Евгений Дайнеко формировался как профессионал в переходные времена: тогда белорусская архитектура медленно, но верно проходила тяжелый путь от постсоветской до современной европейской. Евгений из этой ситуации выжал максимум: к фундаментальному базовому образованию добавил желание пробовать новое. Постоянно что-то искал и в результате вырулил в архитектуру из дизайна интерьеров. Прислушайтесь к мыслям человека, считающего себя популяризатором современной архитектуры.
Евгений Дайнеко, основатель студии DainekaArchitects. В этом году он победил в конкурсе «10 лет архитектуры вместе с Vithouse», который проводился на сайте Obstanovka.by. В 2017 году с этим же проектом выиграл в минском международном биеннале молодых архитекторов «Леонардо» – в номинации «Жилые одноквартирные и малоэтажные дома (1-3 этажа)».
После начала учебы и до первых нашумевших реализованных проектов прошло, возможно, десятилетие.
Если говорить о возможностях для выпускников того времени, то тогда не было такого явления, как многочисленные архитектурные и дизайнерские студии. Были единичные профессионалы, которые занимались частным домостроением и (или) дизайном интерьера. Я тоже начинал с интерьера: помогло мое умение делать качественную визуализацию. Работал в галерее мебели «Домус» – одно из лучших мест, которое занималось не только продажей итальянской мебели, но и пропагандировало европейский lifestyle. Для Минска это было явлением: если посмотреть на интерьеры, которые реализовывались при участии галереи в начале 2000-х, то это были примеры чего-то совершенно нового. Мне как человеку, получившему академическое архитектурное образование, увлекательно было столкнуться с пониманием философии современного интерьера: как с точки зрения функционального зонирования, так и «эстетического ДНК» лучших представителей европейской школы предметного дизайна.
Все начиналось с того, что я, по сути, помогал звездам белорусского дизайна.
Большую роль в профессиональном прогрессе сыграла коллаборация с сильнейшими архитекторами и дизайнерами того времени. Подобный опыт сложно переоценить для начинающего архитектора – ты занимаешься топовыми объектами! По прошествии времени ко мне начали обращаться как к самостоятельной единице в дизайне интерьера. Позже я почувствовал в себе силы заняться частной архитектурной практикой: на данный момент я четко понимаю, что симбиоз архитектурного проектирования и интерьера – это то, что мне наиболее близко. Основа портфеля заказов – это частные дома. Но мы не стоим на месте, в скором времени похвастаемся проектами общественных зданий.
Неотъемлемой частью успешного архитектора является сформированный, узнаваемый авторский стиль.
Одного таланта недостаточно. Мне для обретения своего почерка пришлось в свое время отказаться от больших денег, которые люди готовы были платить за классику, громоздкие вензеля и золотые люстры. Я пошел за своей миссией, как бы пафосно это ни звучало – нести в мир любовь к современному стилю, утонченному и без лишних деталей. Поставил своей целью делать те вещи, за которые не буду краснеть. Поэтому иногда отказываюсь от заманчивых предложений и направляю силы в те проекты, которые отражают мой собственный взгляд на архитектуру. В результате получил реализованные объекты, которые наглядно показывают меня как автора, мое видение, и именно они говорят о моих компетенциях лучше всего. Понятная философия и общие ценности притягивают клиентов-единомышленников, готовых довериться моему опыту, расслабиться и получать удовольствие от процесса. Конечно, процесс стройки доставляет немало хлопот и переживаний для заказчика, особенно сталкивающегося с такой задачей впервые. Опыт нашей команды дает возможность переплыть эту реку, не начерпав много воды.
Роль архитектора сложно переоценить, когда мы говорим про уникальные проекты со смелыми новаторскими решениями и передовыми технологиями.
Потому что именно архитектор является главным связующим звеном между всеми участниками процесса. Как мне кажется, абсурдно отдельно рассматривать архитектуру от интерьера, и наоборот – это один организм, а еще к этому на равных добавляется архитектура ландшафта. Основная ценность проектов наших домов в том, что мы создаем объект целостным, и по-другому мыслить нельзя. Территория внутри границ землевладения фактически является экосистемой для человека, в которой он живет, поэтому нельзя допускать пробелы или диссонансы. В интерьере есть еще декоративная составляющая, и вот она, в моем понимании, не обязательно должна быть выполнена архитектором. Я допускаюв некоторых случаях появление декоратора на объекте, его задача – грамотно подобрать декоративные акценты в пространстве, которое уже сформировано архитектором.
Архитектор должен доподлинно знать, как живут его заказчики: какой у них стиль жизни, какие функциональные потребности, какие эстетические запросы, какие амбиции.
Архитекторы – как портные, которые измеряют фигуру заказчика и предлагают для него костюм по фигуре. От художника мы отличаемся тем, что тот создал работу, выставил ее на продажу: хочешь – покупай, хочешь – нет. Архитектор же работает с конкретным клиентом на его участке. Важно иметь представление о том, как живут эти заказчики — состоятельные люди, которые могут себе позволить комфортный частный дом. Какие у них привычки, ритуалы, по какому графику они живут, какая качественная составляющая их жизни. Уровень архитектора как личности, его жизненный опыт тоже имеют огромное значение. Это дает возможность общаться с клиентом на равных. Доверие выстраивается в том числе и на этом.
О проекте-победителе в конкурсе «10 лет архитектуры вместе с Vithouse»
– 50% успеха проекта – это заказчик, поскольку он изначально дал свободу в творческой составляющей. Это прогрессивный молодой человек, который любит смелые идеи, доверяет архитектору. Поэтому и получился смелый проект, возможно, отпугнувший бы большинство заказчиков на этапе эскиза. По прошествии лет дом преобразился, жильцы наполнили его вещами и эмоциями семейных вечеров у камина, душевных ужинов в кругу друзей семьи, он останется в памяти детей, которые взрослели в нем. Конечно, с годами появляются морщинки времени, но это отнюдь не портит дом, а наоборот проявляет его естественный характер, невольно на ум приходит ассоциация с известными людьми, которые с годамиобретают шарм и уверенность в себе.
Идея дома – как уравнение, в котором есть определенное количество неизвестных.
Если говорить про жилую архитектуру, то мы работаем в достаточно узких рамках: должны выбирать здравые пропорции между функциональностью, архитектурной выразительностью, практичностью и бюджетом заказчика. Очень важно на первых стадиях проектирования погрузить заказчика в идею и принять эскизное решение, которое не будет значительно меняться в последствии и станет оптимальным «скелетом». Только опыт может помочь в успехе такой затеи: на первоначальном эскизе необходимо «словить» необходимые пропорции, эстетику и объемно-пространственную композицию. Чтобы все и в рамках бюджета было, и объект удалось бы реализовать так, как он задумывался. Часто архитекторы без опыта могут придумать эскиз, сделать красивый рендер, но оживить картинку не получится. Здесь помогает умение мыслить реалистично, в перспективе всех стадий реализации.
Естественно, я изучаю опыт коллег по цеху, особенно лучших мировых студий.
Для меня стала естественной потребность стремиться делать проекты, которые не уступают лучшим примерам современной европейской архитектуры. Сегодня достаточно сложно придумать уникальное и новое: можно нафантазировать любой дом, но потом выяснится, что где-нибудь в Австралии построен очень похожий проект, иногда один в один. Если представить, сколько жилых домов строится в мире, какое изначальное задание на проектирование есть у архитекторов, которые занимаются подобного рода проектами, то на выходе получим примерно 90% одинаковых домов с точки зрения набора помещений и функций. Есть исключения из правил. Как правило, это наиболее интересные задачи, но надо учесть, что большинство участков, словно ДНК человека, имеют схожие параметры. На первый план выходит точность и актуальность предлагаемых решений, упорство в разработке деталей – в современной архитектуре по-другому никак. Объект, который органично вписан в окружающую застройку и природный ландшафт, обладает особенным шармом, он не вульгарен, он выделяется стилем и качеством.
Изучая лучшие европейские примеры, понял, что нравится архитектура Северной Европы, в частности, Бельгии и Нидерландов.
В моем понимании эти страны в частной архитектуре находятся на гребне волны. Кроме того, картинка за окном, эстетика и контекст схожи с белорусскими. Мы эволюционным путем пришли к тому, что делаем сегодня, и это хорошо коррелирует с работами современных архитекторов Бельгии и Нидерландов. Тут есть еще момент, что европейская архитектура компактная, достаточно аскетичная, она подкупает заказчика видимой простотой, но не всегда все аскетичное означает бюджетное. Архитектура как раз в таком исполнении является одной из самых дорогих.