дизайн интерьера
 
Фильтр объектов
Объект:
Площадь, м2:
Дизайнеры:


                                сбросить фильтр
01.03
01.03




Александр Трусов. Архитектурные платья

Александр Трусов

автор: Александр Трусов
Журнал «Обстановка» #1 2013

Всем некогда, все спешат, никто не любит читать долго. В этой суете, лавине информации мало кто задается вопросом: «Почему происходит так, как происходит?» Мы стираем со старых фасадов аутентику, мы выдаем новое за старое, мы строим быстро и «качественно», мы строим много, мы гонимся за квадратным метром, близким к нулю, за пассивным домом. «Не вникай, давай быстрее!» – все поверхностно, все по-накатанной. Можем ли мы ожидать чего-то нового в архитектуре, если все так плохо?

 

Возьмем один из аспектов в архитектуре – «культурное событие». О многих ли объектах, построенных в Беларуси, говорят? О значимых объектах – да! Говорят, но говорят как-то недолго и в большей степени критически. Никто не восторгается! Столько денег, столько усилий – не восторгаются. Критикуют, ищут просчеты, завидуют, копаются в сметах и сплетнях. И не восторгаются…

 

Ведь, по сути, неважно, какая форма. Важно впечатление от нее. И если проектировать впечатление, то форма последует за обстоятельствами и автоматически родится в лучшем виде. В принципе, трудно отследить зависимость формы от функции. В Беларуси слишком мало уникальных объектов, где это проявляется. Архитекторы не так уж следят за этим соотношением. Теоретически стоимость дома – «культурного события» – и дома – «это я сам построил» – отличается только на сумму гонорара архитектора, плюс разница в цене на добротные материалы. И если помогут звезды, то, возможно, получится шедевр. И если при первом взгляде на архитектуру вы произносите: «Ух ты!», то деньги и время, потраченные на строительство, были не зря.

 

С другой стороны, Беларусь находится в стадии диалектического накопления количества (борьба за квадратный метр жилья), которое, может быть, когда-то перейдет в качество. Среди этой массы реализованных проектов с участием архитекторов делалось процентов десять. И только одну десятую из этой доли можно отнести к «культурному событию». Как бы мы не экспериментировали с формами в архитектуре, это не ведет к прорыву, рождению нового стиля, новых форм, новых принципов. Стиль рождается из «необходимости». Только ее пока не наблюдается.

 

В Беларуси еще не подрос слой заказчиков, которые способны осознать свою индивидуальность и выражать ее не только одеждой и маркой автомобиля, но и «долгоиграющей» архитектурой. Архитектурным платьем. Ведь все «странные», «экспериментальные» постройки Запада были заказаны и профинансированы осознанно. К архитекторам шли за брэндом! Понимая, что если этот «перец»-архитектор выскажется, то вокруг нового «культурного события» пойдут круги.

 

Беларусь не уникальна, она перенимает шаблоны западного мира и пока не имеет национальной самоидентификации. Я бы для ясности разделил архитектуру на уникальную (мировую, которой можно хвастаться) и массовую (в которой мы живем). Для справки, уникальная архитектура – это функциональный памятник стране, его построившей (Эйфелева башня в Париже, Храм Святого семейства в Барселоне, небоскреб Крайслер в Нью-Йорке, Оперный театр в Сиднее, Национальный стадион в Пекине и т.д.) К ней также относятся средние и малые строения, продвигающие архитектурную мысль к высотам искусства.

 

Далее речь пойдет о массовой архитектуре, более понятной, той, которая нас формирует. На основе Запада и не только мы применяем ряд устоявшихся шаблонов, в большей степени вычисленных экономически, градостроительно и функционально. Итак, что мы строим:

• офисы – многоэтажные стекляшки,
• супермаркеты – очень большие горизонтальные доминанты с огромными парковками,
• массовое жилье – раскрашенные панели или столбики,
• частные дома – терема с фронтоном без излишеств,
• промышленная архитектура – широкие ангары без признаков эстетики,
• небольшие магазины – сайдинг, плитка «керамин»,
• школы – трехэтажные здания со стадионом,
• спорткомплекс – отдельно стоящий и удаленно расположенный ангар.

 

И, как следствие, вопрос – где архитектура? Формула очень проста. Под архитектурой мы имеем в виду платье или костюм, которым архитектор наряжает шаблон, т.е. манекен. Потом заказчик удаляет все навороты, экспертиза проверяет строчку, строитель кроит и шьет, как умеет, рекламщики добавляют пару неоновых брошек, подол быстро отделывается серой брусчаткой марки «катушка» и – ГОТОВО!

 

«Как-то не сидит» – интеллигентно и ненавязчиво досадует архитектор.
«Но зато как быстро, молодцы!!!» – восклицает госприемка.
«Так ведь не было ни одной примерки!» – пищит архитектор.
«Ничего, лекала чертили все по размерам» – не соглашаются строители.

 

И эти платья, которые носит весь город, ветшают, их веками никто не перешивает, только латают для приличия, – именно они и формируют нашу материальную культуру. И мы уже не рассматриваем архитектурные платья. В них ничто не удивляет, к ним привыкаем, с ними смиряемся. Но в каждой новой стройке мы ждем события, которое, мелькнув, заставит сказать: «Ты видел? Что это было?» Редкие здания сексуально притягивают взгляд, встречи с ними ждешь из окон авто или троллейбуса, провожаешь взглядом и едешь до следующего.

 

А вечером мы уходим в свой мир. В свое родное платье, которое наброшено на дом или подшито изнутри квартиры. Об этой стороне мы поговорим в следующей статье, посвященной «треникам», пеньюарам и халатам, которые мы носим дома. А еще – рассмотрим на удачных и не очень примерах архитектурные платья с разных точек зрения – идет или не идет, современный наряд или «нафталин», в системе каких взаимосвязей оно возникает, сколько стоит, как носится и в какую химчистку сдавать.

 






 

Последние новости в разделах

Новости компаний / Семинар Людмилы Татариновой «Дизайнер и заказчик. Эффективный диалог»   2018-04-14

Очередная встреча дизайнерского сообщества в салоне PREMIUM Decor была посвящена практической психологии. Каждый профессионал со временем вырабатывает собственные критерии...

  Салон PREMIUM Decor

Инсталляции / СRYSTALIZED для MELISSA SHOES   2018-04-13

Многопрофильная нью-йоркская дизайн-студия SOFTlab создала инсталляцию под названием Crystalized, которая украсила бутик известного обувного бренда. На создание кристаллической структурной инсталляции для магазина Melissa, расположенного на Манхэттене, дизайнеров вдохновила коллекция обуви Star Walker...

  СRYSTALIZED для MELISSA SHOES

За идеями, вдохновением и весенними новинками идем на выставку «Мебель & Интерьер 2018»   2018-04-06

Подготовка ведущего события мебельной сферы Беларуси — выставки «Мебель & Интерьер» — в самом разгаре. Лучшие образцы мебельной продукции от отечественных и зарубежных производителей, предметы интерьера, дизайнерские разработки...

  Мебель & Интерьер 2018

Дизайн / SOL DOME   2018-04-03

Студия Loop.pH представила инсталляцию под названием SOL Dome (Солнечный купол). Это легкая конструкция в форме купола диаметром 8 метров и высотой 4 метра. Ее вес – всего 40 кг. Инсталляцию собрали на месте за 3 дня из тысячи отдельных кругов, сотканных из композитных волокон...

  SOL DOME

Архитектура / МИНИ-ДОМ KODA   2017-03-29

Дом построен из тонких бетонных панелей с вакуумной изоляцией внутри. Основной материал, используемый в интерьере, – дерево. Такое сочетание обеспечило дому надежный и долговечный внешний вид, приятный и уютный интерьер, а также возможность поддерживать необходимую температуру внутри...

  МИНИ-ДОМ KODA

Интерьер / TINT   2018-02-06

В основе концепции дизайна данного интерьера, в первую очередь, лежит минимализм, который прослеживается уже в подходе к разграничению пространства. Для разделения некоторых зон дизайнеры прибегли к легким раздвижным перегородкам...

  TINT

товары со скидкой
       

© 2006-2018 obstanovka.by

При использовании материалов сайта прямая ссылка на сайт: дизайн интерьера или ссылка вида дизайн квартир - обязательна!

Интерьеры

Интерьер квартиры
Интерьер дома
Интерьер офиса
Общественные сооружения

Архитектура

Дизайн фасада
Ландшафтный дизайн

Публикации

Интервью
Аналитика

Новости

Интерьер
Архитектура
Дизайн
Новости компаний

Журнал

#2 2017

Спецвыпуск

Google