дизайн интерьера
 
Фильтр объектов
Объект:
Площадь, м2:
Дизайнеры:


                    сбросить фильтр
салон Домино 06.03
Terra Cotta 23.03
АМС 01.05
westline 05.05






Холодный стиль по-прежнему в моде: минимализм

«Холодный» стиль по-прежнему в моде: минимализм. Эскизный разговор, на который вдохновил каталог «Тутэйшы дызайн. Асобы і рэчы».

Недавно мне посчастливилось ознакомиться с незадолго до этого вышедшим в свет совершенно особенным каталогом «Тутэйшы дызайн. Асобы i рэчы» -- книгой-энциклопедией, которая иллюстрирует многочисленные достижения современного белорусского дизайна и, конечно же, знакомит с его творцами.

В каталоге не обошлось ни без арт-звезд, ни без амбициозных новичков с активным видением мира и наглядной демонстрацией самых смелых идей. Молодые художники, что весьма приятно отметить, представили в каталоге свои проекты безо всякой робости начинающего и в большом количестве.

Каталог радует также и наличием самых разнообразных художественных стилей. (Впрочем, при многообразии участников иначе и быть не может). Однако в этой связи мне бы хотелось остановить свое внимание именно на  минимализме и авторах, работающих в этом направлении.

И пусть меня извинят за субъективность, но, являясь большой поклонницей «холодного» стиля, я не могу пройти мимо и не отметить, что в каталоге присутствует немало стоящих проектов, с ним связанных, которые и вдохновили меня на написание этой статьи.

Говоря же о моей симпатии к минимализму, хотелось бы кратко пояснить, откуда она взялась. Собственно, на это есть несколько причин.

Первая из них – исчерпывающая лаконичность направления, ввиду которой минимализм предстает своеобразным «успокоительным» средством в напряженных условиях нашего времени. Причем такой сознательный отказ от всего «лишнего» решительно поднимает над повседневностью, обуславливая определенную личностную свободу.

Вторая – философский взгляд на мир, который предлагает минимализм, а точнее – размышление над духовной стороной вещей и поиск их истинной сути.

Третья – подлинная креативность минимализма, те возможности для творческой реализации, которые он предлагает и его соответствие эстетике современности, что проявляется, прежде всего, в сочетании рационализма и максимального комфорта.

Однако, помимо моих личных «привязанностей», нельзя не отметить, что в наши дни минимализм оказывает значительное влияние на многие сферы жизни современного общества, не только проходя при этом этап своего переосмысления, но приобретая все большую и большую популярность. И во многом это проявляется в дизайне жилого интерьера. Причем работы, представленные в каталоге – хорошее тому подтверждение. Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление.

Хотелось бы, конечно, добавить, что все проекты, имеющиеся в каталоге, хороши по своему, но рассматривать каждый из них в отдельности – это задача невероятная по сложности, да я на это и не нацеливаюсь. В моем случае я делаю упор на минимализм, как на нескончаемый источник вдохновения для самых разных авторов.

Жилой интерьер.

Побывать непосредственно в каждом из интерьеров у меня не было возможности, но тот визуальный материал, который предлагает каталог, позволяет в той или иной степени получить неплохое представление об интерьерных проектах, в нем представленных. Поэтому выскажусь, опираясь, прежде всего, на самые свежие свои впечатления, причем не только как искусствоведа, но и просто зрителя.

Сразу скажу – ввиду того, что для жилого интерьера в стиле минимализм характерно стремление создать не просто некую среду обитания, а четкий, неординарный, самодостаточный и даже идеальный (в своей свободе от всего лишнего) мир, в котором хочется жить, я остановлю свое внимание именно на тех проектах, где, как мне кажется, этого удалось достичь, причем всякий раз различными способами.

Но многообразие этих способов неудивительно, учитывая как много творческих импульсов ведет к достижению минималистической «реальности». (Впрочем, все эти способы сходны в одном: они одновременно простые и «сильнодействующие».)

Первый в этом списке дизайн приватного интерьера от Анастасии Алетдиновой, который хочется назвать экстраординарным. Автор представляет нашему вниманию свой собственный, оригинальный способ организации пространства. Сопровождается же он смелым миксом, включающим в себя долю затейливости, раскрепощение от холодных композиционных схем, определенное стремление к разрушению привычного и храбрость, с которой оно реализуется. Предельно приближенный к монохромности колорит корреспондирует с хай-тековскими элементами-деталями обстановки, создавая атмосферу спокойствия, сочетающейся с определенной долей фантастичности. Хороший пример отхода от привычной реальности, дающий возможность отдохнуть и расслабиться.

А. Алетдинова. Проект приватного интерьера (в соавторстве с А. Пятковским). 2007

Соединение техничности и красоты характерно для интерьера авторства Натальи Костюковской, который я бы охарактеризовала как романтичный. С первого взгляда его отличают искренность и поэтичность. Но это вполне оправдано – речь идет о дизайне «квартиры для девушки в современном стиле», как гласит название проекта, в котором неожиданным образом соседствуют строгость минимализма и тонкая романтика.

Вопрос лишь в том, можно ли одновременно сочетать требования минимализма, «взывающие» к отказу от любых «лишних» мелочей и эти самые милые мелочи, без которых сложно себе представить обстановку, которая обычно так нравится дамам.

Поэтому автор идет на своеобразный компромисс, стремясь к предельной лаконичности и функциональности интерьера, и при этом, добавляя туда «запретные» детали вроде милого букетика цветов или изящной посуды на полочках, которые настолько удачно подобраны и «замаскированы», что становятся гармоничным составляющим минималистической среды.

Н. Костюковская. Квартира для девушки в современном стиле. 2013

Дизайн приватного дома от Александра Кратовича хочется назвать классическим в лучших проявлениях этой самой классики (конечно, речь идет о позициях классической эстетики минимализма, если можно так выразиться). В работе автора определенно угадывается солидный запас опыта и мастерства. И хотя в своем минималистическом подходе дизайнер традиционен, при этом здесь не наблюдается никаких «реверансов» в адрес предшественников: все здесь несет на себе отпечаток индивидуального взгляда мастера – от предельной лаконичности обстановки до скурпулезно продуманных деталей интерьерной среды.

В итоге – стильное и цельное жилое помещение, освобожденное от стен, разделяющих комнаты и зонированое, согласно функциональным особенностям, уравновешенное по цвету и тону, грамотно освещенное и удивительно просторное.

А. Кратович. Приватный дом. 2015

В интерьерной работе Аллы Соловьевой хочется отметить тонкое чувство цвета, где последний создает настроение. Автор оперирует оттенками синего и голубого в качестве ярких элементов, «разбивающих» монохромный колорит обстановки. Таким образом, аскетизм минималистического подхода оформления «смягчается» и оживляется вмешательством цвета, что, в свою очередь, создает определенную атмосферу оптимизма, динамики и ритмичности.

А. Соловьева. Интерьер квартиры. 2012

Очень приятной оказалась встреча с интерьерным проектом Людмилы Татариновой, который хочется охарактеризовать как непринужденный и «живой». В определенной мере, это создается за счет того, что в оформлении присутствуют чередования крупных форм и объемов в сочетании с более мелкими. Ввиду этого, условно говоря, общая композиция строится на «конфликте» «большого» и «маленького». Впрочем, она также базируется и на игре цветовых пятен. Дополняется же все смелым и неожиданным соседством некоторой доли «брутальности» с элегантностью, которые одновременно, но весьма гармонично, соединяются в интерьере.

Л. Татаринова. Жилой интерьер. 2012

Хочется также отметить работу над дизайном квартиры, проделанную Натальей Цариковой. Здесь легкость и динамичность, такие характерные для современных вариаций минимализма, подаются с акцентом на добротность и даже некоторую «аристократичность» оформления интерьера.

Но разве можно сочетать такие аспекты как, например, откровенная респектабельность с намеком на шик, характерные, прежде всего, для интерьерного классицизма, с минималистическими простотой и сдержанностью?

Как оказывается, можно. И подход Натальи Цариковой – хорошее тому подтверждение. Не нарушая основных требований минимализма, автор мастерски добавляет в общую лаконичную обстановку детали традиционной классики, что, в свою очередь, способствует определенной доле стилевой контрастности интерьерной композиции.

И что же? Как оказывается, изящные атласные подушки отлично дополняют сдержанный интерьер, придают ему изюминку. А мягкая мебель, созданная с отсылкой к классическому стилю, добавляет общему портрету интерьера, вполне уместные в данном случае солидность и достоинство, являя хороший пример сочетания крайностей – простоты и роскоши.

Н. Царикова. Приватный интерьер. 2014

Впрочем, говоря о минимализме в интерьере, нельзя обойтись без мнения эксперта. Поэтому я взяла небольшое интервью у подлинного мэтра в этом деле и цельного мастера Льва Ивановича Агибалова.


Интервью.

- Как Вы пришли к дизайну интерьера?

- Как, вероятно, все, кто не получил базового профильного образования --  случайно. Так вышло, что я последовательно получил две специальности -- архитектора и дизайнера. Они как-то параллельно присутствовали во мне, тихо уживались и какое-то время почти не взаимодействовали друг с другом. Позднее начали проявляться совместно и, на мой взгляд, давали возможности для поиска более продвинутых, чем типовые, решений.   Как оказалось, чаще всего это происходило при работе с интерьерами. Именно в этих ситуациях знания индустриальных технологий и архитектурные знания о сооружениях /как о конструкциях/ помогали найти наиболее выгодные, во всех смыслах, решения -- из какого материала сделать лестницу для частного дома, из какого материала сделать дверь для специфического нестандартного  проёма, как обустроить ванную комнату со сложным планом, куда "не лезет" ни одна ванна, умывальник или душевой поддон и пр., и пр.? Иными словами,  проектная деятельность в сфере интерьера оказалась для меня тем единственным, что органично мне подходило и нравилось!

- В каких стилях Вы преимущественно работаете? Как Вы пришли непосредственно к этим стилям?

- Мне нравится осваивать и хочется пробовать себя в различных стилевых направлениях, тем более, что сейчас сложились все условия для подобных экспериментов.

Если 30-35 лет назад мы все пребывали в достаточно аскетичной среде типового строительства и связанных с ним возможностей, то в настоящее время активно развивается сектор частного домостроения, со всем своим разнообразием подходов,  решений, приёмов. Заметно расширилась типология загородного дома, стилевые предпочтения в проектировании,  усложнился уровень инженерии,  вырос объём капиталовложений и даже география приобретаемой недвижимости. Услуги дизайнера, который в этих условиях /ПРИ ЗАДАННОЙ СТИЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ!/ должен  помочь заказчику правильно структурировать и оптимизировать затраты, стали почти обязательными!

- Что Вам нравится в минимализме? А какие минусы минимализма на Ваш взгляд имеют место?

- Стилистика минимализма для меня чрезвычайно привлекательна. Она требует от проектировщика предельной ясности композиции, точности и чистоты решений. Очень важную роль играют семантические свойства поверхностей, детали и сопряжения. Минимализм к сегодняшнему дню прошел достаточно длинный путь развития и мы можем увидеть прекрасные образцы интерьеров в этой стилистике -- жилые помещения, выставочный залы музеев, общественные здания, аэропорты, спортивные сооружения и многоедругое.

Однако в последнее время среди множества примеров выделяются интерьеры  в минималистическом стиле, где, мне кажется, для усиления композиции, для контраста, вводятся предметы из "этники" или антиквариата. Во многом это наработано в музейных экспозициях. Стиль не испорчен, усиленно впечатление контраста! Я думаю, подобные компиляции будут характерны для последующего развития минимализма!

- Какие «подводные камни» бывают в работе с заказчиками? Что еще нужно, кроме профессионального опыта, чтобы хорошо складывались отношения с клиентами?

- Профессионализм во всём, всегда и досконально. Хороший интерьер никогда не бывает сразу весь спроектирован. Он, как картина, складывается постепенно во времени из кусочков и деталей и каждый раз Вы должны объяснить заказчику ПОЧЕМУ это нужно сделать а не другое. Почему от реальной освещенности в помещении Вы изменяете ранее предложенную колористику, почему нужно добавить /уменьшить/ количество светильников, почему проем нужно увеличить /уменьшить, сдвинуть вправо или влево/. При этом лучше всего, если Вы быстро рисуете при заказчике и на рисунках проходят Ваши объяснения.

- Есть ли у Вас хобби?

- Нет.

- Что Вы можете пожелать молодым дизайнерам?

- Трудолюбия и тщательного обдумывания своих решений.

- Огромное спасибо!

Л. Агибалов. Салон мебели New Studio. Фрагмент интерьера.


Другие проекты.

Надо сказать, что помимо интерьерных работ, привлекли мое внимание и другие минималистичексие проекты, представленные в каталоге, и в особенности фото, живопись и дизайн женской одежды. Однако такой выбор обусловлен, в первую очередь, исключительно только моим повышенным интересом к данным видам искусства.

Впрочем, долго распространяться на эту тему я не стану – просто кратко выскажусь касательно того, что меня по-настоящему «зацепило» как зрителя.

Если говорить о фотографии, то меня впечатлили смелые и по-настоящему завораживающие в своей неповторимой индивидуальности работы Марии Боне и Вадима Качана.

Первый из авторов представляет незаурядный проект, где создается романтический и даже, я бы сказала, поэтический портрет цветущего грушевого дерева. Он довольно просто, но при этом выразительно строится на основе крепкой минималистической композиции, базирующейся на четко выраженных горизонтальных и вертикальных линиях. А при помощи грамотно организованного света создается своя собственная атмосфера, в которой «живет» изображаемый объект, причем можно почти физически ощущать эту «жизнь».

М. Боне. Цветущая груша. 2014-2016

Второй проект являет собой мастерски сделанные абстрактные фотозарисовки, экспериментирующие с причудливой геометрией света. Примечательно, кстати, что для того, чтобы максимально исчерпывающе претворить в реальность эту довольно непростую задумку, лучшим решением стало обращение к простым минималистичеким средствам. Мне нравится, что в данном проекте весьма наглядно демонстрируется, как подчинение особой визуальной эстетике минимализма, где неповторимое формальное решение образа обусловлено четким логическим замыслом, передает истинный характер натуры, показывает ее под новым углом и неожиданно гарантирует необходимый успех в ее исследовании.

В. Качан. Из серии «Геометрия света». 2013

Что же касается живописи, то здесь мне запомнились два довольно характерных автора – Владимир Маслеников и Светлана Ноздрин-Плотницкая. Их лаконичные пейзажные этюды, не смотря на всю их незатейливость, тем не менее, остановили на себе взгляд и заставили внимательно их осмыслить.

Не секрет, что природа – это действительно мощный стимул для познания себя и мира. А если те или иные ее образы подаются мастерски и с душой, то даже самый незамысловатый живописный набросок становится своеобразным откровением.

Впрочем, те лаконичные пути, которые предлагает минимализм и  которыми тот или иной художник приходит к такому философскому результату, самые разные.

В случае с работой Масленикова – это цветовое решение. Обладая качествами прирожденного колориста, автор делает ставку именно на цвет, который становится здесь главной эмоциональной составляющей. Грамотно опираясь на наследие импрессионистов, мастер формирует свою концепцию изображения и, запечатлевая «пойманный» им конкретный момент, создает цельный, выразительный природный образ.

В. Маслеников. Зимний вечер. 2014

В пейзаже «Туман над озером» Светланы Ноздрин-Плотницкой, автор логически и скурпулезно осмысливает натуру и затем выделяет в увиденном самое острое и «цепляющее». Поэтому пейзаж выступает здесь не просто как эмоциональная зарисовка, но как результат напряженных размышлений. И это уже не просто запечатление натуры, пускай и очень продуманное, а своеобразное символическое олицетворение меланхолии и грусти в чистом виде, которые накрывают и поглощают зрителя без остатка, приходя из глубин синеватой дымки незамысловатого туманного этюда.

С. Ноздрин-Плотницкая. «Туман над озером». 2015

Дизайн женской одежды тоже не разочаровал. Порадовала фантазия модельеров, которым удалось минималистическими средствами создать самые разные образы.

Это, например, простой и строгий, но в то же время смелый и оригинальный вариант женской блузы от Надежды Химдиат, где ставка делается на детали: свою особую специфику наряду придает геометрическое «вмешательство» (композиция складок сзади, создающая впереди эффект накидки), а также неожиданное вкрапление красного, который «разбавляет» белый цвет изделия, придавая ему свою особую «изюминку».

В свою очередь, такая упрощенная геометрия и ясность линий невольно отсылают к минималистическим экспериментам художников 60-70-х гг., когда геометрические силуэты только входили в моду.

Н. Химдиат. Из коллекции «Весна-Лето» 2014-2015

Не менее привлекателен и минималистический образ, созданный Еленой Цокаленко. Он включает в себя гармонично сочетающиеся между собой по цвету и тону  полупрозрачную блузу и легкие брюки. Это поэтичный образ современной, но в то же время мечтательной натуры, красиво исполненный и тщательно осмысленный.

Е. Цокаленко. Коллекция «FW». 2016

Не обошлось и без минималистической классики: предельно простое темное мини-платье от Анастасии Кухаревич напоминает эксперименты легендарной Мэри Куант, которая в 1962 году предложила лаконичное женское платье с подчеркнутой мини-длиной. Впрочем, разработка Анастасии помимо этого являет собой тот удобный вариант одежды, который подойдет и для праздников, и для повседневности. В первом случае ситуацию оправдывает элегантное декорирование изделия, придающее ему особый шарм, во втором – сдержанность и неброскость.

А. Кухаревич. Коллекция «Девушка-птица». Весна-лето. 2014-2015

В заключение. Вот такой оказалась моя очередная встреча с минимализмом, который продолжает жить и идти в ногу со временем. Конечно, я отметила далеко не все минималистические проекты из каталога, что заслуживают внимания. Однако обо всем в одной маленькой статье не напишешь. Я лишь попыталась в общих чертах набросать свои впечатления по поводу того, что просто не позволило пройти мимо.

Хотелось бы также добавить, что это была не только встреча с любимым стилем, но и хорошая профилактика душевного старения, которая сопровождалась подлинным эстетическим восторгом.

Надеюсь, что каждый, кому попадет в руки каталог, тоже сможет найти здесь что-то свое. И пускай эта находка будет приятной!

Мария Минич, бакалавр искусств



Минич Мария Минич Мария
Телефоны:+375 (44) 751-48-43
Город:Минск

 




 
цена
       

© 2006-2017 obstanovka.by

При использовании материалов прямая ссылка на сайт вида: Обстановка - дизайн интерьера - обязательна!

Интерьеры

Интерьер квартиры
Интерьер дома
Интерьер офиса
Общественные сооружения

Архитектура

Дизайн фасада
Ландшафтный дизайн

Публикации

Интервью
Аналитика

Новости

Интерьер
Архитектура
Дизайн
Новости компаний

Журнал

#1 2016

Спецвыпуск

Google