12 октября на территории минской выставки «Мебель-2013» прошла представительная встреча под экстравагантным названием «Круглый стул. Приглашение к диалогу». Ее главным инициатором выступил Белорусский союз дизайнеров. Это было нечто вроде круглого стола, но стола, разумеется, не в буквальном, мебельном, смысле. Мне доверили быть модератором данного действа. Рискну предать гласности суждения о проблемах, которые, как мне представляется, высветил «Круглый стул».
А вот слово «стул», кстати, здесь стоит понимать буквально. Ведь все разговоры на «круглостульной» встрече крутились вокруг эскизных проектов стульев, представленных на конкурсе «Постулат-2012». В целом проект «Постулат», вместе с большой выставкой в галерее «Университет культуры», – детище Белорусского союза дизайнеров, Белорусского государственного университета культуры и искусств и Белорусской государственной академии искусств. По мнению организаторов, «Постулат» – выставка авторского видения стула в качестве утилитарного предмета, арт-объекта и художественного образа в изобразительном искусстве». Ими же отмечено, что «стул наиболее ярко иллюстрирует один из главных поСТУЛатов дизайна как единства функции, образа и формы».
А теперь черед объявленного выше разговора о проблемах. Разговора, который уместно вести, не называя имен собственных. С тем чтобы проблемы общего характера не утонули в деталях, для кого-то и обидных.
Вспомним слова придуманного писателем Андреем Некрасовым капитана Врунгеля: «… назовите свое судно «Корыто» – оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде». Название проекта – «Постулат». С философской точки зрения постулат (от лат. postulatum – требование) – это такое предположение, которое хотя и не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно. Слово же «стул» считается древнерусским заимствованием из германских языков и означает мебельное изделие. Значит, постулат и стул, строго говоря, «вещи несовместные». Каким точно образом это обстоятельство повлияло на уровень конкурсных предложений, бог весть.
Однако то, что он не слишком высок, едва ли реально оспаривать «веско и обоснованно». На «Круглом стуле» подчеркнули: выставка «Мебель-2013» не удивила, ничего действительно интересного, для показа чего в принципе и предназначены подобные смотры, на ней не было. О том же толковали и те профессионально подкованные люди, которые не почтили своим вниманием «круглостульную» встречу. Мне выставка тоже не приглянулась, поскольку сильно смахивала на большой мебельный магазин. Что касается эскизных проектов конкурса «Постулат», то после их рассмотрения я впал в состояние дежавю. О чем не преминул сообщить участникам «Круглого стула». Меня поправили: все развивается по спирали, вот и конкурсные эскизы – это, возможно, в какой-то мере и то, что уже было, но на новом ее, спирали, витке.
С этим утверждением не один я согласился лишь отчасти. И вот почему. Одним из вопросов «Круглого стула» был следующий – «Заимствованные разработки или собственные: что выгодно производить?». Только ради одного того, чтобы услышать на него ответ из уст уважаемых белорусских изготовителей мебели, и стоило выкроить время на посещение «круглостульной» встречи. Ответ был громким и незатейливым: выгодно производить исключительно заимствованные разработки! (?!). Не испорченная окончательно подобными понятиями публика из истинно дизайнерской и вузовской среды сильно опечалилась. Нервно прозвучало: «Получается, что дизайнеры нам вообще не нужны?». И всем стало смешно… А кое-кто понял: столь наивное отношение к авторскому праву отнюдь не способствует появлению у нас как дизайнеров (в целом), так и конкурсных работ (в частности) мирового уровня.
Не способствует этому и «ветхозаветное» отношение к дизайнерской профессии со стороны тех же производственников. О чем также поспорили на «Круглом стуле». Логика условных среднестатистических промышленников (в утрированном, но правдоподобном представлении) такова: 1) мы как предприниматели нацелены на извлечение прибыли, поэтому штатные дизайнеры нам в убыток; 2) когда какой-нибудь нищий и голодный дизайнер (голодный потому, что голод стимулирует творчество) придет к нам со своим предложением, мы его не прогоним; 3) наши конструкторы и технологи попытаются это предложение адаптировать к нашему конкретному производству; 4) если, в конце концов, предложение нищего и голодного начнет приносить прибыль, мы подумаем, чтобы ему – если он еще жив – какую-то сумму на поддержание штанов выплатили.
Впечатление такое, что у производственной сферы есть запрос только лишь на полностью сформировавшихся, обладающих большим опытом практической работы дизайнеров. Но вузы таких специалистов не готовят по определению, такими – не Америку открываю – становятся в процессе дизайн-деятельности, востребованной обществом и промышленностью.
Если учесть белорусские особенности дизайна не как примитивно понимаемого украшательства, а как бифункционального искусства, тесно связанного с промышленным производством, то вовсе не удивительно, что очень многие проекты «Постулата» в той или иной мере не отвечают требованиям единства функции, образа и формы. Но данную проблему в подробностях следует обсуждать отдельно. А напоследок следующий вывод – «Постулат», хоть и не лишен недостатков (вот и в самом названии проекта я усомнился), интересен, полезен и перспективен. Участники же «Круглого стула» уверенно заявили о нужности этого конкурса.