Станислав и Анна Макеевы – архитекторы по образованию. Занимались графическим дизайном, получили первое место на первом международном фестивале рекламы «Золотой волк» в Минске за лучший торговый знак. Разработали новый бренд «Доктор Ботаникус», который отмечен дипломом 2-й степени на втором фестивале. До сих пор периодически делают фирменные стили, а также дизайн сайтов. За разработку фирменной одежды Анна получила серебряную медаль ВДНХ СССР. В каждом профессиональном республиканском конкурсе интерьеров занимали первые места в разных номинациях, а также 2-е и 3-е место в номинации «Лучший интерьер дома».
В дизайне интерьеров у вас прослеживается свой стиль. Что лежит в основе вашей концепции?
Мы стремимся к чистому дизайну без нарочитых элементов. Любое решение должно быть оправданно. Основа всего – хорошая планировка. Если ее нет – нет и хорошего дизайна. Поэтому разработке планировки уделяем особое внимание. Это основа, на которую нанизываются все идеи. Самое главное – научиться ими управлять. В наш стремительный век неправильно отягощать тебя лишними вещами. Редактор Vogue Д. Вриланд сказала: «Элегантность – это самоограничение». Данный принцип и лежит в основе минимализма.
Минимализм не означает скупость идей, наоборот – все идеи должны быть продуманными. И работать с этим стилем труднее. Все детали должны иметь чистые соединения, а вводимые предметы быть настолько обоснованны, что невозможно представить на их месте другие. Как-то наткнулись на один сайт, где создатели предлагали заменить какую-либо картину или роспись в интерьере на другую. Там был и наш интерьер с измененной росписью. Сразу стало понятно, что наша идея этой росписи не была случайной.
Можно сказать, что вы работаете в скандинавском стиле?
К сожалению, в настоящем скандинавском стиле у нас никто не может работать. Это целый культурологический сплав. Белые стены, немножко дерева и черные светильники – это, конечно, не скандинавский дизайн, а его поверхностная проекция. Скандинавский стиль очень тонко вбирает в себя природу, учитывает состояние света, долгие полярные дни (даже солнце там допоздна высоко в небе). В самой Швеции, Дании, Норвегии он во многом опирается на стародавние языческие образы и народное творчество. Активно используются натуральные материалы, такие как норвежский сланец, дерево, а также работы скандинавских ремесленников. В цветовой гамме все гораздо сложнее. В Норвегии, например, непосредственно белый цвет не культивируется, используется скорее серый – от светлого до почти черного. Там присутствует очень сложная и тонкая цветовая гамма – другая, более мягкая, нежели в южных странах. Даже яркие цвета имеют нетипичную колористику.
Повторимся, в скандинавском дизайне, как и в минимализме, каждая деталь очень продумана. Это и дало толчок для широкого развития предметного дизайна.
Арне Якобсен, Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Ээро Аарнио, Якоб Йенсен – мастера, без которых мы не представляем современный дизайн, будь он скандинавский, итальянский или японский. Например, в Японии необычайно популярен дизайн Marimekko. Это и наш любимый дизайн.
Проектируете ли вы мебель для своих интерьеров?
Практически нет. Барные стойки, столики – конечно, да. А вот мягкую мебель принципиально нет (если речь не идет о диванах для кафе).
Дело в том, что серьезные европейские фирмы, производящие мягкую мебель, тратят огромные деньги на инновационные исследования и последующие испытания. Прежде всего должна быть эргономика, а удовлетворять свое самолюбие за счет комфорта заказчика неправильно. Как-то мы спроектировали столики для Fusion House, а потом через год встретили похожие в мадридском отеле. Оказывается, мы просто угадали тенденцию, а не изобрели новый дизайн, как нам тогда казалось.
В последнее время появилась тенденция проектировать мебель и предметы дизайна, но мало у кого получается что-то стоящее. Ведь всю знаковую мебель архитекторы спроектировали для своих объектов. Иными словами – проектируешь, когда невозможно найти ничего подходящего. Тогда действительно получаются концептуально новые вещи, а иначе это замусоривание визуального пространства.
Какова доля риска в дизайне интерьеров?
Работа над интерьером – это всегда риск. Риск двусторонний, только опыт позволяет избежать ошибок. Всегда шагаешь в неизвестность, особенно если принимаешь острые решения. Но в этом и смысл работы дизайнера – рисковать. Без риска нет результата.
В последнее время в российских журналах ощущается засилье выпускников школы «Детали». Абсолютно симметричные и на первый взгляд безошибочно декорированные интерьеры почему-то начинают казаться бездушными и какими-то искусственными. Это своего рода попытка поставить дизайн интерьера на поток. Своего рода бизнес.
Только вот в чем вопрос – со временем в таком интерьере становится невозможно жить. Сдвинь подушку – симметрия нарушится, подвинь кресло – композиции нет. А если поставишь цветы в одну вазу, тут же во вторую просятся. Интерьер должен иметь развитие, а не быть чем-то полностью сформированным.
Некоторые интерьеры по-настоящему оживают тогда, когда в них появляются люди. Это надо учитывать.
Как живется людям в ваших интерьерах?
Заказчикам нравится, что они имеют свободно спланированное пространство. Всегда есть куда поставить внезапно появившееся пианино или новогоднюю елку.
Когда наши заказчики строят следующий объект, то просят чуть ли не повторения спроектированного нами ранее для них жилья. По их словам, они ничего не хотят менять. Понятно, что они получают другое жилье, более современное, так как мир совершенствуется. Сегодня дизайнеру следует строить пространство исходя не столько из сегодняшнего, сколько из завтрашнего дня.
В отличие от декоратора дизайнер делает каждый предмет функциональным, не стараясь его как-то украсить. Светильник должен прежде всего давать свет, который ему предназначен. Стул – быть удобным, а кухня – отвечать всем требованиям современной готовки.
Как-то мы делали декорации для спектакля «Дом, дзе спяць прыгажунi» по повести Я. Кавабаты «Веселые девушки из Асакуса» на малой сцене Купаловского театра. Перед нами стояла задача воссоздать типичный японский интерьер. Но мы решили не ограничиваться адаптацией, а применили совершенно новаторский для нашего театра прием – трансформируемую конструкцию из ткани, которая во время действия превращалась то в крышу, то в ширму, то в задник.
Эффект был потрясающим, сами не ожидали. Эта функция открыла массу возможностей для режиссера и актеров. В том ведь и состоит задача дизайнера – давать новые возможности.
В интерьере можно сказать многое. Насколько важно для вас эмоциональное состояние интерьера, его связь с чувственным миром человека, его вкусовыми восприятиями?
Без эмоций интерьер невозможен. Сначала он отражает эмоциональное состояние автора и то впечатление, которое складывается от личности заказчика. Так формируется характер объекта. Впоследствии интерьер начинает жить своей жизнью. Или он оказывает влияние на заказчика, или заказчик продолжает развивать интерьер. Главное – дать правильный изначальный посыл.
«Творчество начинается там, где можно сказать – это мое». Эти слова принадлежат замечательному русскому архитектору Константину Мельникову. О каких своих работах вы можете сказать так?
Практически обо всех. Нам повезло.