Архитектура или дизайн?

Архитектура или дизайн
132 Просм.

Если провести небольшой экскурс в историю человеческой цивилизации, то легко обнаружится, что путаницы происходят оттого, что метаморфозы носят медленный и малозаметный характер.

Однако и революционность процесса не всегда приводит к пониманию происходящего: сказывается сила привычки и сопротивление ментальной инерции.

Но наступают моменты, когда латентные процессы, наконец, становятся явными и обнаруживают себя во всей силе.

Не исключение в этом смысле и такая область деятельности, как строительное искусство.

Я намеренно не произношу слово архитектура, ибо это и есть предмет предстоящих разбирательств, т.е. внесения ясности в ситуацию, когда становится жизненно необходимым четко понимать, что есть архитектура, а что есть строительный дизайн (термин «строительный дизайн», в отличие от явления, которое он призван обозначать, не является общепринятой лингвистической нормой и может рассматриваться лишь как гипотетическое предложение).

Предвижу скепсис читателя по поводу такой всеобъемлющей миссии, единолично присвоенной автором данной публикации.

Должен отметить, что я ни в коей мере не хочу расставлять знаки, определяющие строительный дизайн и архитектуру как положительное или отрицательное явления.

Я всего лишь хочу внести терминологическую ясность, а значит ясность прежде всего понятийную, которая, как известно - уже половина успеха. Как сказано в священных книгах: «словом точным наречешь – постигнешь суть нареченного».

Смысл такого разбирательства заключается прежде всего в том, что для здорового существования и сосуществования и того и другого – архитектуры и строительного дизайна – необходима терминологическая, а значит понятийная структуризация.

Действительно, ясность в определениях позволяет по-новому взглянуть на вопросы, решаемые этими двумя дисциплинами, которые на сей момент определяются как единое целое, именуемое словом «Архитектура».

Но, как в природе нельзя остановить процессы структуризации материи, так и в явлениях, относящихся исключительно к человеческой цивилизации и культуре, нельзя до бесконечности обозначать одним и тем же термином вещи, имеющие различную и часто антагонистическую природу и характер.

Для того чтобы быть доказательным и логичным в своих построениях, я приведу те принципы или свойства, которые отличают, на мой взгляд, архитектуру от строительного дизайна.

Однако, прежде чем это сделать, следовало бы вкратце напомнить диалектику зарождения строительного дизайна в недрах архитектуры.

 

Архитектура, начиная с конца девятнадцатого - начала двадцатого века, образно говоря, была беременна строительным дизайном. Процесс этот длился примерно сто лет. Тут следует отметить, что практически весь двадцатый век был переходным периодом, в котором мы имели дело скорее с гибридом архитектуры и дизайна, нежели с четко сформировавшимся дизайном.

Нельзя не признать, что одиночные голоса, пытающиеся отделить архитектуру от дизайна, не раздавались время от времени то там, то сям.

И здесь я не присваиваю себе пальму первенства. Вполне возможно, что такая полемика могла вестись в англоязычной среде либо в среде какого-нибудь европейского или азиатского языков. Мне ничего об этом не известно.

По крайней мере, так как не существует общепризнанного, четкого терминологического деления, я могу предположить, что такие дебаты не увенчались успехом.

Может показаться, что я ломлюсь в открытые двери, так как в англоязычной среде давным-давно пользуются термином architectural design, т.е. термином «архитектурный дизайн».

Термин этот в определенной степени можно признать вполне точным и объективным, ибо он отражает (или отражал) положение дел в процессе эволюционного развития дизайна на определенном этапе и в конкретных исторических рамках. Иными словами, термин «архитектурный дизайн» отражал и отражает природу гибрида архитектуры и дизайна, несмотря на их во многом антагонистическую природу. Нет ли тут скрытого противоречия? Думаю, нет, - ибо в этом и заключается диалектика природы вещей, диалектика единства и борьбы противоположностей.

Но вернемся к положению дел в профессиональной русскоязычной среде, в которой, как известно, даже такого компромиссно-гибридного термина, как «архитектурный дизайн», на официальном или общепринятом уровне не существует. И все, что происходит в строительстве, традиционно обозначается словом «архитектура».

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще такое деление? Есть ли в нем смысл и к чему такие сложности, если практикующие архитекторы и так себя неплохо чувствуют? И что же нам в практическом смысле может дать такое терминологическо-понятийное деление? Вопрос вполне закономерный и не праздный. Отвечу на него коротко: - Прежде всего, качественные изменения в профессии, а в более широком смысле – более ясное понимание взаимоотношений человека, общества, цивилизации и природы. Ибо по природе своей та среда обитания, которую мы создаем, оказывает огромное влияние на человека и общество в целом.

Чтобы поставленный вопрос о терминологии не казался пустой схоластикой, а был действительно важным, насущным вопросом профессиональной жизни, приведу ряд свойств, различающих природу архитектуры и строительного дизайна.

(здесь и далее под словом дизайн подразумевается строительный дизайн – прим. автора).

 

Основные отличия

  • архитектура тектонична, дизайн атектоничен.
  • архитектура статична, дизайн динамичен.
  • дизайн вдохновлен будущим, архитектура - прошлым.
  • архитектура - это старость, умудренная опытом, дизайн - это молодость, сжигаемая желаниями.
  • архитектура апеллирует к культуре и мифу, дизайн - к науке и технологии.
  • архитектура стремится к вечности, дизайн - к сиюминутности.
  • архитектура - обитаемая скульптура, дизайн - обитаемая реклама.
  • архитектура – коллективное сознание, дизайн - индивидуальное.
  • архитектура - порождение естественной среды обитания, дизайн - искусственной.
  • архитектура - живописна, дизайн – плакатен.
  • архитектура экстраветна, дизайн - интровертен.

Для более глубокого понимания приведенных различий между архитектурой и дизайном придется расшифровать каждый из вышеизложенных тезисов и совершить небольшой исторический экскурс.

 

Исторический контекст. Смена парадигмы

 

Во все времена своего существования архитектура стремилась к стабильности, устойчивости и незыблемости, т.е. по существу к вечности, как категории. Это проистекало из самой её природы – идеи крова, убежища, сакрального места, которые не могли быть перенесены куда-либо по своей прихоти, ибо имели незыблемую, прежде всего духовную связь с местом их строительства. Архитектурная постройка диктовалась топонимикой, тектоникой земли, органической частью которой и была, как порождение союза Человека и Места, как зримая категория Вселенной. Вы не найдете ни одного архитектурного произведения прошлого, которое бы диссонировало с природным окружением. Причина такой гармонии проста – архитектура, в отличие от строительного дизайна, всегда и только вдохновлялась природой.

Технологии возведения, ограничения материальных и физических ресурсов диктовали применяемые архитектурно-строительные решения. И даже в период своего бунтарства – эпохи готики – все устремления в небо, к богу уравновешивались контрсилами, характерными для материала и гравитации.

На всем протяжении своего развития архитектура формировалась как практически единственное материальное олицетворение знаний и верований об устройстве вселенной, с её космогонией и иерархией. По-существу, архитектура обслуживала миф и сама в определенной степени являлась мифом, т.к. была накрепко связана с представлениями людей об окружающем мире.

Решение таких утилитарных вопросов, как устойчивость, тепловая инерция, защита от неблагоприятных погодных условий, долговечность и прочность всегда были заботой архитектора, использующего строительные приемы, продиктованные характерными для данной местности строительными материалами. Даже когда происходили архитектурные заимствования или культурные экспансии одних народов в другие культуры, архитектура продолжала руководствоваться своими исконными принципами.

И только в двадцатом веке, в эпоху зарождения дизайна, в эпоху трансконтинентальных перемещений сырья, энергоресурсов и материалов отпала необходимость строгого следования местным строительным условиям и традициям. А с появлением авиации и массового автомобилестроения, провозглашением декларативного лозунга «дом – машина для жилья» создались предпосылки для возникновения новой идеологии строительства - строительства без привязки к местности из материалов до того времени совершенно несвойственных архитектуре – бетона, стекла, металла, пластика.

Тут стоит отметить, что любая профессия, связанная с обществом в целом, не может самоизолироваться от влияния идей, царящих в атмосфере. Философия позитивизма, овладевшая не только передовыми умами общества, но и многими просвещенными людьми, да, и просто профессионалами, катализировала процессы, ставшие логическим толчком для зарождения дизайна. Идеи абсолютной научно-технической и гуманитарно-этической и личностной свободы человечества, познаваемости окружающего мира, его подвластности человеку, имели свой резонанс и в такой традиционной области, как архитектура. И, вдохновляемое идеями воздухоплавания и автомобилестроения, идеями новых перспективных возможностей личности, зародилось новое понимание человека, общества, пространства и времени. Передовые архитекторы, ставшие создателями новых идей в архитектуре, а по существу, давшие начало зарождению строительного дизайна, прямо и открыто призывали к отказу от прошлого, разрыву с традициями, которые, по их мнению, по рукам и ногам связывали свободу нового человека. Зародившийся в это время модернизм стал колыбелью не только для обновленных традиционных видов искусств, но и для новых, ранее не существовавших, таких, как кинематограф и дизайн, и строительный дизайн в частности. Эти факты во множестве приведены и описаны в литературе, посвященной научному, философскому, культурному и техническому бэкграунду конца 19, началу 20в.

Я привожу эту небольшую историческую выдержку лишь как напоминание исторического контекста, который вполне подробно описан в литературе, посвященной зарождению и развитию модернизма.

 

Генная память

 

Современная культурология, психология, генетика и антропология располагают достаточно обширными знаниями о природе человеческой психики, мышления и факторах, влияющих на мировосприятие. Время от времени говорят и о такой пока еще экзотической сфере, как «экология души». Все более популярной становится и такая, не менее экзотическая вещь, как фэн-шуй, которая по-существу во многом заботится о том же самом.

Однако, о таких вещах, как культурная экология на генно-биологическом уровне в области градостроительства пока, увы, не идет и речи. Причем не только на официальных уровнях, но даже и в профессиональной среде. Борцов за историческую застройку (де факто, за архитектурный контекст городов) считают, к великому сожалению, не более чем чудаками, мешающими жить и строить.

Но если абстрагироваться от узких утилитарных и профессиональных интересов и посмотреть на проблему с более широкой, научной точки зрения, привлекая к рассмотрению поставленного вопроса такие дисциплины как биология, генетика, антропология, то можно сделать совершенно очевидный и логически обоснованный вывод о том, что в процессе своего исторического развития и существования человек столетиями копил генную информацию о среде обитания, о тех постройках, которые его окружали на протяжении всей его жизни. И в этом смысле дисбаланс между архитектурой и строительным дизайном вызывает духовный дискомфорт, дисбаланс психики. Такой же, как и дисбаланс, вызываемый неправильным питанием, в котором отсутствуют или содержатся в недостаточном количестве жизненно важные микроэлементы, витамины и вещества.

Мы много говорим о генетически модифицированных продуктах, беспокоимся, как они отразятся на биологии человека, совершенно не подозревая, что среда обитания, состоящая из архитектурно-дизайнерских гибридов, по существу является тем же генно-модифицированным продуктом и исподволь работает над изменением наших генов.

Конечно, есть такие уважаемые организации как ООН и ЮНЕСКО, которые заботятся об устойчивом и гармоничном развитии общества и цивилизации в целом, заботятся о сохранении культурного наследия, памятников архитектуры и градостроительства. Однако специфика деятельности этих организаций не включает такие аспекты как футурологические прогнозы, относящиеся к искусственной среде обитания, тем более с научной точки зрения.

И уж тем более, эти организации совершенно не отслеживают такие процессы, как изменение баланса между архитектурой и строительным дизайном, т.к. с каждым годом архитектуры становится все меньше, а строительного дизайна – все больше. Смысл такого баланса заключается в том, что по своей природе дизайн не дает духовной пищи, а дает в лучшем случае лишь пищу для ума и тела, в то время как архитектура прежде всего восполняет именно этот сектор человеческого бытия.

И в этом смысле, четкое понимание того, что архитектура с её устойчивыми архетипами закодирована в нашей генной памяти, требует не менее бережного и обоснованного отношения, чем в случае с употреблением генно-модифицированных продуктов.

Может сложиться впечатление, что я ратую за незыблемость архитектуры в том её виде, в каком мы её получили от наших предков, и выступаю гонителем строительного дизайна.

Отнюдь нет. Я прежде всего выступаю за то, что стоит более внимательно и ответственно отнестись к тем процессам, которые происходят в обществе в целом и в профессии в частности, учитывая, что профессия является действенным инструментом изменения среды обитания. И уж коль скоро речь зашла о балансе между архитектурой и строительным дизайном, то логичным было бы предположить, что строить новые города и реконструировать уже существующие было бы целесообразно на основе введения в практику гуманитарно-экологического кадастра, по примеру земельного - т.е. определять структуру городов с точки зрения процентного соотношения архитектура-дизайн, а также их гибридов.

 

Образование

 

Хочу отметить, что процесс образования на архитектурных факультетах во многом деструктурирован и хаотичен. В курс изучаемых дисциплин входят как традиционные предметы, характерные для архитектуры, так и предметы которые скорее присущи исключительно строительному дизайну. В результате такого бессистемного смешения изучаемых предметов у студентов - архитекторов происходит путаница в профессиональных навыках, снижающих их итоговое, профессиональное качество.

К примеру, знание истории архитектуры, классические методы проектирования для студентов, (гипотетически и по свойству своего менталитета) избравших строительный дизайн, оказываются практически бесполезными и даже вредными, т.к. занимают определенный отрезок времени в учебном процессе. А для студентов, избравших (соответственно) путь архитектуры, этот же объем знаний и навыков, составляющих профессию архитектора, является совершенно недостаточным.

И поскольку такого деления на сегодняшний день не существует, то особенно драматично это сказывается на такой области профессиональной практики, как реконструкция, реставрация и восстановление исторической застройки. В этом случае, по-существу, мы имеем архитектурно-дизайнерский гибрид, подогнанный под шаблон архитектуры. Или, если хотите, макет в натуральную величину. И это в лучшем случае. В целом же, такие произведения не в силах преодолеть свойства «плакатности», которое более характерно для дизайна. И дело не только и не столько в бюджете или строительных материалах и технологиях. Дело прежде всего в плохой профессиональной подготовке в области исторических знаний вообще и архитектурно-исторических в частности.

В то же время, недостаточно глубокое и ясное понимание задач, свойств и методов создания произведений строительного дизайна, подменяемое фрагментарными знаниями архитектурных принципов, делает постройки, которые следовало бы уже отнести к области строительного дизайна, скучными, неуклюжими или даже карикатурными.

В задачи данной статьи конечно же не входит давать подробный анализ подготовки и возможный перечень образовательных предметов будущих специалистов в области архитектуры и строительного дизайна. думаю, что и обозначения существующей проблемы для её последующего детального рассмотрения вполне достаточно.

Отмечу лишь, что итоговая часть образования могла бы дать нам две профессии указанным в дипломе, выдаваемом выпускнику: архитектор или строительный дизайнер.

 

Практика

 

Если оглянуться на прошедший двадцатый век, то невозможно не отметить, что он характеризуется невиданными до того масштабами строительства. Без преувеличения можно сказать, что за один только двадцатый век настроено больше, чем за все предыдущие века и эпохи. А стилевое, формальное и функциональное разнообразие, кажется, просто не имеет предела. Двадцатый век можно смело назвать эпохой экспериментаторства в области строительного искусства. Однако много ли произведений двадцатого века можно охарактеризовать как бесспорно достойные произведения строительного искусства? На многие ли из них готовы ехать и любоваться туристы за тысячи километров? А приехав, смотреть более двух минут кряду? Думаю, в процентном отношении катастрофически мало. И дело не только в том, что эпоха великих экспериментов всегда характеризуется горами перерытой руды или несовершенством новых строительных технологий и материалов. Причина кроется в том, что подавляющее большинство построек можно охарактеризовать как неудалые, безыдейные гибриды архитектуры и строительного дизайна. Ими полнятся сотни, если не тысячи городов, в которых живут люди, не имеющие другого выбора как ежедневно смотреть на таких уродцев. Такие гибриды не унаследовали лучших качеств от своих прародителей. Образно их можно назвать детищами кровосмесительных браков или результатом бездумных биологических экспериментов. И такими экспериментами занимаются тысячи и тысячи профессионалов, не понимающих истинной природы этих двух родственных, но все же противоположных дисциплин. Значит ли это, что с момента появления статьи подобные эксперименты прекратятся? Отнюдь нет. Однако хочется надеяться, что с приходом более полного понимания, они станут более качественными, осмысленными и ответственными.

В данном случае, статья лишь катализатор осмысления положения вещей, а не их решение. Она – лишь попытка показать разницу между двумя дисциплинами в сжатой и ясной форме, через постановку вопроса о терминологии.

А главный смысл разбирательств с терминологией заключается в том, что на текущий момент понятием «архитектура» подменяется понятие «строительный дизайн», в то время как исконная архитектурная практика подвергается уничижению, как нечто отжившее, нетворческое, не имеющее никакого права на существование в современной полноценной профессиональной практике.

Одним словом, поняв глубинную разницу между строительным дизайном и архитектурой через терминологию вернуть архитектуре ее утраченный статус, а строительному дизайну придать статус самостоятельной дисциплины. Таким образом, мы сможем снять те проблемы, которые пока считаются трудноразрешимыми практически повсеместно, где существуют архитектура и строительный дизайн.

Одновременно и взаимодействие этих двух дисциплин будет более эффективным и менее драматичным, коль скоро будет четкое понимание их, задач, функций и особенностей.

© Фархад Мулладжанов

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии