На вопросы журнала «Обстановка» ответили Александр Кратович, Людмила Меречко, Фархад Мулладжанов, Алла и Андрей Соловьевы.
Есть ли в проектировании интерьеров офисов своя специфика? В чем ее особенности?
Александр Кратович: На мой взгляд, главная особенность – функциональность! Перефразируя слова Ле Корбюзье «Дом – машина для жилья», офис – это машина для работы. Это не значит, что там не должно быть дизайна, наоборот, должен быть продуманный дизайн по принципу «ничего лишнего, но все необходимое». Но, к сожалению, можно повсеместно наблюдать, как только что сделанный офис моментально превращается в хаос и мгновенно забарахляется, и, к моему глубокому сожалению, никого это не волнует – ни работников, ни их руководителей. Часто присутствуют две ложные крайности – броский показной дизайн без учета функции и второй вариант – «монастырская» простота, опять же без учета функции.
Людмила Меречко: Офисы делать чрезвычайно интересно, потому что их организация непосредственно связана со всеми новинками, со всем самым передовым и лучшим, что появляется на рынке. Это и свет, и климат, и трансформируемая мебель, и усовершенствованные стулья, и системы хранения, и автоматика… Список можно продолжать до современнейших кофеварок и дизайнерской посуды, все зависит от уровня притязаний владельцев офиса, другое дело, что не всегда это можно воплотить, но сам процесс погружения в этот мир передовых технологий завораживает. Кроме всего прочего, я бы выделила еще такой момент, как организация больших пространств и большая степень свободы. Когда работаешь над жильем, делаешь квартиру или даже дом, у тебя есть конкретная семья со своим жизненным укладом, и все решения – это в большей степени их компетенция и образ жизни. Офис же – это что-то более дерзкое, для заказчика – какой-то новый этап в бизнесе, определенное воодушевление, которое и тебя вовлекает в этот процесс.
Фархад Мулладжанов: С моей точки зрения, специфика в проектировании офисов имеется, также как и во всех остальных областях интерьерного жанра. Основные особенности две. Во-первых, офисы – это, как правило, съемные помещения, и это диктует свою специфику. Во-вторых, в нашей стране культура производства, к сожалению, развита не очень высоко. И то время, которое мы проводим в рабочем пространстве, не ценится так же высоко, как время, проведенное на отдыхе или дома. Хотя человек проводит на работе большую часть своего времени. В мировой же практике культура производства подразумевает, что комфорт на работе и эстетическая обстановка, способствующие полной отдаче работника, важны так же, как эстетическая составляющая в жилом интерьере.
Алла и Андрей Соловьевы: Работа над интерьером офисного пространства, так же, как дома или квартиры, начинается с исследования специфики конкретного заказчика. Характер деятельности компании, количество сотрудников, их взаимодействие – факторы, напрямую влияющие на объемно-планировочное решение пространства. Важный аспект – эргономика. Есть также особенности материалов, которые учитываются при использовании их в общественных интерьерах – степень огнестойкости, акустические характеристики. Особенно важно устранить реверберацию, учитывая звукопоглащение разных материалов в системе офисного пространства openspace. Также особый подход при проектировании светового сценария. Сочетая дневной и искусственный свет и учитывая особенности работы отдельных сотрудников или групп, можно создать комфортные условия в течение всего рабочего дня. При проектировании освещения также актуальна энергоэффективность используемой светотехники.
Существует некая «офисная мода» на интерьеры, или их дизайн не меняется уже несколько десятилетий?
А.К.: Дизайн офиса должен постоянно следовать изменениям организационной структуры фирмы. Не раз наблюдал, как руководители проводят совещания за совещаниями, на которых ругаются не на шутку, разбираясь, кто и где будет сидеть, но уже на второй день после вселения все ломается и переставляется заново. В этом суть непонимания проблемы! Относительно моды, конечно же, офис может и должен быть остро модным, если речь идет об офисе фирмы, работающей в сфере рекламы, моды, шоу-бизнеса и т.д.
Л.М.: Не назвала бы модой, но, безусловно, существует. Неинтересно повторять одни и те же решения и приемы, кроме того, появляются новые материалы и технологии, люди всегда хотят чего-то нового. Жизнь ведь очень меняется. Так теперь стало возможным проводить видеоконференции со своими партнерами или сотрудниками, что, в свою очередь, повлияло и на дизайн мебели, и на организацию пространства. А создание так называемых «неформальных коммуникативных пространств» для «мозговых штурмов»! Раньше это и в голову никому не приходило, тем более что это требует большего количества свободной площади.
Ф.М.: Я думаю, что мода на офисы существует, как и мода на все остальное. В том числе и на дизайн интерьеров – если мы говорим в мировом масштабе, о дизайне офисов вообще. Офисная мода подвержена специфике собственно производства, тех технологических процессов, которые протекают в этом офисе. Скажем, офисы, предназначенные для работников одной сферы, могут оказаться совершенно непригодными для работников другой.
А. и А.С.: Интерьерная мода офиса во многом диктуется мировыми технологическими новинками. Переход в виртуальное информационное пространство позволил до минимума сократить количество элементов мебели и в целом изменить подход в проектирование офисного пространства. Сами элементы офисной мебели становятся в большей степени элементами дизайна. Стремление к объединению высоких (hi-tech) и низких (low-tech) технологий рождает новые универсальные элементы – перегородки-экраны, столы-компьютеры. В целом тенденции в дизайне интерьера офиса стремятся к превращению офисного пространства в оптимальную среду для работы в современном высокотехнологичном мире.
офис – шоу-рум «STANLEY» / автор проекта: Кратович Александр
Насколько подходит концепция офисов openspace для Беларуси?
А.К.: Эта идея в основе рациональная, для ее реализации необходима соответствующая архитектура здания, с открытым пространством, каркасной схемой, с модульными коммуникациями и инженерией. Но она не хочет у нас приживаться, потому что сначала строят здания по принципу openspace, а затем устраивают бесконечный лабиринт коридоров с бесконечной чередой дверей, теряя все функциональные преимущества и экономичность openspace.
Л.М.: Это вопрос правильнее было бы адресовать к собственникам бизнеса. В этой сфере нет жестких привязок к региону, современный бизнес интернационален. Потому в зависимости от вида бизнеса где-то целесообразно использовать openspace, а где-то нет. Хорошая организация пространства всегда индивидуальна и учитывает множество факторов, национальный – не определяющий.
Ф.М.: Оpenspace – это давняя практика в дизайне интерьеров, она насчитывает уже более 100 лет. Пригодна ли она для Беларуси? Ну, если доходит мода, доходит актуальность, то может стать пригодной. А если мода и актуальность не дойдет, то пригодной не станет. Опять же есть специфика производства. Скажем, openspace для бухгалтеров и openspace для креативщиков – это разные openspace. Для кого-то это объективизирующее начало, а для кого-то – помеха.
А. и А.С.: Говоря о концепции openspace в офисном пространстве, нельзя говорить о применимости ее к конкретной стране. Эта концепция не так нова для нас, как это принято считать. Сотрудники фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977) работают в офисе по принципу openspase. Концепция офисов openspace может быть применена после анализа деятельности, процесса работы, численного и возрастного состава сотрудников компании. Эта концепция как инструмент повышения эффективности работы компании может быть применена там, где необходима командная работа, тесная работа разных отделов. Зонирование пространства комбинированными офисными и мебельными перегородками позволяет в едином пространстве скомпоновать отдельные творческие группы, но при этом создать психологически комфортные условия. Но эта концепция имеет и ряд минусов. Один из них – повышенный шум, создаваемый гулом техники, телефонными звонками и разговорами сотрудников. Поэтому очень важно при проектировании офиса openspace использовать специализированные акустические материалы, предусматривать комнаты переговоров и комнаты «тишины».
офис компании «Белзарубежстрой» / автор проекта: NK Studio interior design
Офис может стать своеобразным «лицом компании». Есть ли в Беларуси такие узнаваемые «лица»?
А.К.: Трудно судить, тема офисов не всегда открытая. Можно говорить лишь о доступных всеобщему вниманию офисных помещениях, а именно, о банках, которые при внешне броском оформлении и технических наворотах, по сути, остаются советскими «Сберкассами».
Л.М.: Офис «Беларуськалия» мог бы стать таким объектом.
Ф.М.: Вопрос довольно сложный. Для того чтобы говорить, есть ли такие узнаваемые «лица», надо посетить очень много офисов и сделать некую социальную статистическую выборку. Мне кажется, что такие офисы есть. Я не думаю, что наша страна сильно отстает в этом вопросе от наших соседей, ближних и дальних. А если и отстает, то не столь драматично.
А. и А.С.: Интерьер офиса так же, как интерьер дома или квартиры, отражает характер компании. Он может быть креативный, чопорный, претенциозный, безликий или яркий. Грамотно спроектированное офисное пространство является важным элементом имиджа компании, а также инструментом достижения успеха независимо от сферы деятельности. Офисное пространство – это совокупность имиджа компании, мировоззрения руководства, уровня организованности и воспитания сотрудников, а также степени профессионализма архитектора-дизайнера, формирующего это пространство.
офис издательства / автор проекта: Соловьевы Алла и Андрей
Доводилось ли Вам бывать в офисах, интерьеры которых произвели на Вас сильное впечатление?
А.К.: Да, был такой незабываемый случай! Как-то меня пригласили в один офис, который находился в частном доме предвоенной постройки, стиль ар деко, вблизи города Штутгарта, Германия. Первое, что произвело впечатление – вестибюль. Темный, мерцающий, с колоссальной золотой скульптурой «Оскара» до потолка. Когда распахнулись тяжелые двустворчатые двери кабинета, передо мной открылась угловая панорама двух громадных окон во всю высоту помещения, а перед ними «лес» из деревянных моделей небоскребов в рост человека. На противоположной стене висело живописное полотно размером 4х4 метра в стиле немецкого экспрессионизма, с толщиной красочного слоя до 10 см, в белых и красных тонах. В середине же помещения находился «неведомый» объект «внеземного» происхождения, что-то среднее между гоночным автомобилем 40-х годов и находками пустыни Наска – капля неправильной формы из мельхиора или серебра – это был стол управляющего!
Вообще-то я люблю заходить во все здания в качестве «непрошеного гостя», по принципу «пока не остановит охрана». А что делать? Поэтому я видел и сфотографировал тысячи интереснейших объектов по всему миру, в том числе офисов и банков.
Л.М.: На меня производит впечатление, прежде всего, пространство, а это архитектура. Минск, к сожалению, страдает отсутствием уникальной современной архитектуры, а это вещи взаимосвязанные, хотя не могу не отметить офисные работы Александра Кратовича – вестибюль офиса «Uniflex» и офис «Tina Vlati».
Ф.М.: Да, в таких офисах мне доводилось бывать. Это, конечно, в основном, были офисы англоязычных стран – Америки, Англии и Ирландии. Мне повезло побывать в офисах двух довольно крупных компаний. Одна из них, дизайнерская, работает на мировом уровне. Офис этой компании был интересен организационно, эстетически и пространственно. Он был интересен и своей оснащенностью. Но, пожалуй, самое главное – место его размещения. Это была огромная старая конюшня, переоборудованная в офис, и находилась она за пределами города, в прекрасном месте с интересным ландшафтом. Архитектура самого здания также была любопытна.
А второй офис – архитектурной компании – был расположен в здании очень старого гаража. Это был огромный многоярусный гараж времен ар-деко, прекрасно сделанный. Большое пространство, несколько сотен квадратных метров. Была блестяще проведена реконструкция. Этот офис включал несколько помещений на разных уровнях с большим общим пространством и огромным пандусом, который стал ключевой позицией в этом интерьере, естественно задающей эстетический тон. Это было впечатляющее пространство во впечатляющем архитектурном сооружении.
Лично Вы предпочитаете работать в отдельном кабинете или в openspace? Почему?
А.К.: Для меня не имеет значения где, когда и в каких условиях работать, мне нужны только инструменты – карандаш и бумага. Продуктивно, когда вокруг шумно и многолюдно (openspace), но это для поиска идей, а для «рутины» я имею высокотехнологичный офис.
Л.М.: Ну, это смотря над чем работать... Openspase меня не пугает, хотя я бы предпочла на этаже двадцатом, с прекрасным видом на воду и небо.
Ф.М.: Для меня, наверное, большее значение имеет не то, в каком пространстве я работаю – в отдельном кабинете или в openspace, а само качество пространства. В любом случае, это пространство должно быть комфортным и позитивным с точки зрения энергетического и эмоционально-эстетического заряда. Потому что если пространство вступает в конфликт с твоим внутренним содержанием или контекстом, в котором ты работаешь, то совершенно неважно, кабинетная это система или система открытого пространства.
А. и А.С.: К счастью, специфика работы позволяет решать разные задачи и менять место работы. Встречи с заказчиками, выезд на объекты, выбор материалов – иногда за день посещаешь до десятка мест. Но для творческого процесса и работы за компьютером предпочтителен отдельный кабинет.