Дизайн после кризиса

Дизайн после кризиса
178 Просм.

Мир уже никогда не будет прежним. После кризиса 2008 года итальянские дизайнеры констатировали факт, что мир изменился.

Избыточная роскошь перестала быть самоцелью.

Сегодня дизайн столкнулся лицом к лицу с кризисом, и как сфера, максимально быстро реагирующая на изменение социальных условий, заставляет дизайнеров обращаться к собственному производству часто из подручных материалов или даже из отходов. На этом фоне особо популярно стало вторичное использование предметов.

Речь не о том, как в одной старой книге, предлагали использовать отработанные вещи. Например, не выбрасывать тюбик от использованной губной помады – из неё можно сделать прекрасный чехольчик для мела, или из старых колготок можно сплести милый коврик. Хотя тенденции уже прослеживались. Сейчас речь идёт о целой индустрии Recycling. 

Недавно в Испании муж купил себе пуховик. С виду пуховик, как пуховик. Ну модный, ну тёплый, казалось мало отличается от своих собратьев. Но одна надпись заставила совершить покупку. А именно 1 метр ткани изготовлен из 70 пластиковых бутылок. Приятно было сознавать, что таким элегантным образом мы утилизировали годовой запас пустых бутылок из-под минеральной воды.

Recycling не обошёл и киноиндустрию. На Оскаре 2020 звёзды шли по дорожке из переработанного пластикового сырья.

С одной стороны, экологический кризис подтолкнул к новым технологиям.

С другой стороны, использование старых предметов становится всё более популярным. Тут следует отличать стремление во что бы то ни стало утилизировать пластик, от тенденции придать используемым предметам дополнительный шик. То есть рождение эксклюзива.

В авангарде новых технологий традиционно находятся голландские дизайнеры.

Дизайн после кризиса

Фото студия The New Raw (thenewraw.org)

Пластик, шины, контейнеры, использованные поддоны, даже старые одеяла, всё идёт в ход.

К примеру студия The New Raw совмещает переработку пластика с 3D-печатью. По их словам, «хочется задействовать как можно больше пластиковых отходов и найти им широкое применение в виде долговечных продуктов. Чем больше таких продуктов мы произведём, тем скорее люди обратят внимание на огромное количество пластика, который они выбрасывают».

Скамейка из переработанного пластика, которую они поставили в центре Амстердама, весит 50 килограммов. Столько же пластиковых отходов производят в среднем два жителя голландской столицы за год. Таким образом посыл людям звучит так: «Посмотри, сколько ты выбрасываешь. Остановись!»

Дизайн после кризиса

Фото студия The New Raw (thenewraw.org)

А Тейо Реми представил публике тряпичное кресло Droog из старых одеял.

Дизайн после кризиса

Но хотелось бы поговорить о другой стороне использования старых предметов. О возможности дать им вторую жизнь, которая рождает эксклюзив.  

К этому подталкивает поиск новых фактур. Конечно, можно воспользоваться предложениями уже готовых. Благо крупные производители не стоят на месте и постоянно совершенствуют технологии, предлагая новые материалы. Но дизайн ценится тогда, когда создаётся что-то уникальное. И вот тут на выручку приходит использование старых предметов...

Примером может служить бельгийская фабрика Vanghent, которая возвела вторсырьё в ранг антикварности, освоив новую технологию изготовления ковров. Их изготавливают вручную из уцелевших фрагментов старых. Таким образом новый дизайн несёт в себе ещё и историческую ценность, особую энергетику. Шикарные отели Венеции используют уникальную возможность постелить такой ковёр у себя в холле.

Дизайн после кризиса

Ковер vanghent.com

Поиск новых декоративных материалов привел  к использованию панелей из разобранных ирландских потолков. Следы краски не убирают, а наоборот подчёркивают.

В результате получается уникальная фактура, используемая для декорации потолков, стен и даже фасадов зданий.

Интересно, что эта тенденция добралась и до Японии, несмотря на то, что там традиционно ценится высокое качество обработки материалов. Видимо сочетание эстетических свойств и историзма взяли вверх над перфекционизмом.

Дизайн после кризиса

Фасад здания в Японии (Киото). Из архива автора

Дизайн после кризиса

Камин в доме, автор Анна и Станислав Макеевы (фото Е. Пясковский)

Страны северной Европы тоже не остались в стороне. Они подметили, что выветренные доски из старых домов несут в себе новую эстетику. Глубоко въевшаяся краска придаёт им особую живописность. Более того шероховатая фактура отлично сочетается с гладкими глянцевыми материалами.

Такое сочетание может претендовать не просто на фактуру, но и на декоративное панно.

Дизайн после кризиса

Экспозиция в шоуруме FH. Автор Анна и Станислав Макеевы (фото Е. Пясковский)

Не был бы FLAMANT настоящей бельгийской фабрикой, если бы их дизайнеры прошли мимо этих тенденций. Изготовление столов из старых досок вводится в культ не только из-за вторичного использования. Тут вступает в силу –наследие и преемственность, так ощущается связь времён.

 

Дизайн после кризисаДизайн после кризиса

Фото из архива автора (в шоуруме Брюссель)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии