культурологический манифест - декларация
Крупное явление вообще бывает трудно рассмотреть, особенно, если находишься внутри него. Происходящее кажется обыденным и само собой разумеющимся. И только когда оно, это явление достигает апогея, когда достигает вершины, вдруг открываются картины, до того не видимые в обычном ракурсе или масштабе.
Таков и Дизайн. Такова его Эпоха.
Теперь, когда крупная, масштабная структура окончательно сложилась, можно сказать, и я говорю об этом не без гордости первооткрывателя, что Дизайн - это стилевая эпоха, что Дизайн - это стиль.
Нам посчастливилось жить в крупную идейно-эстетическую эпоху. Не каждому поколению выпадает такое счастье. Такова была эпоха Барокко, Такова была эпоха Готики.
Тезис или декларация о том, что Дизайн - это стиль, о том, что Дизайн - стилевая эпоха может показаться преувеличением, но только на первый, поверхностный взгляд.
Человечество знает много художественных стилей имевших достаточно короткую жизнь и в очень узких рамках - всего несколько десятков лет или даже просто лет, существовавших в лице своих апологетов и умиравших вместе с ними. Значения и эстетического качества такой факт этим стилям не убавил. Они достаточно ярки и выразительны. однако это всего лишь стили, не ставшие эпохой.
Нет смысла доказывать, что эпоха - явление гораздо более крупное и объективное: -оно характеризуется другими временными, пространственными и идейными масштабами. Требуется стечение многих и многих обстоятельств, чтобы эпоха зародилась и проявила себя в полную силу.
Почему я берусь утверждать, что Дизайн - это ни что иное, как стиль, выражающий свою стилевую эпоху, эпоху Дизайна?
Да прежде всего потому, что как и любая другая значительная эпоха - Дизайн, как культурно-эстетическое явление масштабен и при всей своей кажущейся формальной многоликости целен и монолитен.
Эпоха Дизайна глобальна, она охватывает все пять континентов. В истории человечества до сих пор не было такого масштабного явления. По-существу мы имеем дело с беспрецедентным явлением. Даже такие крупные эпохи как Барокко и Готика, проявившие себя во всех видах искусств по своим пространственным масштабам были гораздо скромнее, охватывая лишь часть европейского континента (Южная Америка с его прецедентами барокко составляет скорее исключение). Что касается временных рамок крупных эпох, то они могут только соперничать с эпохой Дизайна, учитывая тот факт, что нынешняя эпоха лишь входит в свой зенит. Как долго она продлится - пока трудно определить. Возможно, и скорее всего, пока не произойдет смена цивилизационной парадигмы, она будет прочно удерживать свои позиции. А учитывая, что за её плечами уже сто лет развития и она только входит в зенит, в свою художественную зрелость, можно предположить, что и временные рамки этого явления будут весьма впечатляющими.
Однако глобальность Дизайна характеризуется не только географическими масштабами, в которые вовлекается все большее и большее количество стран и народов.
Прежде всего эпоху Дизайна, как впрочем и любую другую крупную эпоху, характеризует трансдисциплинарность. Дизайн охватывает буквально все сферы человеческой деятельности: - от производства зажигалок и электровозов, до программных оболочек и медицинских приборов, от рекламы до политтехнологий. Я перечислил лишь те области, которые, за исключением политтехнологий имеют непосредственную связь с дизайном, как видом деятельности. Это лишь то, что очевидно. Но нельзя не отметить, что и сама философия современной жизни, организации производства и коммерции, научных исследований, культурных и общественных мероприятий используют в своей организационной основе те же методы и проектные схемы что и исконно дизайнерская сфера.
современные искусства: архитектура, живопись, скульптура, музыка - это дизайн
Не слишком ли много я делегирую Дизайну? Не слишком ли много для такого узкого сектора, как профессия, которая традиционно понимается как вид деятельности в области художественного конструирования утилитарных предметов, визуальных коммуникаций и среды обитания, как его понимают и преподают в школах и на факультетах многих и многих вузов, готовящих дизайнеров?
В том-то и дело, что нет! Профессия и деятельность в данном случае лишь формальный выразитель явления. А деятельность и методы, столь горячо декларируемые педагогами различных школ как «дизайн» - всего лишь соки питающие гораздо более крупную структуру.
реклама и плакат - душа и крылья дизайна
Современная цивилизация породила такую, до того неизвестную человечеству форму деятельности и визуальных коммуникаций, как реклама и его частную форму – плакат, хотя темы и свойства плаката часто выходят за рамки рекламы по своим социальным задачам. Тем не менее плакат и реклама, как выразители идей и задач времени по сути стали тем стимулирующим фактором, который и дал жизнь дизайну как явлению и стилю. Природа рекламы лежит в основе и сути дизайна.
Реклама лишила человечество веры в чудо, прочно обосновавшись на его месте. Тем самым она окончательно секуляризировала художественную мысль, превратив искусство в дизайн.
Традиционное или академическое искусство не может существовать вне религиозного сознания, а дизайн может, только и может, выражая свою философию и подкрепляя тем самым современную цивилизационную парадигму утилитарного комфорта, потребления и развлечения.
Иными словами, и современное искусство - это по-существу ни что иное, как дизайн, будь то музыка, живопись, скульптура или архитектура, которая де факто уже трансформировалась в строительный дизайн, но по традиции продолжает именоваться архитектурой. А о так называемом актуальном искусстве, которое без больших натяжек можно назвать межвидовым гибридом рекламы, политтехнологий и желтой прессы вообще не имеет смысла говорить - факт дизайна, от идей и методов создания до конечной художественной формы, как говорится, налицо.
Казус тут заключается лишь в том, что под дизайном традиционно понимается вид деятельности и произведенные этой деятельностью продукты. Я же берусь утверждать, что дизайн это гораздо большее - это стиль и выражаемая им эпоха. Стилевая эпоха. В этом случае мы просто имеем дело с обычной лингвистическо-терминологической путаницей. Но ведь и термин “барокко” не менее запутан, случаен и противоречив! То, что термин “дизайн” обозначает в данном случае и одно и другое, и деятельность и продукт и стиль - лишь подтверждение крупного явления.
Однако, если речь идет о стилевой эпохе или даже просто эпохе в более широком смысле слова, то неизбежным становится вопрос о стиле эту эпоху выражающем.
Стилевая эпоха не может быть таковой, если у неё нет устойчивого и очевидного формального выражения.
И в данном контексте мы неизбежно должны рассмотреть дизайн с точки зрения стиля, выражающего свою эпоху.
Что мы можем подразумевать под понятием Стиль? Толковые словари и энциклопедии дают разные, часто не очень определенные толкования этого понятия. Хотя, и это вполне очевидно, следуя современной форме мышления легко предположить, что стиль - это система ценностей выраженная в форме.
Вне системности убеждений, мировоззрения, формы существования стиль не складывается. А современная цивилизация системна до мозга костей. Признается это кем-то или нет. Вместе с тем, там где системность нарушена, где существуют перекосы убеждений, формы жизни хаотичны и противоречивы, нет и не может быть сколько-нибудь убедительного стиля. Тем более четкого и выразительного. Могут быть лишь отдельные, более менее удачные прецеденты.
Доказать же, что дизайн - это прежде всего стиль, очень просто. На уровне школьных представлений. Любой предмет, будь то самая обыкновенная табуретка, не будучи созданная по законам художественной формы стиля, «дизайном» не является - это очевидно, даже если по своим техническим и эксплуатационным свойствам во многом превосходит свои дизайнерские аналоги. Это может определить любой, даже совершенно далекий от дизайна человек.
“айсберг” дизайна и “титаник” профессионалов
Не во всех странах дело с дизайном обстоит одинаково. Где-то он проявился больше, где-то меньше, а где-то и вовсе отсутствует.
Почему, при том, что дизайн глобален, все же немногие страны могут похвастаться лучшими образцами дизайна и национальной традицией в этой области? Можно конечно говорить о недостаточном развитии производств, технологий, культурных традиций и общей исторической ситуации. И это будет во многом справедливо. Однако, главное определение все же лежит в другой плоскости. И как нетрудно предположить - именно в плоскости Стиля.
- Профессионалы не следуюшие законам своей стилевой эпохи остаются за бортом истории. Так было и так будет. Не важно, идет ли речь о барочном мастере или о современном дизайнере. Бывают конечно исключения в виде очень крупных фигур, создавших свой стиль в каком-нибудь одном, локальном виде искусств. Но исключения лишь подтверждают правило.
В том, что при всей своей глобальности Дизайн не проявился в некоторых странах как художественный стиль, нет никакого противоречия, ставящего его, Дизайн как сформировавшийся стиль под сомнение.
Ведь и Барокко обошло стороной некоторые страны и народы. И Готика тоже. Доказывать это нет никакой необходимости. Процесс формирования эстетической эпохи, несмотря на всего его перипетии и коллизии не стал менее объективным. Любая крупная эпоха, всегда включала в себя сложную многомерную и многоплановую, а иногда и противоречивую картину, разобраться с которой было суждено лишь последующим поколениям.
Эпоха дизайна не исключение в этом смысле. Разобраться со всеми этапами, формами, внутристилевыми течениями и областями худдеятельности, где проявился стиль и оставил свой след в истории - задача искусствоведов и культурологов. Систематизация эпохи, вычленение этапов зарождения, зрелости и угасания - задача будущих поколений.
Я же хотел лишь обозначить Дизайн прежде всего как явление, как стиль и его стилевую эпоху, со всей присущей ему устойчивой морфологией выраженной в форме. Думаю, это важный и насущный вопрос современной культурной и профессиональной жизни, особенно в условиях глобальной конкуренции за рынки и за культурную карту мировой цивилизации.
Поздравляю вас, дорогие друзья! Вы стали свидетелями важного культурологического открытия, обозначившего стилевую эпоху «Дизайн», в которой нам довелось жить и работать.
© Фархад Мулладжанов 2012г.