Картонных дел мастер: Притцкеровская премия 2014

Shigeru Ban
50 Просм.

В понедельник 24 марта архитектор Сигэру Бан был объявлен лауреатом Притцкеровской премии – самой престижной в мире архитектурной награды. Жюри 2014 года выбрало Сигэру Бана благодаря его активной деятельности по созданию убежищ в районах стихийных бедствий в Руанде, Турции, Индии, Китае, Гаити и Японии. Комментируя присуждение Притцкеровской премии, Сигэру Бан заявил, что она подчеркивает гуманитарную направленность его работы. «Это не награда за достижения, – сказал архитектор. – У меня нет великих достижений».

Shigeru Ban
 
Сигэру Бан (англ. Shigeru Ban, 5.08.1957) – японский архитектор. Родился в Токио, учился в Архитектурном институте Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе и Колледже Купер-Юнион в Нью-Йорке. Работал в мастерской Арата Исодзаки, а в 1985 году основал в Токио собственное бюро «Shigeru Ban Architects». С 1993 года преподавал архитектуру в университетах Тамы, Иокагамы, Нихона. Проектировал многочисленные объекты и одновременно экспериментировал. В 1997 году его признали лучшим молодым архитектором года в Японии. В своих проектах Сигэру Бан часто использует альтернативные строительные материалы: бумагу, картон, бамбук, полиэтилен, пластик и фанеру.

Сигэру Бан стал известным благодаря своим проектам быстровозводимого дешевого жилья для людей, оставшихся без крова в результате стихийных бедствий. Первый проект такого жилья он разработал в 1994 году для лагерей беженцев в Руанде. Предложенная им технология проста и оригинальна: линолеум, ткань и упаковочный целлофан накатывают на крепкие трубы из картона, по форме напоминающие бревна, и далее с помощью степлера и скотча строят из них здания. После поездки в Руанду он обратился к верховному комиссару ООН по делам беженцев и предложил использовать этот проект в дальнейшем. В 1995 году в японском городе Кобэ, пережившем самое разрушительное землетрясение в своей истории, по проекту Бана были в кратчайшие сроки были построены католическая церковь и целый квартал временных домов. В 2011 году землетрясение и цунами обрушились на прибрежный японский поселок Онагава в префектуре Мияги. В считанные месяцы после катастрофы по проекту Сигэру Бана в Онагаве было построено 189 двух- и трехэтажных жилых домов, для возведения которых архитектор использовал грузовые контейнеры и все те же картонные трубы. Проекты Сигэру Бана применялись также в районах стихийных бедствий в Турции, Индии и на Гаити.

Временные дома из контейнеров в Онагаве

Временные дома из контейнеров в Онагаве

Временные дома из контейнеров в Онагаве

В 2009 году землетрясение почти полностью разрушило исторический центр итальянского города Л’Акуилы. В числе прочих зданий в руины превратилась и бывшая церковь, перестроенная и приспособленная под концертный зал местной консерватории. Сигэру Бан и его коллеги, а также волонтеры из числа студентов архитектурно-инженерного факультета университета Л’Акуилы совместными усилиями создали проект нового зала, конструктивной основой которого стал металлический каркас бывшей трамвайной остановки. Постройка имеет площадь 700 м2, ее крыша опирается на 44 картонных столба из свернутой в трубы плотной бумаги, сделанной из отходов на фабрике в окрестностях Л’Акуилы. Внутрь вписан овальный зал на 230 мест со стенами из мешков с балластом.

Концертный зал в Л’Акуиле

Концертный зал в Л’Акуиле

Концертный зал в Л’Акуиле

Концертный зал в Л’Акуиле

А когда в 2011 году в результате землетрясения пострадал храм Иоанна Крестителя в городе Крайстчерч в Новой Зеландии, восстанавливать объект также пригласили Сигэру Бана. В августе 2013 года там была открыта новая церковь, получившая имя Картонный собор. Новый англиканский храм в Крайстчерче высотой 24 метра построен из картонных труб диаметром 60 сантиметров, установленных на железобетонном фундаменте. Для гидроизоляции и огнестойкости трубы покрыты полиуретаном, а двускатная крыша сделана из поликарбоната. Фасад храма украшен большим треугольным витражом. По словам Бана, собор вмещает до 700 верующих и прослужит англиканской общине около 50 лет.

Картонный собор в Крайстчерче

Картонный собор в Крайстчерче

Картонный собор в Крайстчерче

Сигэру Бан использует картон не только при строительстве зданий. Так, в 2007 году по его проекту был построен временный пешеходный мост через реку Гардон на юге Франции в восьмистах метрах от Пон дю Гар – самого крупного римского виадука, сохранившегося до наших дней. Мост соорудили из картонных труб диаметром 11,5 см и стенками толщиной 1,19 см, соединенных металлическими креплениями. Для изготовления моста понадобилась 281 трубка. Ступеньки были сделаны из переработанного бумажного и пластмассового вторсырья, а фундаментом послужили заполненные песком деревянные ящики. Вес моста составлял 7,5 тонн, и он был способен выдержать 20 человек одновременно. Мост работал шесть недель, после чего был демонтирован.

Другим не менее известным картонным архитектурным сооружением Бана стал японский павильон на Всемирной выставке Expo-2000 в Ганновере. Эта волнообразная сетчатая конструкция высотой 16 м, длиной 72 м и шириной 35 м, напоминающая туннель, была целиком сплетена из картонных трубок, соединенных бумажными жгутами, стальными тросами и другими креплениями. Оригинальная конструкция позволила получить почти 2 000 м2 выставочного пространства без единой колонны и стала одним из символов выставки. Сверху каркас был накрыт специальной водонепроницаемой мембраной, изготовленной из фиброгласа и тефлона. Через нее в пространство павильона проникал дневной свет, в увитых зеленью беседках располагались мультимедийные презентации разнообразных проектов экологической направленности. После закрытия сооружение планировалось переработать в школьные тетради.

м

Павильон Японии на Всемирной выставке Expo-2000 в Ганновере

Павильон Японии на Всемирной выставке Expo-2000 в Ганновере

Еще одно знаменитая постройка Сигэру Бана находится во французском городе Мец. В 2010 году там открылся филиал Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду – первое отделение этого учреждения за пределами Парижа. Предметом, вдохновившим архитектора на создание этой весьма скульптурной конструкции, стала китайская бамбуковая шляпа. «Китайская шляпа очень архитектонична: плетеная структура, водонепроницаемая промасленная бумага, сухие листья для теплоизоляции – совсем как крыша здания. К тому же шестиугольный рисунок плетения перекликается с шестиугольной формой самой крыши. Вы, наверное, знаете, что шестиугольник – это один из символов Франции, форма страны», – говорит Сигэру Бан. В Центре Помпиду в Меце экспонируются живопись, скульптура, видеоарт, фотография, архитектура и дизайн из уникальной коллекции парижского Национального музея современного искусства. Мецский музей позволяет демонстрировать уже имеющиеся и приобретать новые крупные работы, которые возможно экспонировать только в очень больших пространствах.

Филиал музея Помпиду в Меце

Филиал музея Помпиду в Меце

Филиал музея Помпиду в Меце

Впрочем, Сигэру Бан строит не только из картона. Например, штаб-квартира швейцарской медиакорпорации Tamedia в Цюрихе построена по его проекту из дерева и стекла. Изначально Бан хотел сделать балки максимально тонкими и изящными, но швейцарские строительные нормы заставили мастера внести изменения в проект для большей сейсмической и пожарной безопасности сооружения. Однако все деревянные балки соединены между собой не с помощью гвоздей или клея, а посредством традиционного соединения типа зубчатой врубки. На возведение здания площадью более 9 000 м2 ушло более 2 000 кубометров древесины ели из австрийского региона Штирия.

Сигэру Бан – единственный лауреат Притцкеровской премии, у которого есть реализованная постройка на территории России. Это временный павильон центра современной культуры «Гараж» в Москве, открывшийся 19 октября 2013 года в рамках выставки «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана». Мнения российских архитекторов и критиков по поводу этого сооружения и творчества новоявленного лауреата в целом неоднозначны. Например, известный архитектурный критик Григорий Ревзин пишет: «Что сказать об архитектуре Сигэру Бана? Прежде всего, она очень некрасива. Он словно пытается выразить своими зданиями и инсталляциями, в каких тяжелых, ужасных условиях вынуждены жить несчастные, пострадавшие от катастроф, и ему это прекрасно удается. Она подчеркнуто смиренна. Неброские, неприятные на ощупь фактуры, отсутствие композиционных изысков, сознательный отказ от работы с пропорциями, с эффектами света – это его кредо, он никогда не дает забыть, что строит фактически из мусора, и сами его строения тоже своего рода упаковка, которая скоро превратится в мусор. … Таким образом, этот человек придумал антиархитектуру, и иногда его произведения так и называют».

А вот жюри Притцкеровской премии придерживается иного мнения: «Сигэру Бан – это сама природа, которая не разрушает, а, наоборот, создает. Этот архитектор добровольно заботится о бездомных и обездоленных людях, пострадавших от стихийных бедствий. При этом можно отметить глубокое знание им своего предмета, высокую квалификацию и особый акцент на использовании передовых материалов и технологий в своей работе».

Официальная церемония награждения состоится 13 июня в Государственном музее Амстердама.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии