более выигрышном положении. Ее проще реализовать. Как Вы считаете, есть ли у нас объекты, которые дотягивают до хорошего мирового уровня?

 

Хорошие? Конечно, есть, но, к сожалению, очень мало. Может быть, в нашей высшей школе какая-то другая подготовка? Знаете, меня всегда удивляло, что в процессе обучения архитекторов отечественная архитектурная школа почему-то вбивает в студентов огромный пласт нормативных знаний. Они действительно нужны. Но их преобладание формирует зашоренность. Когда ГАП начинает работу, у него самая большая проблема – сделать проект в соответствии со всеми нормами. Творчества остается совсем немного. Творческий процесс проскакивает слишком быстро. Не додумывается до конца ничего. Исчез интерес к деталям.

 

Совсем недавно я листал книгу, где собраны проекты Мис ван дер Роэ. Знаменитый Сигрем Билдинг, лифтовой холл. Даже кнопки вызова лифта спроектированы автором! У него было время на все это и, вероятнее всего, хорошо оплаченное время. На Западе на проектирование тратится от 8 до 14% от общего бюджета. Архитектор имеет время обдумать, найти наилучший результат. На этой основе выстраиваются правильные партнерские отношения с заказчиком без чиновничьего наблюдения. Посмотрите, какая хорошая, простая и точная архитектура рождается на основе таких отношений!

 

Вернемся к шале. Зарубежные загородные дома очень выигрывают от драматичного природного окружения. Скалы, горы, море… Насколько реально делать загородные дома интересными в наших спокойных белорусских ландшафтах?

 

Можно, но для этого необходимы определенные условия и основное из них – наличие просторного участка земли площадью 1-1,5 га. Лучше всего с хорошим рельефом, наличием озера или реки, близким расположением красивого леса, удобным расположением подъездных путей, наличием современных инженерных коммуникаций и пр. и пр. Когда все это есть – при доверии к архитектору и доброй воле заказчика – шале получится, уверяю Вас. Дом, поставленный на таком участке!!! Но кто продаст такой кусок земли?

 

Довольно часто белорусские «шале» декорированы под «охотничьи» дома – с рогами, шкурами, звериными головами… Насколько это необходимый элемент?

 

В Норвегии, например, не делают с рогами и головами. В Исландии тоже. Все зависит от культуры – это же частное желание заказчика. Понятно, что хочется перемен. Город надоедает. Здесь хочется отдохнуть глазу. Хочется видеть, например, более простые интерьеры. Но для этого нужна внутренняя культура. Очень важен уровень заказчика. Одно дело, если в нем с детства сидит образ терема из сказки о коньке-горбунке, а другое – если он склонен к чему-то более современному.

 

То есть загородный дом подразумевает простоту?

 

Да, обязательно. Естественные материалы. Очень простые пространства. Именно здесь проявляется вкус дизайнера, который занимается проектом.

 

Беседовала Надежда Лобанова

 






 

Последние новости в разделах

Новости компаний / Интерьер от Юрия Алехно реализует компания КУБ МЕБЕЛЬ   2017-07-21

Строительная планировка квартиры площадью 117,8 м2 представляла из себя помещение с длинным узким коридором, присоединяющим к себе все жилые и сантехнические помещения. Дизайнер предложил заказчикам, молодой паре, которая любит проводить время в компании друзей...

  КУБ МЕБЕЛЬ

Дизайн / Коллекция мебели «Актиния»   2017-07-17

Для коллекции «колючей» мебели «Актиния» немецкий дизайнер Pia Maria Raeder использовала тысячи бережно отшлифованных, срезанных и лакированных буковых палочек. На создание всех предметов ушло 16 тысяч таких палочек и более 400 часов работы...

  Коллекция мебели «Актиния»

Архитектура / Дом The Treehouse   2017-07-12

Не так давно у подножья горы, в небольшом лесу появился дом The Treehouse площадью всего 8 м2, окруженный тополями и боярышниками. Спроектированный китайской архитектурной фирмой Wee Studio, он состоит из двух частей, соединенных между собой деревянным настилом-палубой...

  Дом The Treehouse

Интерьер / Современный лофт в здании фабрики   2017-07-05

Уникальность данного проекта, кроме его скромного бюджета в размере 100 000 евро, заключается в нетрадиционном разделении самого помещения лофта. Объект состоял из двух корпусов, построенных в разное время с использованием разных способов и принципов строительства...

  Современный лофт в здании фабрики

товары со скидкой
       

© 2006-2016 obstanovka.by

При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт: дизайн интерьера или ссылка вида дизайн квартир - обязательна!

Интерьеры

Интерьер квартиры
Интерьер дома
Интерьер офиса
Общественные сооружения

Архитектура

Дизайн фасада
Ландшафтный дизайн

Публикации

Интервью
Аналитика

Новости

Интерьер
Архитектура
Дизайн
Новости компаний

Журнал

#1 2014

#4 2013

Google