дизайн интерьера
 
Фильтр объектов
Объект:
Площадь, м2:
Дизайнеры:


                                сбросить фильтр




Мнение архитектора: «Новые районы Минска — это взрыв на макаронной фабрике, полный хаос и дезориентация»

 

Нам нравится выслушивать мнения о Минске людей, которые участвуют в создании нашего необычного, но горячо любимого города. Сегодня своими размышлениями о столице поделился известный белорусский архитектор Александр Кратович.

 

— Нравится ли вам, как выглядит город Минск? Что бы вы поменяли?

 

— Я родился и прожил много лет в Минске, а точнее, в его центре. Не передать словами, как мне дорог этот город и как болезненно я отношусь к некоторым переменам в нем. Долгое время, еще до того, как я первый раз выехал из города, мне в Минске представлялись его кусочки то Петербургом, то Парижем, то Москвой, согласно моим представлениям об этих городах.

 

Минск уникален, действительно чрезвычайно красив и комфортен в своей центральной части. Я теперь могу профессионально объяснить причину того, почему Минск так гармоничен. Он очень близок к тому идеалу, к которому стремилось не одно поколение архитекторов в мире, о котором мечтали и частично смогли осуществить свои мечты в натуре. Но целиком выполнить идеальный план города никому не удавалось ввиду различных обстоятельств. В Минске этим планам суждено было сбыться.

 

В тот момент, когда создавался нынешний облик центра Минска, а именно, в послевоенное время, доминировали идеи классики, и не только в сталинском СССР, но и в мире в целом. Например, я увидел в Вашингтоне полную копию сталинского ампира. Это было здание Национального художественного музея США 1949 года. Так вот, архитекторы-классицисты внесли в Минск все лучшее, что было накоплено в мировой классической архитектуре к тому моменту. Мне могут возразить, что для этого снесли исторические здания довоенного времени, но я не соглашусь, потому что все здания, которые вошли в комплекс проспекта Независимости, сохранены или частично реконструированы. Даже не пострадала тогда дореволюционная постройка, первая городская электростанция (которую нынче снесли под гостиницу «Кемпински»).

 

Посмотрите, как великолепно решен проспект в этой центральной части. Центр легко прочитывается — ГУМ, Нацбанк, монументальные жилые здания в четырех направлениях от перекрестка. Далее, ось в сторону площади Победы, проспект решен в лучших традициях европейской архитектуры: Париж с площадью Звезды, Берлин с Тиргарден и монументом Победы, Петербург с Дворцовой площадью, Вашингтон с его Национальной аллей и монументом Вашингтона в центре. Все они строятся по принципу контраста горизонтали зеленого ландшафта и вертикали колонны Победы, ведь значительность памятника определяется масштабом соотношения монумента и ландшафта. В Минске после строительства гостиницы «Кемпински» все это построение разрушено!

 

Далее, в столице всегда был уникальный и великолепный вид на Генштаб в окружении монументального силуэта Оперного театра вдали и вертикали шпиля слева. Вся эта композиция отражается в водной глади разлива Свислочи. Меня удивляет, что сегодня вся эта панорама заросла высокими деревьями и практически исчезла, а ведь раньше она украшала обложки путеводителей по Минску наряду с привокзальными башнями.

 

Хочу заметить, что я много раз предлагал в здании первой минской электростанции разместить выставочную площадку Музея современного искусства. Ведь сегодня просто «бум» музейного строительства во всем мире (именно современного искусства). Такие музеи стали местом притяжения образованной молодежи, местом проведения досуга прогрессивной публики. Ведь самый известный в мире и один из первых музеев такого типа, «Тейт Модерн» в Лондоне, один к одному, как в Минске, распложен в центре города и в бывшем здании электростанции.

 

Теперь хотелось бы сказать кое-что об историческом центре города. Он по чуть-чуть, но все же возвращает свою значимость и цельность. Во многом этому способствует социальная компонента — различные фестивали и концерты. Но необходима и архитектурная составляющая — она основная. После праздника центр пустеет, и культурная аура исчезает. Обратите внимание, когда мы движемся от ГУМа в сторону исторического центра, мы ожидаем какого-то нарастания интереса, насыщенности, сложности. Например, возьмем Венецию, Флоренцию, Петербург, Вильнюс, Ригу и так далее. Во всех этих городах довольно просто определить центр — туда люди движутся, там оживление, там туристы. У нас же не так, после оживления на проспекте Независимости приходишь на пл. Свободы в пустоту и тишину. Поэтому, на мой взгляд, сюда надо привнести информативность и зрелищность, я имею в виду и архитектуру, и ее содержательное наполнение.

 

Прежде всего, в исторической части не хватает главного: музея истории страны. Вспомните исторический музей в Москве, музей на главной площади в Кракове, Вильнюсе, Риге и так далее. Примеров бесконечное множество. Почему бы ему не быть в существующем историческом здании, где сейчас расположен Дом профсоюзов?

 

Про Ратушу. Она сегодня выглядит, как гипсовый макет. Почему бы ее не покрасить и оформить в стилистике 17 века, придав ей большую аутентичность. В ней можно организовать сувенирную торговлю и сменные выставки, уютное кафе, а двери держать всегда открытыми настежь. Можно и макет города разместить в подвале под существующим стеклянным шатром. Так функционируют ратуши в большинстве городов Европы. Я бы восстановил три здания, снесенные в 80-х возле Кафедрального собора. Таким образом, замкнулся бы контур исторической площади и получился бы уютный, камерный масштаб средневекового города.

 

Также можно и нужно восстановить собор, который раньше был на углу Дворца Республики со стороны консерватории, который снесли в 50-х годах. В нем мог разместиться концертный зал консерватории, как в Москве, Вене или Петербурге. Он отделил бы историческую часть города от современной и украсил бы ее. Я бы восстановил и Башню с часами напротив Ратуши у католического собора Девы Марии. Площадка свободная. Башня была бы ярким ориентиром на историческую часть города со стороны проспекта Независимости и визуально замкнула бы историческое ядро города. Ведь все это не такие большие затраты в сравнении со значением для исторического центра столицы европейского государства.

 

Осмелюсь предложить даже что-то сделать с участком ул. Ленина, который разрезает пл. Свободы на две части. Пока этот участок просто транспортная катастрофа в центре города. Может, надо сделать транспортный тоннель на этом участке или, если это дорого или технически невозможно, сделать хотя бы широкую эспланаду над проезжей частью по принципу моста Ювелиров во Флоренции. Она соединила бы обе части площади воедино. Католический собор Девы Марии и Башня часов влились бы в ансамбль исторической площади.

 

— Какое ваше любимое место в городе? Какое здание?

 

— Мое любимое место в городе — улицы К. Маркса и Ленина, район художественного музея. Я там жил в детстве, часто бывал в музее. Вы когда-нибудь обращали внимание на структуру города на большой карте? Там в центре есть маленький островок Европы, это регулярная квартальная структура улиц, где легко ориентироваться, где уютные спокойные дворы. Весь остальной город — это взрыв на макаронной фабрике, полный хаос и дезориентация. Всегда в этих новых районах ничего невозможно найти и никуда не доехать, разве что с навигатором.

 

— Как бы вы решили проблемы неэстетичности спальных районов Минска?

 

— Спальные районы? К сожалению, их слишком много. Но у меня есть рецепт. Надо все группы зданий «закварталить», то есть замкнуть контуры, образовать дворы, визуально и фактически отделить от проезжей части. Для этого замкнуть просветы между зданиями встройками с оригинальной современной архитектурой. Таким образом, мы социологизировали бы жизнь внутренних дворов, обезопасили детей, максимально вынесли бы стоянки транспорта наружу в зону проезжей части. Нужно просто расширить проезжую часть, что намного проще сделать, чем строить стоянки.

 

Мне могут возразить, что это уплотнение, но я отвечу: плотность заселенности, если судить по увеличению площади на душу населения, уменьшилась, а значит, не так критично. Также в этих вставках могут купить себе жилье люди, которые хотят расшириться по соседству с родителями или детьми, соседями или хотят новое жилье без смены места жительства. Также можно делать во вставках социальное жилье.

 

— Чего нашему городу не хватает, чтобы стать более атмосферным, дружелюбным?

 

— Чтобы сделать Минск более атмосферным, нужно внимательнее, не формально относиться к архитектуре уровня пешехода. Это уровень тонкого зрительного и тактильного отношения к городу. Нельзя к каждому празднику грубо и бездумно «обновлять» цоколи розовой краской из бочки, нарушая элементарную технологию, невзирая на архитектурное решение, на прежнюю отделку, историческую ценность здания, на стилистику и цвет здания в целом. А как относиться к бесконечным «балконам-сараям» и «окнам-курятникам» по всем магистралям города? Это все равно, что красивый галстук с капельками вина или салата на нем. Впечатление испорчено и уже не исправить. Такого я не видел нигде, ни в одном городе в мире. Я каждый раз думаю, ведь люди покупают квартиру в центре города в престижном районе, даже в памятнике архитектуры, и ни у кого не болит сердце, когда они меняют окна на свои «курятные».

 

— Нравятся ли вам современная архитектура в Минске?

 

— В последнее время в Минске появилось много новых современных зданий. Я думаю, очень удачно разместилось здание «Роял Плаза», оно хорошее по архитектуре. Оно удачно сработало на центральную часть города, проспект Независимости, вид от ГУМа, теперь город в этой части получил полноценный завершенный вид. Оно также послужило созданию полноценного Сити в зоне начала проспекта Победителей. Ведь там всегда планировалось Сити, еще в 60-х годах прошлого века, и вот, наконец, этот район получил нужный акцент. Рядом с ним завершается строительство очень интересного здания торгового центра «Галерея». Я думаю, можно добавить там еще один небоскреб позади «Роял Плаза», да еще повыше — этажей 50-60. Был бы наш Париж-Дэфанс или Лондон-Сити, Вильнюс-Сити или Москва-Сити. Строительство Сити в аэропорту «Минск-1», на мой взгляд, ошибка — выстрел в воздух. Кстати, октаэдр здания Национальной библиотеки великолепно смотрелся бы на холме возле гостиницы «Беларусь», это был бы точно бриллиант нового Сити.

 






 

Последние новости в разделах

Новости компаний / Компания Gira - победитель в номинации «Магазин электрики №1» в Беларуси по результатам Премии «Номер один» 2017!   2017-11-22

Вечером, 3 ноября 2017 года, прошла церемония награждения за достижения в области качества товаров и услуг. Масштабное мероприятие развернулось в бальном зале Отеля DoubleTree by Hilton Minsk...

  Компания Gira

Новости компаний / Новинка от «GeNtly» - «Chair NG»   2017-11-20

Лёгкий, изящный стиль, не загруженный лишними деталями,- всё к месту и ненавязчиво. Фактура ткани, благородный оттенок сложного цвета пастельного тона, функциональность, продуманная конструкция, плавность линий, суперсовременные материалы в наполнении - все это привлекает к себе внимание...

  GeNtly

Дизайн / Программируемый стул SWISH   2017-11-08

Международный дизайнерский и инновационный офис Carlo Ratti Associati продолжил сотрудничество с итальянским производителем мебели Cassina и выпустил стул SWISH – прототип кинетического деревянного стула...

  Программируемый стул SWISH

Архитектура / ДОМ RYFYLKE   2017-10-09

Дом расположен в пологой местности на небольшом острове к северо-востоку от города Ставангер – нефтяной столицы Норвегии. Так как остров не соединяется с материком дорогами, все строительные материалы пришлось транспортировать к месту на судне...

  ДОМ RYFYLKE

Интервью / Анатолий Цейтлин: «…ВСЕ, ЧТО СОЗДАЕТСЯ ХОРОШЕГО, ЗИЖДЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ЧЕСТОЛЮБИИ ЗОДЧЕГО»   2017-09-25

Гость нашей рубрики – член Белорусского союза архитекторов, профессор Международной академии архитектуры, руководитель творческой мастерской «ТМ-7» Анатолий Зиновьевич Цейтлин. Автор многих общественно значимых объектов и жилых комплексов...

  Анатолий Цейтлин

Интерьер / Карим Рашид рассказывает об интерьере Lotte Amoje   2017-09-21

«В основе Lotte Amoje – идея просторного, приметного места для встреч, для свободного или делового времяпрепровождения. Это место по всем меркам призвано стать культовым, излюбленным и привлекательным для всех, кто хочет встретиться, пообщаться и поесть… в полном цвете!...

  Карим Рашид рассказывает об интерьере Lotte Amoje

товары со скидкой
       

© 2006-2016 obstanovka.by

При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт: дизайн интерьера или ссылка вида дизайн квартир - обязательна!

Интерьеры

Интерьер квартиры
Интерьер дома
Интерьер офиса
Общественные сооружения

Архитектура

Дизайн фасада
Ландшафтный дизайн

Публикации

Интервью
Аналитика

Новости

Интерьер
Архитектура
Дизайн
Новости компаний

Журнал

#1 2014

#4 2013

Google