Заказчикам о 3Д-визуализации

Заказчикам о 3Д-визуализации
51 Просм.

...что полезно знать заказчику о некоторых особенностях фотореалистичных картинок, выполненных в броском "коммерческом ключе".
 
кого не очаровывают гладкие и сверкающие интерьеры или здания на картинках архитектурных или интерьерных визуализаций?
 
и действительно, мало когда в реальности удается создать столь впечатляющую картину даже при помощи совершенной фототехники снимая готовый объект.
 
надо сказать, что мир 3д графики развивается с такой стремительной быстротой, что даже сами профессионалы часто не в состоянии за ним уследить.
 
прежде всего это связано с развитием программного обеспечения и приложений к программам по 3д-визуализации. то, что еще совсем недавно было немыслимо даже для признанных ассов компьютерной графики сегодня стало уже расхожим штампом, доступным практически каждому, кто хоть мало-мальски знаком с так называемым 3д-рендером.
 
забегая вперед скажу - мы не будем сейчас рассматривать те аспекты 3д визуализации и 3д графики в её математическом значении, которые относятся к индустрии игр, рекламе, различного рода специализированных тренинговых симуляторах или набирающем силу и определяющем свое место в реальном мире 3д искусстве как таковом. или, к примеру, концептуальных исследованиях дигитальной архитектуры, научных исследованиях, и тп.
 
не будем мы рассматривать и философские вопросы связанные с компьтерным проектированием или углубляться в вопросы: - что дает и чего лишает профессионала компьютерная 3д графика. понятно, что прежде всего она дает нам неограниченную творческую свободу и пленяет наше воображение своей достоверностью изображаемого.
 
расхожая фраза - "виртуальная реальность" мало кого из непрофессионалов заставляет задумываться над тем, а что же это все-таки такое? как она влияет на отношения клиента и архитектора или клиента и интерьерного дизайнера?
 
ведь кажущаяся простота и схожесть с реальным миром проста только на первый взгляд. на самом же деле она таит в себе гораздо большее, чем принято думать или принято говорить. особенно, если идет речь о её прикладном значении в повседневной профессиональной практике.
 
итак, сокращенно называемый в профессиональных кругах рендер стал доступен практически каждому знакомому с 3д графикой. что же несет в себе такая доступность и что она таит? как и любое крупное, я бы даже сказал глобальное явление 3д графика имеет как своих стойких поклонников и приверженцев, так и ярых гонителей и критиков безжалостно критикующих эту самую графику. за тот создаваемый с её помощью виртуальный мир, похожий иногда на наш реальный, как две капли воды и, тем самым, смещающий привычные понятия.
 
но, давайте все же сосредоточимся на прикладном аспекте 3д графики в области архитектуры и интерьерного дизайна. т.е. тех аспектах, которые касаются непосредственно архитектурного или интерьерного заказчика.
 
трудно не согласиться с тем, что реалистично изображенное виртуальное пространство твоей будущей столь долгожданой квартиры или дома мечты, производят просто ошеломляющее впечатление... -вот оно! почти сбылось! или даже нет, не почти сбылось, а сбылось! ведь оно уже есть и уже "сфотографировано"! оно уже существует! правда пока только в виртуальной реальности, но, разве это имеет значение, когда тут все так вкусно, да сладко?! - оказывается имеет и очень даже большое...
 
как известно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается....)))
 
итак, давайте же посмотрим что несет и что таит в себе компьютерная фотовизуализация для непосвященного заказчика интерьеров? и как виртуальная реальность подменяет собой в сознании заказчика реальную.
 
особенность 1. схожесть и несхожесть с реальной фотографией.
 
разработчики программ 3д моделирования и визуализационных модулей потратили много сил и времени на то, чтобы приблизить компьютерную графику к свойствам реальной фотографии и реального мира в его оптических свойствах.
 
надо признать, что удалось им это блестяще (вспомните хотя бы нашумевшего "аватара"). и можно ожидать, что в скором времени успехи в этом деле будут еще более впечатляющими.
 
так, что же может и чего не может 3д визуализация? -на сегодняшний день практически все то, что может реальная фотография... и даже чуточку больше.. вот это самое "чуточку" стоит рассмотреть детальнее. дело в том, что с момента открытия законов перспективы прошло уже немало столетий. и человечество изучило этот предмет практически досконально. и не просто изучило, а научилось пользоваться свойствами перспективы себе на выгоду. к примеру, если построить более широкоугольную перспективу, то воспринимаемое пространство в сознании смотрящего делается больше, чем есть на самом деле, а если более узкую - то оно наоборот делается более плотным, как бы сжимается, насыщаясь информацией. об этом прекрасно знают не только профессиональные фотохудожники, но и любители фотосъемки. этот феномен детально изучен в перцептуальной психологии.
 
давайте посмотрим, что происходит в случае с фотосъемкой реального интерьера или архитектурного сооружения и виртуальной съемки проектируемого объекта с помощью компьютера.
 
сразу хочу сказать, что в этом смысле компьютеру доступно то, что недоступно фотоаппарату. а именно: - выход за пределы реального пространства съемки.
 
в реальной жизни для того, чтобы охватить большее пространство съемки фотограф вынужден использовать широкоугольные объективы которые искажают пространство в сторону увеличения, и почти все уже об этом знают и никаких иллюзий по этому поводу не питают, ведь дело-то мы в этом случае имеем с данностью. для комьютера же не составляет проблемы "вынести" камеру за пределы реального пространства. т.е. за пределы комнаты или участка видимой зоны, тем самым сохранив ощущение реальных размеров пространства интерьера или архитектурного сооружения. но, при этом, и это важно, в результате в кадр попадают предметы. которые в реальности не участвуют в объективно воспринимаемой пространственной композиции т.е. делают пространство более плотным и насыщенным в информативном смысле. и тем самым создают такую визуально завершенную композицию, которая в реальности не существует. т.е. в реальности вы будете видеть, в лучшем случае, пару-тройку предметов, которые погоды в интерьере не делают.
 
существует и обратный эффект использования виртуальной 3д камеры. в компьютере не составляет труда убрать "ненужные" предметы из поля зрения или просто отрезать стену, мешаюшую съемке. в таком случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда на изображении, предметов мешающих восприятию нет, в то время как в реальности они существуют. таким образом мы подошли ко второй особенности 3д визуализации, которую стоит рассмотреть в рамках данной статьи. - художественной правде, полуправде или откровенной лжи и фальсификации.
 
особенность 2. беспристрастность и отсутствие "совести" у компьютера.
 
к сожалению, или к счастью, человечество пока еще не увенчало успехом свои многолетние мечтания и попытки создать искусственный интеллект, который обладал бы всей палитрой человеческих возможностей. в том числе и таких важных свойств как нравственность и совесть....
 
и поскольку компьютер все же еще является просто машиной, хотя и весьма сложно устроенной, он не может возразить своему хозяину. и потому беспристрастно выполняет все поставленные перед ним задачи по просчету 3д сцены.
 
и что же получается в итоге? в итоге получается, что компьютер беззастенчиво врет, добросовестно помещая ваш будущий дом в райские кущи. хотя в реальной ситуации стоять он будет скорее всего в тесном окружении не слишком эстетичной застройки и уж совсем неэстетичных сараев, домиков сторожевых собак и разномастных заборов. в таком случае архитектурные решения, столь убедительно визуализированные нашим угловатым серым другом окажутся не столь уж полезными, а порой даже вредными, будучи реализованными в натуре.
 
второй пример - чудесная комната, постоянно залитая солнечным светом, с великолепной панорамой за удивительно элегантным окном оснащенном изящными тонкими переплетами... сколько радости такая картинка может вызвать в душе счастливого обладателя квартиры в унылой бездушной (но при этом весьма дорогой и элитной) новостройке, где в окно заглядывают растиражированные фасады, окрашенные в нелепо-сиреневый, навозно-желтый, медицинско-зеленочный или откровенный бутербродно-колбасный цвета? - согласен, много... но, надолго ли такая радость? да и солнце, столь щедрое на картинке и пробивающее даже плотный слой многоярусных пышных штор, не такой уж частый гость в вашем городе. так, что комната, скорее всего, будет выглядеть совсем по-другому.
 
а бесчисленные разухабистые пузатые подушки и пышные полусброшенные на пол одеяла?
 
и... забытые дамские босоножки, прямо у кровати.... знакомая картинка?
 
ваша жена, с которой вы прожили более двадцати лет, вырастили детей, делили радости и горести... она не задавалась вопросом, глядя на такую картинку: -"а кто это у нас сегодня ночевал?" или:- "теперь эта молодая особа всегда будет у нас ночевать, когда я на даче?"....
 
конечно сила искусства в том и заключается , чтобы показывать реальность так, чтобы художественный вымысел становился правдой. не исключение в этом смысле и 3д искусство, но! подчеркиваю: - искусство, а не прикладная техническая графика, призванная лищь достоверно иллюстрировать основные решения, пусть даже и в гиперреалистической манере.
 
а мы, я напомню, говорим об архитектурной и интерьерной визуализации, а не о самостоятельном искусстве, в котором изображение является конечным продуктом, а не ранним и к тому же промежуточным, вспомогательным этапом долгого и сложного процесса создания интерьеров или строительства дома.
 
есть еше один очень важный аспект, который имеет непосредственное отношение к визуализации интерьеров - масштаб или реальные размеры предметов. к сожалению часто встречается ситуация, когда изображаемый предмет больше или меньше своего реального прототипа. что это означает? это означает. что на картинке люстра висит высоко под потолком, и пространства между ней и обеденным столом - хоть отбавляй тогда как на деле, купленная и подвешенная в предназначенном для неё месте по своим реальным размерам и размерам комнаты эта самая люста может оказаться в чудесной супнице изображенной на той же картинке. или, если она будет найдена и куплена по 3д размеру - окажется просто карликом! и в которую можно будет вкрутить только две крохотных лампочки по 25ватт.
 
такая же проблема может быть и с диваном поставленном на картинке в приуменьшенном виде. т.е. то, что на картинке видится как гуляй-поле, в реальности - тесный проход в сорок сантиметров между диваном и противоположной стеной.
 
прибавьте сюда еще безупречное свечение потолков выверенным нейтральным безоттеночным светом, идеальные матовые поверхности шкафов, столов и стульев, глянцевых полов с безупречными отражениями... -это ли не радует и не веселит сердце заказчика своей фотографической убедительностью?
 
хотя, возможно в дальнейшем, в условиях реализации, будут приняты совсем другие решения. - и плитка не глянцевая, а матовая, и поверхности не столь безупречны, и отражений гораздо меньше....
 
в этой связи хочу отметить, что сотни, если не тысячи высококлассных 3д-художников - профессионалов бьются над тем, чтобы создать полную иллюзию реального мира, имитируют всяческие "огрехи" фактур, форм и ситуаций освещения встречающихся в жизни. по этому поводу написано множество книг, руководств и пособий. и при этом, несмотря на то, что сегодня компьютерная техника шагнула далеко вперед, написано много высокопродуктивных программ по расчету визуализаций, все же, она, эта высокореалистичная графика - дело долгое и трудоемкое, требующее много сил и времени. и часто те, кто делает 3д картинки для интерьерных или архитектурных заказчиков просто не могут себе позволить потратить столько времени, а значит и средств, чтобы визуализировать проектное предложение с высокой степенью проработки.
 
а зачастую и, часто сознательно, используют простые, но эффектные приемы 3д графики... вот и получается, что все блестит, отражается, сверкает и преломляется, хотя на деле этого эффекта не будет и в помине.
 
мне могут возразить: -"так, значит, надо стараться, чтобы все было именно так. как на картинке! - идеально! ведь на то он и проект".
 
-согласен. стараться безусловно нужно. но, я должен сказать тут еще кое о чем, чего не умеет компьютерная визуализация...
 
визуализация не умеет считать ваши деньги....
 
да, да - не удивляйтесь! я сказал то, что хотел сказать...
 
особенность 3. компьютер просчитывая поставленную задачу не знает и не хочет знать ничего о вашем бюджете.
 
дело в том, что для того, чтобы получилось так как я описал выше (блестело, преломлялось и ошеломляло безупречностью геометрии) - нужен совсем иной бюджет клиента, чем тот, которым он, возможно, располагает. это означает, как минимум, увеличение расходов за счет увеличения технологических процессов во время отделки, привлечение дополнительных специалистов, чтобы добиться безупречных поверхностей и тд и тд. да и применяемые материалы могут отличаться по стоимости в разы, а иногда и просто не существовать в природе. либо такие решения могут оказаться невыполнимыми по законам строительной физики или технологии производства, если речь идет об архитектуре. но, это только то, что касается строительной части. а интерьер, как известно, не состоит только из отделочных материалов. есть еще мебель, бытовая техника, аксессуары... и у них есть свой бюджет.
 
в вашем "новоиспеченном" проекте могут с легкостью оказаться диваны, столы или стулья, которые вам просто не по карману. откуда же они взялись? очень просто! -из интернета... дело в том, что в сети существует множество 3д моделей мебели выпускаемых различными фабриками. стоимость этих реальных предметов бывает зачастую весьма высока. в виртуальном же пространстве они бесплатны... потому и появляются в скороспелых визуализациях... но, когда дело доходит до воплощения такого проекта - все начинает кардинально менятся. и, к сожалению, в худшую сторону.
 
что же из всего этого следует? отказаться от компьютера? отказаться от научно-технического прогресса? делать все "вслепую"?- вовсе нет!
 
компьтер стал нашим верным помощником и союзником и, возможность делать высокореалистичную графику - не только полезное подспорье в работе профессионала, но и увлекательное творческое занятие, радующее глаз заказчика. важно только помнить что и зачем делается. а в случае клиента, желающего получить красивый, удобный дом или квартиру помнить о тех особенностях, которые несет в себе компьютерная графика и выбирать прежде всего не того, кто быстро сделает фотореалистичные картинки и ошеломит вас своим визуализаторским уменьем, а опытного профессионала имеющего дело прежде всего с реальной реальностью, в которой, как ни верти, а придется жить.
вот, такой в итоге каламбур получился.)))

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии