дизайн интерьера
 
Фильтр объектов
Объект:
Площадь, м2:
Дизайнеры:


                                сбросить фильтр
01.03
01.03




Пространство свободы

 

Интервью порталу INTERIOR EXPLORER (Москва) 2013г.
пользовательская аудитория 1100000 посетителей в месяц

 

 

Мне нравится выражение Юрия Назарова – оно максимально метафорично – «Вирус дизайна давно бродит по свету. Зацепив и наши палестины». Как вы считаете - дизайн – это действительно вирус в теле современной культуры?

 

С культурой традиционно связываются ценности прошлого, ценности, которые приняты обществом и, в итоге, ценности, возведенные в культ. Дизайн – наоборот. Его интересы обращены не в прошлое, а в будущее. В этом смысле, понятия «дизайн» и «культура» антагонистичны. Действительно, в наше время стало очевидным, что дизайн как вирус пользуется достижениями культуры лишь с целью разрушить и утвердить свои ценности. В этом плане, в самом деле, дизайн это вирус на теле культуры. Добавлю, на теле традиционной культуры.

 

Архитектура, дизайн, в том числе и дизайн интерьера – это часть маркетинга, интегральная часть коммерческой рыночной экономики. Где грань, которая разделяет архитектуру и дизайн как искусство и архитектуру, и дизайн как коммерцию. Как совместить деньги и творчество?

 

Когда инвестор не имеет средств, а хочет, чтобы объект выглядел дорого – это коммерция, а в обратной ситуации, когда средств достаточно, а цели выглядеть дорого, нет, возникает предпосылка для свободного творчества. В этой «вилке» и нужно искать ответ. Вот вы обращали внимание, как комфортно культуре в странах и городах «посткультурных», где все построено, где все достигнуто, никого не надо догонять, нечего доказывать Италия, Лондон, Нью-Йорк?! Такая самодостаточность!

 

На мой взгляд, там, где появляется коммерция, там постепенно исчезает искусство, на его место приходит дизайн. Между прочим, коммерция и породила дизайн. Уж не знаю, я первый высказал эту идею, или она была высказана кем-либо раньше, но суть в том, что цели и принципы их достижения и в коммерции и в дизайне одинаковы: сделать дешевле - продать дороже. Даже такое качество дизайна, как выглядеть привлекательно, современно, неординарно имеет коммерческую основу.

 

По моему мнению, искусство интерьера и частная архитектура находятся или должны находиться, по ту сторону коммерческого интереса, ибо эти вложения конечны и не должны быть рассчитаны на выгоду или прибыль, это не инвестиция, а статья расходов, рассчитанная на получение комфорта, удовольствия и наслаждения. Но, к сожалению, не все заказчики так поступают, часто можно видеть, как состоятельный человек, по инерции, относится к созданию своего жилища также как к бизнесу.

 

Кстати говоря, любопытно наблюдать как объект коммерческого происхождения, то есть дизайнерский объект попадает в традиционную культурную среду. Вот здесь-то и возникает самое интересное взаимодействие. Я думаю, это суть современных процессов в культуре. В этом соприкосновении и возникает не взаимоуничтожение традиционной культуры и дизайна, а усиление взаимной значимости.

 

 

 

Знаю, что у вас есть раритетное издание Витрувия с пометками архитектора Казакова. Когда Витрувий становится не просто учебной книгой, одной из многих, которую рекомендовано прочитать на 1 курсе в рамках истории архитектуры, но книгой, которая удивляет своей глубиной? Когда приходит осознание, что Витрувий - тонкий мыслитель?

 

Да, Витрувий - наш бог! Мы, архитекторы, должны быть бесконечно благодарны ему за то, что он впервые и навсегда своим знаменитым изречением о пользе, прочности и красоте, ввел архитектуру в ранг высокого значения и философской глубины. Он своими словами не дал ответа, а поставил вопросы, на которые уже много веков не могут найти ответы. Что касается моей книжки, то я просто ее люблю, это мой тотем, который меня не раз защищал и помогал мне в трудные минуты в профессии. Эта книга является первым в России изданием по архитектуре, год 1795.

 

Первая книга Витруваия об архитектуре начинается с восхваления Цезаря, признания его мощи. Если убрать имена – и поместить это в газету или журнал - будет читаться актуально. Роль государства в архитектурной практике велика, зависимость архитектора от заказчика сопряжена. Что такое свобода архитектора? Когда она возможна или когда она осознается как свобода? Это - «свобода от» или «свобода для»? Когда возникает осознание свободы в профессиональной деятельности?

 

Я думаю, что свобода в профессии в первую очередь связана не со свободой от внешних факторов, а со свободой внутренней. Свободой импровизировать, находить изящные решения в самых стесненных и безвыходных ситуациях. Мне кажется, что одним из важнейших факторов в профессии архитектора является способность удивлять, удивлять неожиданностью и виртуозностью решения сложных и, казалось бы, неразрешимых проблем.

 

Сколько существует примеров, когда и государство и частный заказчик ставит различные преграды и ограничения, а в итоге находятся прекрасные решения. Убедительный пример тому - сталинская архитектура.

 

Важно, что бы у автора были идей и этими идеями он мог увлечь заказчика, или общество. Когда же государство или частный заказчик доверяет свои средства, а у автора нет идей, и нет мыслей, вот тогда беда, тогда неудачи.

 

 

 

Как определяется место архитектора в социуме?

 

Очень банальный и одновременно очень интересный вопрос! Традиционно внимание к архитектуре, а к ее творцу архитектору - невелико. Редко можно увидеть имя архитектора под фотографией панорамы города или улицы, разве что имя фотографа. С другой стороны, назовите мне какого-либо представителя другой профессии, кому было бы позволено нарисовать на многовековом плане города «граффити» размером с квартал и при этом оставить всем на обозрение на ближайшие сто-двести или тысячу лет. Вот и судите теперь о действительном месте архитектора в социуме.

 

Вопрос социальной ответственности художника важен. Этот вопрос стал особенно острым в XX веке. Мне созвучна позиция Жака Маритена, французского философа, который разложил социальную ответственность художника на три составляющие – ответственность перед собой, ответственность перед своим художественным произведением, ответственность перед обществом. Какой тип «ответственности» ваш?

 

Жак Маритен писал свою работу в то время, а это было время 1960х, когда все писатели, философы и в том числе архитекторы увлекались социальными идеями. Я как-то думал об этом, и мне в голову пришла такая крамольная идея, точнее нашлось объяснение такой увлеченности. После наступления поры модернизма в архитектуре с ее плоскими фасадами и упрощенными деталями архитекторы оказались в состоянии растерянности относительно формотворчества. Вот и взялись за формообразование в градостроительстве, а заодно и философствовании на социальные темы. Яркий пример тому план города Бразилиа, нарисованный почти как голубь мира Пикассо, рукою знаменитого Оскара Нимейера. Ну, надо же было что-то рисовать, раз не было фасадов.

 

Если серьезно, то я за ту форму ответственности, когда художник ответственен только перед собой. Я убежден, что у настоящего художника так велика ответственность перед собой, что она многократно перекрывает все остальные виды ответственности.

 

 

 

Возвращаясь к Витрувию. Именно он дал алгоритм, которым пользуются все архитекторы до сих пор – «прочность, польза, красота». Прочность (функциональность) стоит на первом месте. Хотя надо добавить, что все три части алгоритма, по мнению Витрувия, взаимосвязаны, нельзя выделить как приоритетное что-то одно. Они соразмерны как понятия, они все вместе создают гармонию. Что для современного архитектора важно – сопряженность этих трех составляющих или приоритетность чего-то одного? Пользы, например? Что случается, когда баланс нарушается?

 

Как я уже говорил, ни в одну эпоху не было дано более-менее точного ответа на состав баланса трех составляющих. Есть несколько простых правил, и каждая эпоха выбирает акцент на одном из них. Так и триада Витрувия меняет свои акценты до полной противоположности.

 

Например, минимализм выглядит как самый «полезный», но в реальности довольно бесполезный и дорогой, а классическая архитектура выглядит дорогой и не рациональной, то есть «бесполезной», а на самом деле очень удобна и весьма экономична.

 

Архитектура и дизайн создается легендарными людьми. Какие люди-легенды (в архитектуре и дизайне) оказали на вас максимально влияние. Почему?

 

Архитектура - удивительное искусство. С одной стороны, казалось бы, оно предельно конкретна – это стройка. С другой стороны, имея в руке два кирпича, приходится ломать голову, как их сложить, при этом всем окружающим безразлично, что вы там себе думаете. Но самое забавное, что, именно это происходит и в масштабе больших строек. Вот здесь-то и раскрывается пространство для свободы творчества, и вот тогда и возникает вопрос о личных границах свободы этого творчества, другими словами возникает вопрос об аргументации своих решений, определения причины и обозначения пределов поиска решений.

 

Я вижу во всех направлениях современной архитектуры присутствие выраженного поиска аргументации. Ведь не зря у Рема Кулхаса работает целый штат специалистов разного профиля, даже далеких от архитектуры, и все это ради того, что бы найти аргументированную форму – для себя, но совершенно не обязательно понятную окружающим.

 

Лично мне близки и понятны Стивен Холл, Жан Нувель, Ренцо Пиано, Франк Гери. Их аргументация художественная, их архитектура классически выразительна и прорисована, она по структуре эмоционального воздействия сродни живописи или скульптуре.

 

 

 

Классические критерии дизайна – функциональность, конструктивность, экономичность, эстетическая выразительность. Какие критерии выделили бы Вы? Какие добавили? Почему?

 

Я думаю, что в зазоре между этими понятиями должно найтись место еще одному – художественность. Что я под этим понимаю? Эстетичность на 90% понятие объективное, а вот художественность - это понятие, связанное с глубинным миром подсознания человека. Как это будет выражено, время покажет, могу лишь сказать, что на поле актуального искусства сегодня нарабатывается значительный потенциал идей.

 

Какие критерии в современном дизайне и архитектуре доминируют на данный момент?

 

Вы, наверное, ждете от меня, что я заговорю об экологии в архитектуре и дизайне. Да, сейчас об этом много говорят. Но я думаю, что эти проблемы должны решаться на межгосударственном уровне, политиками, прежде всего и бизнесом, во вторую очередь. В конце концов, сами обстоятельства заставят найти нужные решения. В архитектуре и дизайне эта идея находит пока выражение лишь в уничтожении леса для создания «экологическойной» архитектуры, и частичной покраски ее в последствии в зеленый цвет. Я думаю, такая архитектура не более чем тенденция, она не вдохновляет. Это - не более чем диета. В данном случае, поменялись местами цель и средства.

 

 

 

Самый эффектный пример пиара – во второй книге «Об архитектуре» Витрувия – история про архитектора Динократа и Александра Македонского. Насколько важно для архитектора пиар и промоушен?

 

Во-первых, я думаю это правило игры в современных условиях, не считаться с этим фактом реальности, значит остаться в проигрыше.

 

Во-вторых, а может и, во-первых, архитектурное творчество концептуально по своей природе и всегда было таковым. Архитектурные решения требуют определенного промоушена, ввиду самой специфики архитектуры как искусства абстрактного, далеко не понятного каждому, особенно в современном ее виде.

 

Дональд Норман когда-то написал книгу «Дизайн привычных вещей», где подробно и без прикрас разобрал примеры неудачного дизайна. Почему в западном обществе говорят о проблеме плохого дизайна, а у нас эта тема практически табуирован?

 

Если говорить о дизайне интерьеров, критика не может быть жесткой, или она вообще невозможна из-за того, что за каждым частным объектом стоит заказчик. Если начнется открытая критика, то в будущем никакой заказчик не отдаст свой объект на этот суд.

 

 

 

Что такое «хорошая архитектура», «хороший дизайн»?

 

Талантливых, а тем более гениальных решений как всегда чрезвычайно мало. На мой взгляд, хорошие объекты дизайна и архитектуры обладают непременным качеством, независимо от времени их создания они всегда выглядят новыми и свежими, но при этом, когда они только что созданы, оставляют впечатление, что всегда были с нами.

 

Самое сильное впечатление 2012 года? 2013 года? То, что останется в личной истории и будете рассказывать «а, в этот год было ….»

 

Я очень люблю путешествовать, особенно по историческим городам. Прошлый год был на редкость удачным. Мы с женой совершили три интереснейших путешествия – Будапешт, Великобритания, Мюнхен. Будапешт весной – прекраснейший город Европы, особенно весной. Британия – летом. Это событие наполнившее мыслями и размышлениями на много-много дней вперед. Мюнхен – зимой, в начале рождественского феста, это романтическая сказка на яву. Чего еще желать?!

 

Интервью подготовила Главный редактор
портала InteriorExplorer.ru Елена Рубан
Фото А. Кратовича






 

Последние новости в разделах

Новости компаний / Семинар Людмилы Татариновой «Дизайнер и заказчик. Эффективный диалог»   2018-04-14

Очередная встреча дизайнерского сообщества в салоне PREMIUM Decor была посвящена практической психологии. Каждый профессионал со временем вырабатывает собственные критерии...

  Салон PREMIUM Decor

Инсталляции / СRYSTALIZED для MELISSA SHOES   2018-04-13

Многопрофильная нью-йоркская дизайн-студия SOFTlab создала инсталляцию под названием Crystalized, которая украсила бутик известного обувного бренда. На создание кристаллической структурной инсталляции для магазина Melissa, расположенного на Манхэттене, дизайнеров вдохновила коллекция обуви Star Walker...

  СRYSTALIZED для MELISSA SHOES

За идеями, вдохновением и весенними новинками идем на выставку «Мебель & Интерьер 2018»   2018-04-06

Подготовка ведущего события мебельной сферы Беларуси — выставки «Мебель & Интерьер» — в самом разгаре. Лучшие образцы мебельной продукции от отечественных и зарубежных производителей, предметы интерьера, дизайнерские разработки...

  Мебель & Интерьер 2018

Дизайн / SOL DOME   2018-04-03

Студия Loop.pH представила инсталляцию под названием SOL Dome (Солнечный купол). Это легкая конструкция в форме купола диаметром 8 метров и высотой 4 метра. Ее вес – всего 40 кг. Инсталляцию собрали на месте за 3 дня из тысячи отдельных кругов, сотканных из композитных волокон...

  SOL DOME

Архитектура / МИНИ-ДОМ KODA   2017-03-29

Дом построен из тонких бетонных панелей с вакуумной изоляцией внутри. Основной материал, используемый в интерьере, – дерево. Такое сочетание обеспечило дому надежный и долговечный внешний вид, приятный и уютный интерьер, а также возможность поддерживать необходимую температуру внутри...

  МИНИ-ДОМ KODA

Интерьер / TINT   2018-02-06

В основе концепции дизайна данного интерьера, в первую очередь, лежит минимализм, который прослеживается уже в подходе к разграничению пространства. Для разделения некоторых зон дизайнеры прибегли к легким раздвижным перегородкам...

  TINT

товары со скидкой
       

© 2006-2018 obstanovka.by

При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт: дизайн интерьера или ссылка вида дизайн квартир - обязательна!

Интерьеры

Интерьер квартиры
Интерьер дома
Интерьер офиса
Общественные сооружения

Архитектура

Дизайн фасада
Ландшафтный дизайн

Публикации

Интервью
Аналитика

Новости

Интерьер
Архитектура
Дизайн
Новости компаний

Журнал

#2 2017

Спецвыпуск

Google