Вот это стул. На нем… сидят?!!

Постулат-2012
37 Просм.

С 19 октября по 3 ноября в минской галерее «Университет культуры» прошла выставка «Постулат-2012». В четырех экспозиционных залах можно было ознакомиться «с авторским видением стула в качестве утилитарного предмета, арт-объекта и художественного образа в изобразительном искусстве». При этом «Постулат» позиционировался как масштабный выставочный проект в области дизайна и визуальных искусств. Слово «дизайн» подкупило меня, и я отправился в «Университет культуры»…

Постулат-2012
 
Но именно торжества дизайна я здесь и не обнаружил. Кое-какие намеки на него, конечно, присутствовали, но не они, как говорится, делали погоду на выставке. Главным на ней был стул или то, что на него похоже, в виде произведения того или иного визуального искусства. Характерно, что практически все конкурсанты постарались «разобраться» со стулом в художественно-образном и просто прикольном отношении как можно лучше. И многие из них достигли в своих работах уровня подлинного искусства. Однако искусства монофункционального, а не бифункционального, коим все-таки является дизайн.

Какой дизайн я имею в виду? Тот, который в 1969 году был назван конгрессом ICSID (Международный совет организаций промышленного дизайна) творческой деятельностью по определению формы и смысла предметов, производимых промышленностью. Важно, что относится это как к внешнему виду, так и к функциональным качествам таких предметов.

Если бы среди главных заводил «Постулата» не было Белорусского союза дизайнеров, то фактически получившаяся арт-направленность выставки не вызывала бы особых сомнений. Ибо чего только не понимают под термином «дизайн» разные люди и специалисты! Даже дизайнеры мебели и дизайнеры интерьеров, которым мебельная тематика близка с точки зрения формирования гармоничной предметно-пространственной среды, порой считают себя лишь художниками, удел которых – более или менее красиво рисовать предметы мебели либо интерьеры, включающие в себя мебель. Стало быть, дизайнерскому союзу следует постоянно помнить о своей важной миссии – блюсти чистоту профессии дизайнера.

А истинный, в моем понимании, дизайнер – это художник и проектировщик одновременно. Именно человек данной профессии призван лучше других добиваться в дизайн-продукте триединства – единства функции, образа и формы. Выходит, дизайнеру мебели суждено в «муках творчества» создавать, в частности, проекты тех же стульев, имеющих, по крайней мере, хорошие перспективы для массового изготовления. Очевидно, современный промышленный дизайн, являющийся частью «большого дизайна», нацелен в первую очередь на многократное, экономически выгодное тиражирование всевозможных изделий, в том числе стульев, табуреток, кресел и т.п.

Постулат-2012

Но такого рода дизайн очень сложен. Гораздо сложнее, думаю, создания иных арт-объектов. Кто-то из посетителей сказал: «Сделал стул, на котором опасно и неудобно сидеть, – прикрепи к нему, предположим, коровий хвост и неси на выставку в качестве арт-объекта». Так вот, упомянутый два предложения назад дизайн требует от дизайнера достаточно глубокого знания немалого количества самых разных дисциплин, в том числе инженерного плана. Возьмем, к примеру, конструирование, материаловедение и технологии. В соответствующих знаниях и умениях необходимо постоянно совершенствоваться. Причем на это нужно много времени.

А участники выставки «Постулат-2012» (здесь я имею в виду тех, кто изготовил соразмерные человеку стулья и подобные им изделия) настолько, в большинстве своем, сосредоточились на художественно-образной стороне дела, что изготовить индустриальными методами и комфортно применять их изделия как предметы мебели практически невозможно. Вот такой едва ли не анти-дизайн получился: времени на него потрачено много, а результат, если оценивать его в смысле единства функции, образа и формы, до обидного низкий.

При всем при том существует спрос на красивые, безопасные, надежные, удобные, технологичные, экологически безупречные, недорогие стулья и кресла для студенческих аудиторий, школьных классов, офисов и других мест. То есть на те мебельные изделия, которые и представляют собой по большому счету подлинные дизайн-продукты. Много раз я наблюдал падения со сломавшихся стульев студентов, преподавателей, участников научных конференций, сам бывал в подобной ситуации. А сколько травм нанесли людям по-дизайнерски плохие стулья, даже не разваливаясь под ними! Словом, и столь прозаический, на первый взгляд, предмет мебели, как стул, это уйма нерешенных дизайнерских задач. Решать их, кстати, можно и в рамках выставки «Постулат», если, конечно, ее будущие версии будут ближе к триединому дизайну.

Постулат-2012

Нынешний, первый по счету, «Постулат» оказался по отношению к дизайну по ICSID, как мне представляется, чем-то вроде тренировочного этапа. В его ходе решались в основном художественно-образные задачи, авторы экспонатов выставки шутили, пугали, радовали, иронизировали и иным образом воздействовали на чувства зрителей. Очередь за реализацией единства функции, образа и формы.
 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии