Многие говорят (и в Беларуси тоже): «Мой дом – моя крепость». Считая, что стены хорошего дома должны быть крепостными – каменными и толстыми. Но слова про дом-крепость – это правовой принцип, некогда внедренный англичанами. Нынче тем более глупо понимать его буквально. И те же британцы, а также континентальные западные европейцы и американцы с удовольствием строят здания со стенами, которые иначе как нежными не назовешь. Нежными потому, что их породили высокие технологии и здравый смысл постиндустриального общества. Общества, в котором полагаются на силу закона, а не стен. Последним, тем не менее, придают необходимую прочность (но, разумеется, не ту, которая превращает их в фортификационные сооружения). Вот о некоторых таких стенах, называемых – если говорить общо – современными, наши короткие рассказы.
Земля тоже утеплитель
В 1984 г. немецкий инженер Клаус Бехер (Klaus Becher) задумал построить принципиально новый, полезный для здоровья и экономичный дом. А спустя десять лет неподалеку от Франкфурта-на-Майне он возвел первый био-солнечный дом – Bio-Solar-Haus. И пошло-поехало – теперь сотни домовладельцев в Германии и других странах Европы могут похвастаться тем, что им принадлежит тот или иной вариант био-солнечного дома от компании Bio-Solar-Haus, исполнительным директором которой в настоящее время является Губерт Бехер (Hubert Becher). Отметим: в био-солнечном доме на горячее водоснабжение и отопление, как сообщают в компании, расходуется едва ли не в два раза меньше энергии, чем в пассивном доме.
Любопытны наружные стены домов, придуманных деятельными Бехерами. Их вид и конструкция обусловлены главным принципом функционирования био-солнечного дома как строительной и энергетической системы. Этот принцип природный – «Дом в доме». Онозначает, что наружные ограждения представляют собой двойную оболочку. Наружная защищает от непогоды и «ловит» солнечную энергию, внутренняя аккумулирует и расходует ее на отопление и нагрев воды. Плюс к этому – комбинированная система воздушно-водного отопления и естественной вентиляции. Поэтому важнейшие элементы био-солнечного здания – зимний сад и воздушно-водный чердак-коллектор.
Дает понять, как работает Bio-Solar-Haus днем, рисунок. На нем: 1 – жилое пространство, 2 – зимний сад, 3 – чердак-коллектор, 4 – грунтовый теплообменник, 5 – грунтовое покрытие, 6 – выпускной клапан, 7 – солнечные коллекторы, 8 – тепловой поток. Воздушная прослойка, находящаяся за наружной оболочкой, сообщается с зимним садом и чердаком-коллектором. Внутренняя оболочка хорошо утеплена, но легко пропускает наружу воздух с водяными парами и всякими запахами. Солнце нагревает воздух в прослойке и воду для системы отопления. Вода циркулирует по находящимся во внутренней оболочке трубкам – это отопление. Приток воздуха – через зимний сад, вытяжка – через чердак-коллектор. Отработанный воздух отдает свое тепло чердаку-коллекторуи удаляется наружу. Так как принудительной вентиляции нет, а отличная паро- и воздухопроницаемость внутренней оболочки есть, в доме царит самый лучший – естественный – микроклимат. Когда пасмурно, работает, например, электроподогреватель. А автоматика помогает дому быть работоспособной системой.
Так вот, стены. Глядя на вариант, какой на рисунке и фото 1, вообще не понимаешь, где стена, где крыша, где цоколь, где газон; готовые крыши других био-солнечных домов на фото 2. И ничего плохого в этом нет!
Привлекательный частокол
Среди фасадной продукции видное место занимают панели Meteon из ламината высокого давления производства голландской компании Trespa. Их изготавливают под большим давлением и при высокой температуре из термореактивных синтетических смол, равномерно армированных древесными волокнами. Панелям Meteon присуща завидная прочность, жесткость и стабильность размеров. Они способны «без потери лица» противостоять самым жестким, и даже жестоким, внешним воздействиям. Такая стойкость обусловлена и тем, что пигментированные смолы на поверхности панелей закаливают путем электронно-лучевого воздействия EBC (Electron Beam Curing). А еще панели Meteon – «чистюли». Их поверхность почти что отторгает грязь и без проблем обретает первозданный вид в процессе обработки простыми моющими средствами.
Что касается эстетических качеств панелей Meteon, то один из многочисленных примеров их высочайшего уровня – отель Mod05, находящийся в итальянском городке Кастельнуово-дель-Гарда, недалеко от Вероны (фото 3). Проект отеля – произведение испанского архитектора Энрики Москьяро (Enrica Mosciaro) из барселонской студии Fusina 6.
Фасад данного объекта ценен тем, что удивительно ладно скроен из узких панелей, имеющих натуральный древесный вид. При этом они собраны в модули, которые служат трансформируемой наружной оболочкой двух верхних этажей здания. Трансформации необходимы потому, что за наружной оболочкой идут примыкающие друг к другу лоджии гостиничных номеров (убери перегородки между лоджиями – с одной и другой стороны здания получатся галереи). Нет у постояльцев отеля нужды в защите лоджий от солнца, ветра и дождя, они модули откатывают – и в окна их номеров заглядывает окружающая среда. В результате получилось здание переменного вида. Причем независимо от того, открыты или закрыты и в каком порядке открыты лоджии, наружные стены отеля выглядят одинаково стильно. В том числе и в темное время суток, когда модули освещены изнутри (фото 4).
И облицовка, и электростанция
В 2011-м финская Ruukki сообщила, что разработала облицовочные фасадные панели, которые служат еще и фотоэлектрическими модулями для прямого преобразования солнечной радиации в электрический ток (фото 5). Эти по сути дела стеклянные панели называются Liberta Solar. Их размеры – 1190 мм (ширина), 630 мм (высота) и 39 мм (толщина). Швы между панелями неширокие – 8 мм. Данные изделия, цвет дизайнерских вариантов которых от серого до близкого к черному, формируют функционально и визуально целостную стеновую конструкцию – как правило, навесной вентилируемый фасад. Отсюда общее название подобных солнечных продуктов – интегрированные в здание фотоэлектрические элементы (Building Integrated Photovoltaics – BIPV).
Спрашивается, за счет чего указанные и подобные им другие фотоэлектрические фасадные панели вырабатывают энергию? Естественно, электрогенератором работает не стекло. Преобразует солнечное излучение в электрический ток специальная тонкая пленка. А стекло для нее служит подложкой и защитой от внешних воздействий. В финских панелях применяются тонкопленочные CIGS-модули (основные составляющие – медь, индий, галлий и селен), развитие которых видится наиболее перспективным технологическим направлением в тонкопленочной фотовольтаике.
Тонкопленочные модули противмонокристаллических и поликристаллических дешевле и вырабатывают больше электричества при низкой освещенности. Эти и другие плюсы первых в определенной степени компенсируют то, что их КПД в 1,5-2 раза меньше, чем у вторых. Что касается панелей Liberta Solar, то если их, общей площадью 230 м2, смонтировать, к примеру, на южной стене офисного здания в районе Хельсинки, то они выработают за среднестатистический год примерно 18 тыс. киловатт-часов электроэнергии. А это, кстати, то ее количество, которое требуется для обогрева обычного южно-финского коттеджа в течение отопительного периода.
Кроме непропускающих света стен, которые генерируют электроэнергию, набирает популярность «занимающееся» тем же витражное остекление. Причем для него предназначены полупрозрачные фотоэлектрические модули. На фото 6 и 7– подобные модули от немецкой компании Schott, интегрированные в стеклянную стену ее главного офиса в Майнце. Номинальная мощность квадратного метра активной поверхности полупрозрачных тонкопленочных модулей Schott – 62 пиковых ватта. Это не намного меньше, чем у «глухих» панелей Liberta Solar от Ruukka – 120 пиковых ватт. Для справки: через номинальную мощность в пиковых ваттах можно подсчитать, сколько электроэнергии способно производить фотоэлектрическое устройство при стандартных тестовых условиях: освещенности 1000 Вт/м2, определенном типе и цвете света, температуре солнечных элементов 25 С.
Фанатом BIPV стал сэр Норман Фостер (NormanFoster), выдающийся британский архитектор. Известны его слова: «Solar architecture is not about fashion – it is about survival» («Солнечная архитектура не дань моде, речь идет о выживании»). Весомо высказался также лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов: «... по очень большому счету, нет будущего ни у атомной, ни у газовой, ни у нефтяной, ни у угольной энергетики. Будущее вообще, с точки зрения способа производства электроэнергии, есть только у одной области – это преобразование солнечной энергии».
Фасадное просветление
Светотехническая революция, ярко заявляющая о себе стремительным развитием светодиодного освещения, приносит свои плоды и в архитектурной подсветке зданий и сооружений. Примечательно, что в этом деле, как и во многих других сферах человеческой деятельности, особенно высоко ценится комплексный подход. Пример такого подхода – энергоэффективные системы подсветки фасадов, интегрированные в оконные и витражные профили.
Взглянем натакое новое решение, как светодиодная подсветка Schuco Light Skin («Световая оболочка») для окон и витражей (фото 8). Оно родилось в результате плодотворного сотрудничества немецкой компании Schuco, производителя системных оконных и витражных профилей из поливинилхлорида и алюминия, и австрийской компании Zumtobel, производителя комплексных осветительных систем.
Zumtobel помогла немецкому партнеру добиться едва ли не идеальной подсветки фасадов за счет тонко продуманной фотометрии и маленьких размеров элементов светотехнической системы. Примечательно, что эти элементы,кабели и осветительные приборы, будучизапрятаннымив горизонтальные фасадные элементы: оконные профили, нащельники витражного остекления, ригели каркаса такого остекления – скрыты от наблюдателя (фото 9 и 10).
На выбор есть три версии «Световой оболочки»: наружная (со стороны улицы), внутренняя (со стороны помещений) и комбинированная (сочетание наружной и внутренней). Яркость освещения можно регулировать, причем в автоматическом режиме.Свет в результате его асимметричного эллипсоидногораспределенияв достаточной степени равномерно освещает профилифасадногоостекления, не вызывая неприятных ощущений ослепления у зрителя или, другими словами, не допуская светового загрязнения среды.
Стены как картины
Не остаются в стороне от совершенствования эстетических характеристик стени «чистые» художники. Возьмем, к примеру, работы художников-монументалистов, а также мастеров субкультурного спрей-арта. А вот какими совсем недавно увидел возможные варианты художественного оформления современных оштукатуренных стен британских зданий фотохудожник из Англии Кристофер Брэдбери (Christopher Bradbury) – фото 11 и 12. Он попытался переосмыслить вид легких штукатурных систем утепления по поручению компании Rockwool, внедряющей новую из них под брендом REDArt.
Как видно, не только постоянно, но и с нарастающим ускорением совершенствуются известные и создаются новые конструкции наружных ограждений. Поэтому, глядя в будущее, можно с большой долей вероятности предположить, что однажды станут обычными и стены-невидимки, и стены, изменяющие по команде свою форму, и стены, которые сами себя возводят. Впрочем, предположить при одном условии – если мир окончательно и бесповоротно пойдет по пути устойчивого развития.