Ресторан «Пиковая дама» существовал в Минске на протяжении четырех лет. Недавно его владельцы решили, что им нужен другой ресторан, и интерьер, который в свое время стал событием в жизни Минска, был уничтожен. Мы решили вспомнить о том, каким он был.
Авторы интерьера считают, что это был самый мистический из их проектов. И не исключено, что некую роковую роль в судьбе ресторана стало его название.
Собственно, возникло оно почти случайно. Заказчицы проекта купили люстры компании Faustig под названием «Пиковая дама». Это и стало отправной точкой.
Стоит заметить, что ни название, ни концепция интерьера не имело никакого отношения к пушкинской «Пиковой даме». В основу концепции легли идея игры – карточной, образной, словесной.
Дальше подключилась строительная организация, качество работ которой оставляло желать лучшего. Уже в процессе строительства и отделки стали появляться трещины в стенах, обваливаться штукатурка и пластами отходить краска. Но, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Именно строительные дефекты помогли авторам определиться со стилевым направлением для интерьера ресторана. Им стал декаданс – модернистское течение конца XIX века. В основе декаданса – романтизация упадка. Жажда нового и одновременно неприятие потребительского, попсового общества. Декадентству свойственна чрезмерная чувственность, что нашло свое отражение в интерьере. Дизайнеры хотели создать атмосферу, отличную от обыденной. Да и само пространство, казалось, было наполнено ощущением мистики.
Недостаток естественного освещения, высокие потолки, ведущий неизвестно куда туннель… Атмосфера напоминала заброшенный французский замок.
Изначально ресторан планировался, как место для публики с определенным достатком, которой не все равно, где есть и где тратить деньги. Это должен был быть интерьер, где женщина в вечернем платье с дорогими украшениями смотрелась бы органично.
Еще одна задача, которую ставили перед собой дизайнеры, – сделать что-то принципиально новое, непохожее на то, что уже есть в Минске. Заказчики полностью поддерживали их в этом стремлении.
Александр Овчинников и Павел Асмаковский вспоминают о работе над проектом: «Мы хотели, чтобы наш ресторан был камертоном. Чтобы было понятно, за что люди платят деньги. На тот момент в Беларуси в интерьерном бизнесе процветал пластик – дешевка по невероятно высоким ценам. Было непонятно, что люди делают в этих ресторанах. У них просто не было выбора. Мы хотели дать этот выбор. Нам хотелось улучшить ситуацию и, конечно, достичь каких-то профессиональных высот. В Европе и Америке было много заведений, построенных на китче. И еще был на пике гламур.
Мы просто отразили время – и убедительно отразили! Открылось заведение, куда приятно зайти. Однако практика показала, что в Минске такого рода заведения не приживаются. Вопрос, который не покидает нас по сей день, – почему люди готовы тратить аналогичные суммы в заведениях с пластиковыми стаканчиками и не готовы в заведениях типа «Пиковой дамы»? Возможно, люди просто пугаются «дорогих» заведений. У нас пока еще нет соответствующей культуры. Нет человека – ресторатора, профессионального ресторанного критика – который сможет дать настоящий отзыв о заведении. С точки зрения бизнеса такие заведения не нужны. Но с точки зрения культуры они просто необходимы. Еще один аспект – хорошо сделанный ресторан мгновенно делает имя его владельцу. Это прекрасная возможность стать медиа-персоной».