дизайн интерьера
 
Фильтр объектов
Объект:
Площадь, м2:
Дизайнеры:


                                сбросить фильтр
01.03
01.03




"Дизайн - это стиль. Дизайн - это стилевая эпоха"
                                                          © Фархад Мулладжанов

 

культурологический манифест - декларация.

 

Крупное явление вообще бывает трудно рассмотреть, особенно, если находишься внутри него. Происходящее кажется обыденным и само собой разумеющимся. И только когда оно, это явление достигает апогея, когда достигает вершины, вдруг открываются картины, до того не видимые в обычном ракурсе или масштабе.

 

Таков и Дизайн. Такова его Эпоха.

 

Теперь, когда крупная, масштабная структура окончательно сложилась, можно сказать, и я говорю об этом не без гордости первооткрывателя, что Дизайн - это стилевая эпоха, что Дизайн - это стиль.

 

Нам посчастливилось жить в крупную идейно-эстетическую эпоху. Не каждому поколению выпадает такое счастье. Такова была эпоха Барокко, Такова была эпоха Готики.

 

Тезис или декларация о том, что Дизайн - это стиль, о том, что Дизайн - стилевая эпоха может показаться преувеличением, но только на первый, поверхностный взгляд.

 

Человечество знает много художественных стилей имевших достаточно короткую жизнь и в очень узких рамках - всего несколько десятков лет или даже просто лет, существовавших в лице своих апологетов и умиравших вместе с ними. Значения и эстетического качества такой факт этим стилям не убавил. Они достаточно ярки и выразительны. однако это всего лишь стили, не ставшие эпохой.

 

Нет смысла доказывать, что эпоха - явление гораздо более крупное и объективное: -оно характеризуется другими временными, пространственными и идейными масштабами. Требуется стечение многих и многих обстоятельств, чтобы эпоха зародилась и проявила себя в полную силу.

 

Почему я берусь утверждать, что Дизайн - это ни что иное, как стиль, выражающий свою стилевую эпоху, эпоху Дизайна?

 

Да прежде всего потому, что как и любая другая значительная эпоха - Дизайн, как культурно-эстетическое явление масштабен и при всей своей кажущейся формальной многоликости целен и монолитен.

 

Эпоха Дизайна глобальна, она охватывает все пять континентов. В истории человечества до сих пор не было такого масштабного явления. По-существу мы имеем дело с беспрецедентным явлением. Даже такие крупные эпохи как Барокко и Готика, проявившие себя во всех видах искусств по своим пространственным масштабам были гораздо скромнее, охватывая лишь часть европейского континента (Южная Америка с его прецедентами барокко составляет скорее исключение). Что касается временных рамок крупных эпох, то они могут только соперничать с эпохой Дизайна, учитывая тот факт, что нынешняя эпоха лишь входит в свой зенит. Как долго она продлится - пока трудно определить. Возможно, и скорее всего, пока не произойдет смена цивилизационной парадигмы, она будет прочно удерживать свои позиции. А учитывая, что за её плечами уже сто лет развития и она только входит в зенит, в свою художественную зрелость, можно предположить, что и временные рамки этого явления будут весьма впечатляющими.

 

Однако глобальность Дизайна характеризуется не только географическими масштабами, в которые вовлекается все большее и большее количество стран и народов.

 

Прежде всего эпоху Дизайна, как впрочем и любую другую крупную эпоху, характеризует трансдисциплинарность. Дизайн охватывает буквально все сферы человеческой деятельности: - от производства зажигалок и электровозов, до программных оболочек и медицинских приборов, от рекламы до политтехнологий. Я перечислил лишь те области, которые, за исключением политтехнологий имеют непосредственную связь с дизайном, как видом деятельности. Это лишь то, что очевидно. Но нельзя не отметить, что и сама философия современной жизни, организации производства и коммерции, научных исследований, культурных и общественных мероприятий используют в своей организационной основе те же методы и проектные схемы что и исконно дизайнерская сфера.

 

 

современные искусства: архитектура, живопись, скульптура, музыка - это дизайн.

 

 

Не слишком ли много я делегирую Дизайну? Не слишком ли много для такого узкого сектора, как профессия, которая традиционно понимается как вид деятельности в области художественного конструирования утилитарных предметов, визуальных коммуникаций и среды обитания, как его понимают и преподают в школах и на факультетах многих и многих вузов, готовящих дизайнеров?

 

В том-то и дело, что нет! Профессия и деятельность в данном случае лишь формальный выразитель явления. А деятельность и методы, столь горячо декларируемые педагогами различных школ как «дизайн» - всего лишь соки питающие гораздо более крупную структуру.

 

 

реклама и плакат - душа и крылья дизайна.

 

 

Современная цивилизация породила такую, до того неизвестную человечеству форму деятельности и визуальных коммуникаций, как реклама и его частную форму – плакат, хотя темы и свойства плаката часто выходят за рамки рекламы по своим социальным задачам. Тем не менее плакат и реклама, как выразители идей и задач времени по сути стали тем стимулирующим фактором, который и дал жизнь дизайну как явлению и стилю. Природа рекламы лежит в основе и сути дизайна.

 

Реклама лишила человечество веры в чудо, прочно обосновавшись на его месте. Тем самым она окончательно секуляризировала художественную мысль, превратив искусство в дизайн.

 

Традиционное или академическое искусство не может существовать вне религиозного сознания, а дизайн может, только и может, выражая свою философию и подкрепляя тем самым современную цивилизационную парадигму утилитарного комфорта, потребления и развлечения.

 

Иными словами, и современное искусство - это по-существу ни что иное, как дизайн, будь то музыка, живопись, скульптура или архитектура, которая де факто уже трансформировалась в строительный дизайн, но по традиции продолжает именоваться архитектурой. А о так называемом актуальном искусстве, которое без больших натяжек можно назвать межвидовым гибридом рекламы, политтехнологий и желтой прессы вообще не имеет смысла говорить - факт дизайна, от идей и методов создания до конечной художественной формы, как говорится, налицо.

 

Казус тут заключается лишь в том, что под дизайном традиционно понимается вид деятельности и произведенные этой деятельностью продукты. Я же берусь утверждать, что дизайн это гораздо большее - это стиль и выражаемая им эпоха. Стилевая эпоха. В этом случае мы просто имеем дело с обычной лингвистическо-терминологической путаницей. Но ведь и термин “барокко” не менее запутан, случаен и противоречив! То, что термин “дизайн” обозначает в данном случае и одно и другое, и деятельность и продукт и стиль - лишь подтверждение крупного явления.

 

Однако, если речь идет о стилевой эпохе или даже просто эпохе в более широком смысле слова, то неизбежным становится вопрос о стиле эту эпоху выражающем.

 

Стилевая эпоха не может быть таковой, если у неё нет устойчивого и очевидного формального выражения.

 

И в данном контексте мы неизбежно должны рассмотреть дизайн с точки зрения стиля, выражающего свою эпоху.

 

Что мы можем подразумевать под понятием Стиль? Толковые словари и энциклопедии дают разные, часто не очень определенные толкования этого понятия. Хотя, и это вполне очевидно, следуя современной форме мышления легко предположить, что стиль - это система ценностей выраженная в форме.

 

Вне системности убеждений, мировоззрения, формы существования стиль не складывается. А современная цивилизация системна до мозга костей. Признается это кем-то или нет. Вместе с тем, там где системность нарушена, где существуют перекосы убеждений, формы жизни хаотичны и противоречивы, нет и не может быть сколько-нибудь убедительного стиля. Тем более четкого и выразительного. Могут быть лишь отдельные, более менее удачные прецеденты.

 

Доказать же, что дизайн - это прежде всего стиль, очень просто. На уровне школьных представлений. Любой предмет, будь то самая обыкновенная табуретка, не будучи созданная по законам художественной формы стиля, «дизайном» не является - это очевидно, даже если по своим техническим и эксплуатационным свойствам во многом превосходит свои дизайнерские аналоги. Это может определить любой, даже совершенно далекий от дизайна человек.

 

 

“айсберг” дизайна и “титаник” профессионалов.

 

 

Не во всех странах дело с дизайном обстоит одинаково. Где-то он проявился больше, где-то меньше, а где-то и вовсе отсутствует.

 

Почему, при том, что дизайн глобален, все же немногие страны могут похвастаться лучшими образцами дизайна и национальной традицией в этой области? Можно конечно говорить о недостаточном развитии производств, технологий, культурных традиций и общей исторической ситуации. И это будет во многом справедливо. Однако, главное определение все же лежит в другой плоскости. И как нетрудно предположить - именно в плоскости Стиля.

 

 

-Профессионалы не следуюшие законам своей стилевой эпохи остаются за бортом истории. Так было и так будет. Не важно, идет ли речь о барочном мастере или о современном дизайнере. Бывают конечно исключения в виде очень крупных фигур, создавших свой стиль в каком-нибудь одном, локальном виде искусств. Но исключения лишь подтверждают правило.

 

В том, что при всей своей глобальности Дизайн не проявился в некоторых странах как художественный стиль, нет никакого противоречия, ставящего его, Дизайн как сформировавшийся стиль под сомнение.

 

Ведь и Барокко обошло стороной некоторые страны и народы. И Готика тоже. Доказывать это нет никакой необходимости. Процесс формирования эстетической эпохи, несмотря на всего его перипетии и коллизии не стал менее объективным. Любая крупная эпоха, всегда включала в себя сложную многомерную и многоплановую, а иногда и противоречивую картину, разобраться с которой было суждено лишь последующим поколениям.

 

Эпоха дизайна не исключение в этом смысле. Разобраться со всеми этапами, формами, внутристилевыми течениями и областями худдеятельности, где проявился стиль и оставил свой след в истории - задача искусствоведов и культурологов. Систематизация эпохи, вычленение этапов зарождения, зрелости и угасания - задача будущих поколений.

 

Я же хотел лишь обозначить Дизайн прежде всего как явление, как стиль и его стилевую эпоху, со всей присущей ему устойчивой морфологией выраженной в форме. Думаю, это важный и насущный вопрос современной культурной и профессиональной жизни, особенно в условиях глобальной конкуренции за рынки и за культурную карту мировой цивилизации.

 

 

 

Поздравляю вас, дорогие друзья! Вы стали свидетелями важного культурологического открытия, обозначившего стилевую эпоху «Дизайн», в которой нам довелось жить и работать.

 

 

© Фархад Мулладжанов 2012г.

 






 

Последние новости в разделах

Новости компаний / Европейский дуб в цвете Венге   2018-04-24

Европейский дуб в цвете Венге — новая паркетная доска фабрики Cadorin, которая вобрала в себя всю красоту оттенка горького шоколада. Элегантность и благородство доски отражает уникальность коллекции Elite и отлично подходит тем, кто любит детали и необычные цветовые сочетания...

  Салон Нуволе

Инсталляции / СRYSTALIZED для MELISSA SHOES   2018-04-13

Многопрофильная нью-йоркская дизайн-студия SOFTlab создала инсталляцию под названием Crystalized, которая украсила бутик известного обувного бренда. На создание кристаллической структурной инсталляции для магазина Melissa, расположенного на Манхэттене, дизайнеров вдохновила коллекция обуви Star Walker...

  СRYSTALIZED для MELISSA SHOES

За идеями, вдохновением и весенними новинками идем на выставку «Мебель & Интерьер 2018»   2018-04-06

Подготовка ведущего события мебельной сферы Беларуси — выставки «Мебель & Интерьер» — в самом разгаре. Лучшие образцы мебельной продукции от отечественных и зарубежных производителей, предметы интерьера, дизайнерские разработки...

  Мебель & Интерьер 2018

Дизайн / SOL DOME   2018-04-03

Студия Loop.pH представила инсталляцию под названием SOL Dome (Солнечный купол). Это легкая конструкция в форме купола диаметром 8 метров и высотой 4 метра. Ее вес – всего 40 кг. Инсталляцию собрали на месте за 3 дня из тысячи отдельных кругов, сотканных из композитных волокон...

  SOL DOME

Архитектура / МИНИ-ДОМ KODA   2017-03-29

Дом построен из тонких бетонных панелей с вакуумной изоляцией внутри. Основной материал, используемый в интерьере, – дерево. Такое сочетание обеспечило дому надежный и долговечный внешний вид, приятный и уютный интерьер, а также возможность поддерживать необходимую температуру внутри...

  МИНИ-ДОМ KODA

Интерьер / TINT   2018-02-06

В основе концепции дизайна данного интерьера, в первую очередь, лежит минимализм, который прослеживается уже в подходе к разграничению пространства. Для разделения некоторых зон дизайнеры прибегли к легким раздвижным перегородкам...

  TINT

товары со скидкой
       

© 2006-2018 obstanovka.by

При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт: дизайн интерьера или ссылка вида дизайн квартир - обязательна!

Интерьеры

Интерьер квартиры
Интерьер дома
Интерьер офиса
Общественные сооружения

Архитектура

Дизайн фасада
Ландшафтный дизайн

Публикации

Интервью
Аналитика

Новости

Интерьер
Архитектура
Дизайн
Новости компаний

Журнал

#2 2017

Спецвыпуск

Google