«Архитекторы – портные, которые шьют костюм по фигуре заказчика»

Архитектура Евгений Дайнеко
291 Просм.

Евгений Дайнеко формировался как профессионал в переходные времена: тогда белорусская архитектура медленно, но верно проходила тяжелый путь от постсоветской до современной европейской. Евгений из этой ситуации выжал максимум: к фундаментальному базовому образованию добавил желание пробовать новое. Постоянно что-то искал и в результате вырулил в архитектуру из дизайна интерьеров. Прислушайтесь к мыслям человека, считающего себя популяризатором современной архитектуры.

Евгений Дайнеко

Евгений Дайнеко, основатель студии DainekaArchitects. В этом году он победил в конкурсе «10 лет архитектуры вместе с Vithouse», который проводился на сайте Obstanovka.by. В 2017 году с этим же проектом выиграл в минском международном биеннале молодых архитекторов «Леонардо» – в номинации «Жилые одноквартирные и малоэтажные дома (1-3 этажа)».

После начала учебы и до первых нашумевших реализованных проектов прошло, возможно, десятилетие. 

Если говорить о возможностях для выпускников того времени, то тогда не было такого явления, как многочисленные архитектурные и дизайнерские студии. Были единичные профессионалы, которые занимались частным домостроением и (или) дизайном интерьера. Я тоже начинал с интерьера: помогло мое умение делать качественную визуализацию. Работал в галерее мебели «Домус» – одно из лучших мест, которое занималось не только продажей итальянской мебели, но и пропагандировало европейский lifestyle. Для Минска это было явлением: если посмотреть на интерьеры, которые реализовывались при участии галереи в начале 2000-х, то это были примеры чего-то совершенно нового. Мне как человеку, получившему академическое архитектурное образование, увлекательно было столкнуться с пониманием философии современного интерьера: как с точки зрения функционального зонирования, так и «эстетического ДНК» лучших представителей европейской школы предметного дизайна.

Интерьер дома. автор Евгений Дайнеко

Все начиналось с того, что я, по сути, помогал звездам белорусского дизайна. 

Большую роль в профессиональном прогрессе сыграла коллаборация с сильнейшими архитекторами и дизайнерами того времени. Подобный опыт сложно переоценить для начинающего архитектора – ты занимаешься топовыми объектами! По прошествии времени ко мне начали обращаться как к самостоятельной единице в дизайне интерьера. Позже я почувствовал в себе силы заняться частной архитектурной практикой: на данный момент я четко понимаю, что симбиоз архитектурного проектирования и интерьера – это то, что мне наиболее близко. Основа портфеля заказов – это частные дома. Но мы не стоим на месте, в скором времени похвастаемся проектами общественных зданий.

Неотъемлемой частью успешного архитектора является сформированный, узнаваемый авторский стиль. 

Одного таланта недостаточно. Мне для обретения своего почерка пришлось в свое время отказаться от больших денег, которые люди готовы были платить за классику, громоздкие вензеля и золотые люстры. Я пошел за своей миссией, как бы пафосно это ни звучало – нести в мир любовь к современному стилю, утонченному и без лишних деталей. Поставил своей целью делать те вещи, за которые не буду краснеть. Поэтому иногда отказываюсь от заманчивых предложений и направляю силы в те проекты, которые отражают мой собственный взгляд на архитектуру. В результате получил реализованные объекты, которые наглядно показывают меня как автора, мое видение, и именно они говорят о моих компетенциях лучше всего. Понятная философия и общие ценности притягивают клиентов-единомышленников, готовых довериться моему опыту, расслабиться и получать удовольствие от процесса. Конечно, процесс стройки доставляет немало хлопот и переживаний для заказчика, особенно сталкивающегося с такой задачей впервые. Опыт нашей команды дает возможность переплыть эту реку, не начерпав много воды.

Архитектура Евгений Дайнеко

Роль архитектора сложно переоценить, когда мы говорим про уникальные проекты со смелыми новаторскими решениями и передовыми технологиями. 

Потому что именно архитектор является главным связующим звеном между всеми участниками процесса. Как мне кажется, абсурдно отдельно рассматривать архитектуру от интерьера, и наоборот – это один организм, а еще к этому на равных добавляется архитектура ландшафта. Основная ценность проектов наших домов в том, что мы создаем объект целостным, и по-другому мыслить нельзя. Территория внутри границ землевладения фактически является экосистемой для человека, в которой он живет, поэтому нельзя допускать пробелы или диссонансы. В интерьере есть еще декоративная составляющая, и вот она, в моем понимании, не обязательно должна быть выполнена архитектором. Я допускаюв некоторых случаях появление декоратора на объекте, его задача – грамотно подобрать декоративные акценты в пространстве, которое уже сформировано архитектором.

Интерьер дома. автор Евгений Дайнеко

Архитектор должен доподлинно знать, как живут его заказчики: какой у них стиль жизни, какие функциональные потребности, какие эстетические запросы, какие амбиции. 

Архитекторы – как портные, которые измеряют фигуру заказчика и предлагают для него костюм по фигуре. От художника мы отличаемся тем, что тот создал работу, выставил ее на продажу: хочешь – покупай, хочешь – нет. Архитектор же работает с конкретным клиентом на его участке. Важно иметь представление о том, как живут эти заказчики — состоятельные люди, которые могут себе позволить комфортный частный дом. Какие у них привычки, ритуалы, по какому графику они живут, какая качественная составляющая их жизни. Уровень архитектора как личности, его жизненный опыт тоже имеют огромное значение. Это дает возможность общаться с клиентом на равных. Доверие выстраивается в том числе и на этом.

О проекте-победителе в конкурсе «10 лет архитектуры вместе с Vithouse»

– 50% успеха проекта – это заказчик, поскольку он изначально дал свободу в творческой составляющей. Это прогрессивный молодой человек, который любит смелые идеи, доверяет архитектору. Поэтому и получился смелый проект, возможно, отпугнувший бы большинство заказчиков на этапе эскиза. По прошествии лет дом преобразился, жильцы наполнили его вещами и эмоциями семейных вечеров у камина, душевных ужинов в кругу друзей семьи, он останется в памяти детей, которые взрослели в нем. Конечно, с годами появляются морщинки времени, но это отнюдь не портит дом, а наоборот проявляет его естественный характер, невольно на ум приходит ассоциация с известными людьми, которые с годамиобретают шарм и уверенность в себе.

Архитектура Евгений Дайнеко

Идея дома – как уравнение, в котором есть определенное количество неизвестных. 

Если говорить про жилую архитектуру, то мы работаем в достаточно узких рамках: должны выбирать здравые пропорции между функциональностью, архитектурной выразительностью, практичностью и бюджетом заказчика. Очень важно на первых стадиях проектирования погрузить заказчика в идею и принять эскизное решение, которое не будет значительно меняться в последствии и станет оптимальным «скелетом». Только опыт может помочь в успехе такой затеи: на первоначальном эскизе необходимо «словить» необходимые пропорции, эстетику и объемно-пространственную композицию. Чтобы все и в рамках бюджета было, и объект удалось бы реализовать так, как он задумывался. Часто архитекторы без опыта могут придумать эскиз, сделать красивый рендер, но оживить картинку не получится. Здесь помогает умение мыслить реалистично, в перспективе всех стадий реализации.

Естественно, я изучаю опыт коллег по цеху, особенно лучших мировых студий. 

Для меня стала естественной потребность стремиться делать проекты, которые не уступают лучшим примерам современной европейской архитектуры. Сегодня достаточно сложно придумать уникальное и новое: можно нафантазировать любой дом, но потом выяснится, что где-нибудь в Австралии построен очень похожий проект, иногда один в один. Если представить, сколько жилых домов строится в мире, какое изначальное задание на проектирование есть у архитекторов, которые занимаются подобного рода проектами, то на выходе получим примерно 90% одинаковых домов с точки зрения набора помещений и функций. Есть исключения из правил. Как правило, это наиболее интересные задачи, но надо учесть, что большинство участков, словно ДНК человека, имеют схожие параметры. На первый план выходит точность и актуальность предлагаемых решений, упорство в разработке деталей – в современной архитектуре по-другому никак. Объект, который органично вписан в окружающую застройку и природный ландшафт, обладает особенным шармом, он не вульгарен, он выделяется стилем и качеством.

Архитектура Евгений Дайнеко

Изучая лучшие европейские примеры, понял, что нравится архитектура Северной Европы, в частности, Бельгии и Нидерландов. 

В моем понимании эти страны в частной архитектуре находятся на гребне волны. Кроме того, картинка за окном, эстетика и контекст схожи с белорусскими. Мы эволюционным путем пришли к тому, что делаем сегодня, и это хорошо коррелирует с работами современных архитекторов Бельгии и Нидерландов. Тут есть еще момент, что европейская архитектура компактная, достаточно аскетичная, она подкупает заказчика видимой простотой, но не всегда все аскетичное означает бюджетное. Архитектура как раз в таком исполнении является одной из самых дорогих.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии