Последний романтик и первый функционалист. Пророк антиурбанизма и «загородного индивидуализма». Создатель дезурбанистических проектов «города широких горизонтов», пропагандировавший постройки, стелющиеся по земле, и автор небоскребов. Поборник традиции непреклонного индивидуализма в архитектуре. Архитектор, который задумывал великие творения и осуществлял их. Человек, отличавшийся крайне суровыми суждениями о творчестве своих современников. Личность, обладавшая достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстоять. Именно таким – гениальным, противоречивым и непредсказуемым – представал перед современниками один из крупнейших архитекторов XX века Фрэнк Ллойд Райт.
Я твердо верю, что без артистического обобщения, а следовательно, без проявления в различных формах индивидуальных качеств не может быть ни настоящей архитектуры, ни цивилизации, ни достойной жизни… У каждого человека есть свой, лично ему свойственный стиль. Оставьте его в покое и не трогайте его творчество!
Из статьи Ф.Л. Райта «За архитектуру!»
Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959) родился в Ричленде, штат Висконсин. В 1885 году он поступает на инженерный факультет Висконсинского университета, однако, не окончив его, отправляется в Чикаго и вскоре устраивается чертежником в проектную контору Адлера и Салливена, одного из идеологов «чикагской школы».
В окружении архитекторов, работающих над созданием новой архитектуры, молодой Райт получил свои первые впечатления, оказавшие решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества. Преподанные Луисом Салливеном (Sullivan), которого он называл Lieber Meister (дорогой учитель), уроки правдивости, естественности и целостности в решении архитектурных задач он усвоил навсегда. Однако спустя пять лет, когда Салливен узнает, что его ученик втайне проектирует дома «на стороне», Райту пришлось уйти из компании, и в 1893 г. он основывает собственную фирму. Старший сын Райта Ллойд, тоже архитектор, однажды сказал: «Мой отец избег влияния чикагской школы и потому нашел собственные средства выражения и свой язык в архитектуре. Его вклад в архитектуру, всемирная известность и взгляды, значительно опередившие эпоху, определили его характер. Многие подражали ему, но, к сожалению, не все поняли глубину и смысл его творчества».
Размах дарования Райта в полной мере отразился уже в начальный, наиболее плодотворный период творчества. Он много строил, главным образом индивидуальные жилые дома, разрабатывая и совершенствуя новый стиль, знаменовавший уход от стиля викторианской эпохи. Особенно яркое воплощение новые идеи архитектора нашли в его так называемых «домах прерий».
Фрэнк Ллойд Райт создал новое течение – органическую архитектуру, идеалом которой является целостность и единение жилища с природой. Хотя надо отметить, что все принципы органической архитектуры давно знакомы человечеству. Райт лишь синтезировал наиболее удачные из них и преподнес в очень привлекательной форме, положив в основу особую гуманистическую философию и интереснейшую эстетическую концепцию.
Основной отличительной чертой органической архитектуры является ее «вписанность» в ландшафт, непрерывный диалог с Природой. По мнению Райта, «каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от нее. Мы надеемся, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом — не фургон...».
Не менее важным принципом органической архитектуры он считал антропоцентризм. Человек, его потребности (практические и духовные), его психология, интересы, профессиональная деятельность становятся тем ядром, от которого архитектор отталкивается в создании и реализации проекта. Согласно теории антропоцентризма, архитектурная форма развивается «изнутри – наружу».
Еще один принцип органической архитектуры – стремление к простоте геометрических форм, фасадов, материалов.
Говоря словами Райта, архитектор должен творить так, как это делает природа. Для него это прежде всего означало включение архитектуры в природное окружение, применение естественных природных материалов, таких как дерево и камень, внимательное отношение к потребностям людей и их чувствам.
Отличную возможность реализовать свои идеи Райт получил в 1902 году вместе с заказом на проектирование дома для спрингфилдской активистки женского общественного движения Сьюзен Лоуренс Дана. Работу над объектом он начал в возрасте 35 лет, будучи уже широко известным своим новаторством, и воплотил в нем множество своих новых решений не только в области проектирования, но и технологии строительства, позднее примененных им на ряде других известных объектов.
Dana-Thomas House
«Дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединял открытое пространство. Особое внимание Райт уделял интерьерам, добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Говорят, Райт заставлял своих заказчиков следовать его замыслу «до последней буквы», включая конструкцию мебели и ее расположение, мог проверить уже сданный в эксплуатацию объект...
Наиболее известными среди «домов прерий» являются дом Мартина (1904) в Буффало, штат Нью-Йорк; дом Роби (1909) в Чикаго; дом Кунли (1908) в Риверсайд, штат Иллинойс. «В него я вложил лучшее, что было во мне. Оглядываясь назад, я чувствую, что именно этот дом был лучшей из работ, которые я мог тогда выполнить в области жилищного и гражданского строительства», – писал впоследствии архитектор.
Дом С. Роби в Чикаго
Идея цельности (интегральности, как говорил Райт) имеет большое значение в концепции органической архитектуры. Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Используя в своих проектах новые технологии, Райт один из первых стал применять сборные железобетонные блоки со стальными стержнями, с его подачи началось массовое внедрение системы кондиционирования воздуха в помещениях, рассеянное освещение и панельное отопление. Еще в 1904 году при строительстве здания для фирмы «Ларкин» в Буффало был впервые использован кондиционер, на окнах поставлены стеклопакеты, стеклянные двери и металлическая фурнитура.
Свой собственный дом в Висконсине – резиденцию Талиесин (по имени валлийского барда, что в переводе означает «сияющий лоб»), Райт также построил в стиле «домов прерий». Стимулом к постройке послужило увлечение Мартой (Мама) Босвик Чейни, женой его клиента Эдвина Чейни, которая позже станет его гражданской женой и поселится здесь.
Западный Талиесин
Райт расположил дом на «лбу» холма. Благодаря этому он кажется возникшим из естественного ландшафта – говоря словами архитектора, «…не в земле, но из земли». Дом состоял из трех крыльев, которые включали жилое помещение, офис и хозяйственные постройки.
У этого дома трагическая судьба: он дважды пострадал от пожаров – в 1914 году, в котором погибли Марта Босвик и двое ее детей, и в 1925-м. Здание полностью перестраивалось, дополнялось новыми постройками. В конце 1930-х годов в штате Аризона был возведен Западный Талиесин.
К середине 1920-х годов, несмотря на то что еще совсем недавно он был в списке самых модных и успешных архитекторов США, Райт оказался в изоляции. От былой популярности не осталось и следа – у мастера практически не было крупных заказов. Им были осуществлены лишь несколько проектов, в том числе отель «Империал» в Токио (1916–1922). Идея целостности конструктивной структуры – для получения необходимой гибкости он использовал консольные конструкции и «плавающий» фундамент – обеспечила этому зданию прочность, позволившую устоять при разрушительном землетрясении 1923 года.
Отель «Империал» в Токио
Тяжелые испытания в личной жизни, положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обострили его индивидуализм. Чтобы поправить свое материальное положение, Райт открывает в Талиесине архитектурную студию – «Братство Талиесина». 30 слушателей собрались здесь для совместной жизни и работы, для учебы у известного архитектора. Эту мастерскую посещает сын успешного бизнесмена из Питсбурга Эдгара Кауфмана, и знакомство с его семьей стало по-своему знаковым для Райта.
Он становится частым гостем у Кауфманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Посетив «Медвежий ручей» – живописный участок в Пенсильвании, представляющий собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, Райт остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать его структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея поначалу обескуражила, но архитектор, заявивший: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» – все-таки смог заразить Кауфманов этой идеей.
Из книги Джина Ландрама «Четырнадцать гениев, которые ломали правила»:
Как-то заказчик архитектурного проекта по фамилии Кауфман позвонил и спросил, когда все будет готово. Ф.Л. Райт в присутствии своих знакомых спокойно ответил: «Ваш дом готов». Заказчик сказал, что он едет посмотреть на результаты. Правда состояла в том, что, если не считать концепции, сформировавшейся у него в голове, Райт и не думал приступать к проекту. Не было даже эскизов, которые можно было бы предъявить Кауфману. Приятели Райта были в ужасе. Изобретения всегда приходили к Фрэнку Ллойду Райту неожиданно и драматично.
Он повесил трубку, взял три листа кальки, сел и начал свой творческий марафон, который его друзья окрестили «марш-броском». Семь человек присутствовали при этом своеобразном подвиге Геракла. Райт начал рисовать, по ходу давая объяснения проекту. За два часа безумно напряженной работы он нарисовал эскиз до мельчайших деталей и дал ему имя «Водопады». Он не забыл даже такую деталь, как скамейки, откуда Кауфман с женой могли созерцать водопад. Этому шедевру творчества суждено было стать знаменитейшим зданием Райта, хотя его эскиз и был создан всего за два часа. Друзья архитектора были поражены, когда приехавший Кауфман просмотрел эскизы и сказал: «Ничего здесь не меняйте».
Возведенный в 1935–1938 годах «Дом над водопадом» (Fallingwater) действительно стал апофеозом «органического» творчества Фрэнка Ллойда Райта. В то время архитектору было уже 70 лет.
«Дом над водопадом»
Пожалуй, ни в одном из его объектов принципы органической архитектуры не были реализованы с такой полнотой, как в «Доме над водопадом». Устроенный в теле скалы, с которой низвергается водопад, он выглядит не построенным, а выросшим из камней и деревьев. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Архитектор стремился к тому, чтобы при строительстве не было срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались на своих местах, а будущий дом стал бы частью естественного ландшафта.
Очаг в гостиной он выстроил из валунов, найденных на участке.
Они органично объединены с элементом пола – выступом скалы высотой в фут, который проходит сквозь всю гостиную, связывая внутреннее пространство комнаты с окружающей природой.
Райт первоначально планировал срезать этот скальный выступ, чтобы сделать пол ровным, но Кауфманам так полюбилась эта природная деталь интерьера, что они захотели оставить все в первозданном виде. Естественные каменные полы были отполированы, а валуны остались нетронутыми, создавая впечатление сухих речных камней, выступающих над поверхностью бурного горного потока.
«Дом над водопадом». Интерьер.
Из консольной части гостиной лестница спускается прямо к ручью, а в пространство перехода между главным домом и домиком для гостей естественным образом поступает горная вода, которая, достаточно накопившись, вытекает наружу. Спальни в доме небольшие, у некоторых довольно низкий потолок, который как бы говорит обитателям дома – почаще бывайте на свежем воздухе, а не в помещении.
Общая цветовая гамма фасадов дома выдержана в светлых тонах. В светлые цвета выкрашены нижние поверхности выступов крыши, что позволило сделать верхние комнаты уютными и легкими. Во многих местах применены так называемые «прозрачные ширмы», установленные вместо глухих стен. Благодаря этому решению из любой точки помещения открывается прекрасный вид на окружающую природу.
Интерьер дома в оформлении подобен экстерьеру. Внутри практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить чрезмерно суровый вид каменных стен и железобетона, активно применена обшивка из дерева. По эскизам Райта были созданы многие предметы интерьера – ковры для гостиной, столы, стулья и лампы. «Дом над водопадом» сразу же стал одним из самых известных в Америке. На чудо архитектуры приезжали посмотреть Альберт Энштейн и Марлен Дитрих, даже президент Америки Рузвельт, после визита которого посетить этот шедевр архитектуры стало признаком хорошего тона.
Американские газеты вновь превозносили Райта как гения и величайшего архитектора всех времен. Никогда прежде у него не было столько заказов, как в последний период жизни (1936–1959), и никогда ранее он не пользовался таким успехом. Он получил более 270 заказов на жилые дома, спроектировал и построил небоскреб Price Tower, окружной центр гражданского мореходства и многие другие объекты.
«Лебединой песней» Райта стал знаменитый музей Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943–1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Однако руководство музея выполнило не все требования архитектора, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.
Музей Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке
В последние годы жизни Райт опубликовал десятки статей. Самые важные из своих печатных работ 1930-х годов он объединил в сборнике «Будущее архитектуры» (1953). Затем вышли книги «Естественный дом» (1954), «Завещание» (1957), а также переработанный проект «города широкого простора» – «Живой город» (1958). За 72 года полноценной творческой жизни этот плодовитый архитектор построил около 400 домов, а запроектировал вдвое больше. Сегодня из его наследия сохранилось почти 300 объектов.
Умер Фрэнк Ллойд Райт 9 апреля 1959 года в возрасте 91 года. По завещанию его последней жены Ольгиванны (Ольги Ивановны Гинценберг) он похоронен в Западном Талиесине, с ней и ее дочерью. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила с надгробием. Выбитая на нем эпитафия гласит: Love of an idea, is the love of God – Любить идею означает любить Бога.