Архитектура и дизайн - это стык материальной прагматики и эстетических ожиданий

Александр Трусов: Архитектура и дизайн - это стык материальной прагматики и эстетических ожиданий
122 Просм.

Александр Георгиевич Трусов – белорусский архитектор, дизайнер. Родился в 1963 г. Окончил гимназию-колледж искусств в Минске в 1981 г., архитектурный факультет БПИ – в 1986 г. Член Белорусского союза архитекторов, Белорусского союза дизайнеров. Один из учредителей дизайн-студии «Четвертый квартал». Участник и неоднократный лауреат международных и республиканских творческих конкурсов и фестивалей.

Александр, Вы по образованию архитектор, но уже много лет работаете в сфере интерьера, дизайна. Почему такой выбор и в чем разница между ними?

Вероятно, это судьба. С детства хотел быть дизайнером и даже поступал. Не взяли. На архитектуру пошел с явным желанием перевестись. Но «Она» оказалась такой захватывающей, что я остался и доучился. Нисколько не жалею. Архитектура дает более глобальное мировоззрение, хотя в дизайне занимаешься всегда деталями, которым точно знаешь место и назначение. В чем принципиальная разница? Прежде всего, во времени реализации. Архитектура напрямую зависит от уровня развития общества, экономики, политики, сотни согласований и, главное, от крупных инвестиций. Следовательно, результат своего труда архитектору приходится ждать зачастую полжизни. Поскольку я человек нетерпеливый, к тому же склонен к экспериментам и новизне, то дизайн интерьера – то, что нужно! Минимум согласований, небольшие инвестиции, никаких ограничений в творчестве, персональный контакт с заказчиком, короткие сроки реализации. О чем еще мечтать?

Но ведь отношения с архитектурой каким-то образом сложились?

К сожалению, с «большой» архитектурой практически не сложились. Все шло хорошо. Работа в государственном институте «Минскпроект» под началом мастеров архитектуры Леонида Левина и Юрия Градова. Бесценный опыт. Участие в архитектурных конкурсах, награды. Стажировка у Нормана Фостера в Лондоне. Фантастика. Перестройка, падение Берлинской стены! Казалось, вот-вот – и архитектуры будет «завались»! В 1990-х годах – работа в архитектурной мастерской Александра Чадовича. Снова конкурсы, премии. И стагнация в обществе. Никакой архитектуры не реализуется. А жизнь одна. Интерьерный дизайн тогда только возрождался. Попробовал – «вкусно», быстро, креативно. Но вернуться оттуда в большую архитектуру невозможно. Снимаю шляпу перед преданными и талантливыми архитекторами, которые терпеливо, шаг за шагом реализуют себя и классные здания. Школьников, Воробьев, Цейтлин, Костич, Ивашко и многие другие – настоящие бойцы. Море терпения, таланта и верности профессии. Мне же остается только украшать изнутри.

Александр Трусов: Архитектура и дизайн - это стык материальной прагматики и эстетических ожиданий

Судя по первым публикациям в журналах 15 лет назад, Вы активно использовали цвет. Что изменилось с тех пор?

Люди меняются. Ищут себя. Это нормально. Сам не замечал, но как-то один приятель-архитектор, Виктор Бобрик, сказал: «Александр, Вы уже начали работать в земляных тонах». И действительно. Ближе к зрелости успокаиваешься. На смену дискотекам и допингам приходят взвешенность и умеренность.

В Ваших работах прослеживается обилие фактур, интерьерной живописи. Откуда это? И вообще, каковы Ваши стилевые пристрастия?

В юношестве, в художественной школе, мне очень нравилась пастозная живопись. Наилучшим представителем ее была студия Владимира Ткаченко. Волшебство фактуры и цвета, изобразительности и декоративности. Но школярам денег на «цинковые белила» не хватало. Оставалось мучиться лессировками. Прошло время, и на одной из строек я приметил строителя, забалтывающего ведро шпатлевки. Белая! Много! И недорого! Начал экспериментировать. Мастихином размером со шпатель. Большие мазки потребовали больших стен. А поскольку меня всегда волновал «синтез искусств», стал активно внедрять это в интерьер. Оказалось популярным и заодно развеяло мой юношеский гештальт! Но такой «фактуризм» требовал уйму времени и прилежания. К радости, архитекторы А. Дашко и В. Щедрин, которые владели кистью круче, чем я, возвели эту технику в степень бренда, в реальную монументальную живопись (пока только в частных интерьерах).

Что касается стилистики объектов, то, конечно, предпочитаю современный, рафинированный, хай-тековский интерьер. Только пытаюсь добавить в этот минимализм немного теплоты фактурами, искусством и светом. Ведь не все отшельники.

Другая крайность, которую обожаю – это low-tech. Однажды в московском журнале встретил его славянский синоним – «арт-бля». Можно использовать все – дрова, веточки, обрезки плитки – все, что не подошло к другим объектам, second hand. Лишь бы смешивал художник! К тому же такой подход экологичен, недорог, нелепо экстравагантен и в поисках ломает традиционное представление о гармонии. Это джаз! Только не из звуков, а из вещей и материи. В нем уютно находиться и тепло рассматривать фактуры. Формула – «плотность фактур и искусства на 1 м2 пространства превышает предельно допустимую норму».

Александр Трусов: Архитектура и дизайн - это стык материальной прагматики и эстетических ожиданий

А как же классика в интерьерах?
 
А мы ее любим. С придыханием. Только там уже все сказано. Действуй по формулам! Рюшечка туда, рюшечка сюда! Экспериментаторство закончилось в 500 г. до н.э. в Греции. А сегодня остается заужать это платье под размер квартиры или надувать в размер новых замков. Людям нравится. По-видимому, в классике есть баланс между деталью и паузами. А главное – этот стиль повышает статус обладателя, и не важно, что он пенопластовый и с Уручья или со Ждановичей.

Взаимоотношения с заказчиками – особая глава в романе под названием «Дизайн интерьера». Как они складываются у Вас?

Заказчики – это соратники и друзья по пути достижения результата. Всегда стараюсь объяснить, какие трудности ждут. Путь долгий, затратный, нервный, но преодолимый! Не весь интерьер можно описать подробными чертежами. Главные сюрпризы начинаются во время стройки. Купили не ту плитку, сэкономили – дизайнер волнуется! Перетасовывает узлы, детали, цветовое решение – уважает клиента! И так до окончания стройки. Не представляю, как можно строить без авторского надзора и консультаций с автором! Это как оркестр без дирижера. Только ноты – ничего личного. А вообще «интерьер – это роскошь», как сказала наша коллега Людмила Татаринова. Не всем это надо! Лишь тем, кто без этого жить не может. А поскольку так, то с заказчиком нам по пути. Ему – интерьер, а нам – «корона». Походишь в ней 5 минут – и пора снимать. Завтра на работу! Желаю каждому заказчику найти своего «комфортного» дизайнера. Путь не легкий, но достойный. Осилить его возможно только во взаимоуважении.

Кто реализует Ваши проекты?

Строительный оркестр! Я сам не понимаю этого таинства материализации ментального. Представляете, из эскизов, из сформулированной в 3D мысли рождается реальное пространство для жизни, работы, отдыха. Конечно, первая скрипка – заказчик, его энергия, финансы. Он мотивирован больше всех. Вся оркестровая яма – это строители. Трубы, барабаны и струнные вступают в разное время. Они смотрят на дирижера – прораба или, лучше, менеджера объекта. Очень много зависит от строительного оркестра! И лишь в темноте зала, в средних рядах сидит автор произведения и время от времени подсказывает: «Скрипочка в шестом ряду! Не та фуга на плитке». И если согласится первая скрипка, то фугу «перефугуют».

Знаю, что своим опытом, мыслями, идеями Вы делитесь и в других форматах…

Да, и мне это нравится. Вот уже семь лет преподаю приглашенным преподавателем в БНТУ на кафедре «Дизайн архитектурной среды». Вместе с коллегами-практиками ведем «Проект жилого дома». Тема любимая и понятная. Это базовая дисциплина. Не всем строить небоскребы и общественные центры, а вот коттеджем студент может и подзаработать. Бесценно, что кафедра приглашает именно практиков. Возим студентов на стройки, показываем реалии. Разбираем узлы и детали, учим экономить и… вручаем тортики за лучшие проекты! Соревновательность никто не отменял.

Александр Трусов: Архитектура и дизайн - это стык материальной прагматики и эстетических ожиданий

Что бы Вы пожелали начинающим дизайнерам и архитекторам?

Поиска! Помните, что все фундаментальные открытия нашего времени происходили на стыке наук. Перебирайте любые комбинации из всех видов искусств. Наверняка есть что-то неоткрытое. «Архитектура – это удел старцев», – сказал Мис ван дер Роэ. Архитектура и дизайн – это стык материальной прагматики и эстетических ожиданий. Дружат они не всегда. И предмет этот – практический. Копите опыт. Пробуйте, ошибайтесь и – уже к зрелости – подарите миру свои произведения.

В Книге Екклесиаста, в которой лейтмотивом проходит тема о суетности наших деяний, есть пронзительные в своей мудрости и правдивости слова: «Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?» На какие «свои дела» Вам хотелось бы посмотреть и показать другим?

Эко завернули! Боюсь, пока нечего предъявлять. Мир трудно удивить. Может, лет через двадцать, а пока ищем себя.

Как вы оцениваете сегодняшний уровень развития интерьера в Беларуси?

Для постсоветского 25-летнего развития – очень неплохо! Но это касается скорее частного интерьера. Мы невольно тяготеем к сравнению с западным миром и тут уж точно догнали, а может, и перегнали. На весах – славянский основательный подход к тому, в чем мы живем, и западное отношение – «машина для жилья». Перевешивает основательность, поскольку предполагает долгую и счастливую жизнь. Что касается общественных интерьеров – тут провал. Не хватает смелости у госчиновников. А если хватает – нет времени. Когда есть первое и второе – заканчиваются деньги. Но второго шанса может не быть…

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии