Знакомьтесь – стул

Дизайн стульев
112 Просм.
Авторы:
Мария Минич

Поговорим о стуле. На первый взгляд, он кажется самым обычным предметом, одним из многих, окружающих нас в повседневной жизни. Но если присмотреться к нему внимательнее, окажется, что он заслуживает большего. Ведь предметы мебели – это не только часть быта, но и произведения искусства, своими эстетическими достоинствами непрерывно воздействующие на душевное состояние человека, обуславливая его настроение и отношение к окружающей его среде.

Своеобразным «прародителем» мебели для сидения стал табурет, изобретенный в Древнем Египте. Уже во 2 тысячелетии до н.э. существовала складная конструкция табурета, сидение которого было сплетено из тростника или полосок кожи и крепилось к скрещенным ножкам.

Значительный шаг в развитии мебели сделали древние греки. Во многом это объясняется тем, что в Греции были изобретены рубанок и токарный станок. Используя их, греческие мастера создали стул-клисмос – конструкцию из гнутой древесины с серповидными ножками. Такой стул быстро завоевал популярность в античном мире, а во времена Наполеона пережил второе рождение.

После гибели культуры античности мебельное искусство утратило свои позиции. Например, стулья романского стиля являли собой весьма простую конструкцию: деревянный каркас, покрытый краской и иногда обтянутый холстом. Примечательно, что порой стулья и даже столы вообще не имели ножек и изготовлялись из двух опорных досок, объединенных перекладиной, которая была укреплена жестяным листом.

Впрочем, именно в период средневековья с развитием ремесел оформились прототипы всех основных видов мебели. Появился так называемый «лютеранский» стул, представлявший собой вращающуюся конструкцию. Был также изобретен шкаф, вместо которого до этого использовались сундуки.

В эпоху Ренессанса мебельное искусство набрало обороты, причем мастера при расчете каркасных и декоративных пропорций предметов мебели стали использовать принцип золотого сечения. Произошел и своеобразный возврат к античному прошлому: в домах богатых людей вновь стали использоваться складные курульные кресла, бывшие весьма популярными в Древнем Риме. Появилась мягкая мебель. Известен также «стул Савонаролы», отличавшийся подчеркнутым аскетизмом и напоминавший букву «Х» изогнутой формы.

Пришедший на смену ренессансу стиль барокко принес с собой новые тенденции – теперь предметы мебели роскошно декорировали. Именно в это время стали весьма популярны изогнутые ножки стульев в виде разнообразных фантастических животных.

С приходом рококо возникли классические мебельные формы, которые не менялись на протяжении долгого времени. И в этой связи стоит упомянуть о стуле, созданном Т. Чиппендейлом – мастером-краснодеревщиком из Англии. Этот стул был легче своих предшественников, выделялся утонченными волнистыми формами и имел ножки, завершающиеся формой «лапа и шар» с украшенными резьбой местами изгиба. Спинка в виде вазы несколько закруглялась и отличалась резной ажурной планкой. Примечательно, что в США именно на основе конструкции, изобретенной Чиппендейлом, создали стулья так называемого «федеративного стиля», который можно отнести к эпохе классицизма.

Стул Чиппендейла

Переломным же периодом в истории стула стал XIX век. В это время в связи с приходом индустриализации были совершены первые попытки представить мебель как настоящее произведение искусства. В 1808 году американец С. Грегг предложил вариант своего стула «Elastic Chair», представляющего собой конструкцию из цельной гнутой древесины.

Elastic Chair

Данный подход позже нашел свое отражение в работе венского столяра М. Тонета, создавшего стул, целиком сделанный из гнутого дерева. Отличающийся практичностью и дешевизной, этот простой вариант стал доступен широким массам населения и в короткие сроки завоевал мир, положив начало промышленному дизайну мебели.

Венский стул

В конце XIX – начале XX вв. для интерьера была характерна эклектика, что привело к снижению эстетического качества и эмоционального содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Была отчасти утрачена связь между формой и декорированием. Однако в это же время возник стиль модерн, не ограниченный строгими рамками в исполнении, для которого была характерна игра линий и орнамента. Можно сказать, что это был первый формальный модернистский стилевой эксперимент, обусловленный новой культурой жилого интерьера.

Полной противоположностью образцам стилистики модерн стал стул «Red Blue Chair» Дж. Ритвелда (1918-1923 гг.) – окрашенная конструкция из натурального дерева и фанеры.

Red Blue Chair

Здесь на первое место вышло стремление к утилитарной форме. Поэтому данный стул можно было охарактеризовать, в первую очередь, как практичное изделие. Заданный строгим ритмом горизонталей и вертикалей, создающих определенную «пространственность», этот стул предстал как конструктивистский образец мебели для сидения, где грубоватый конструктивный эффект соседствовал с удобством.

Не меньший вклад в развитие мебельной индустрии внес и Ч. Макинтош, чьи работы отличались изысканной стилизацией. Создавая мебель, дизайнер не следовал принципу так называемой «правды материала», в результате чего природные свойства последнего подчинялись художественной задумке автора и приобретали черты определенной абстрагированности. Одним же из наиболее известных произведений мастера явился деревянный стул с оригинальной высокой спинкой-«лестницей», созданный в 1903 г. Здесь форма следовала функции, причем данная конструкция выступала одновременно как стул-камердинер, стул-ширма и стул-скульптура.

Стул Макинтоша

Собственно, в этом случае можно проследить стремление к максимальному удобству использования мебели для сидения. Данная тенденция нашла свое продолжение в последующих изобретениях дизайнеров. Например, в 1906 г. появилось плетеное кресло из натуральных материалов Р. Римершмида, а в 1922 г. стул Ф. Л. Райта «Peacock chair» – удобную деревянную конструкцию с кожаными сидением и спинкой. До этого Райт также создал «Reclining armchair» – кресло со спинкой, расположенной под наклоном, и «Swivel armchair» для Larkin company, представлявшим собой стальную конструкцию на колесиках с сидением из кожи.

Итак, освоение новых принципов конструирования и, в этой связи, новых материалов постепенно привели к конструктивизму, где форма изделия происходила из его эстетически осмысленной конструкции. Иными словами, в основе этого направления находилась эстетика целесообразности, ориентированная на рациональность конструкции и возрождение образно-эмоциональной цельности на основе чистых форм. Подобное же стремление к чистой форме нашло свое отражение в стуле М. В. де Роэ, который придерживался принципа «большое-в-малом». Его стул, представленный в 1926 году, представляет собой конструкцию из металлических трубок со свободно пружинящим сидением. Спустя три года Ван де Роэ создал стул «Барселона», состоящий из хромированных трубок прямоугольного сечения в сочетании с мягким сидением и спинкой из белой кожи.

Продолжение данной тенденции можно отметить и на международной выставке в Париже в 1925 году, где было представлено оборудование для рабочего клуба, предложенное советским дизайнером А. Родченко. Оно состояло из оригинально сконструированных столов, стульев, стенок-экранов и других предметов. Наиболее интересным среди них был шахматный столик, составлявшим одно целое с двумя сидениями для игроков. Конструкция состояла из металлических трубок и деревянных дощечек. Все элементы были лаконичны и эстетически осмысленны, дизайн форм максимально стремился к простоте и стандартизации.

В этих и подобных им работах можно отметить влияние Баухауза (1919-1933 гг.), где существовала четкая связь с практикой промышленного производства. Здесь имело место, прежде всего, формирование предметной среды, где вещи разрабатывались в обусловленности с достижениями техники и современного искусства. На этой основе велось создание эстетических и одновременно с этим целесообразных форм, подразумевавших под собой так называемую «новую вещность». Настоящей визитной карточкой стиля Баухауз стали кресла, стулья и табуреты, созданные М. Брейером из плавно изогнутых стальных трубок. Хорошим примером подобных экспериментов выступает, например, стул «Василий», созданный в память о Кандинском.

Далее можно отметить продолжение конструктивистских экспериментов с формой в сочетании со стремлением к созданию удобства и комфорта. Например, в 1927 году Ле Корбюзье, считавший дом человека своеобразной машиной для жилья, а мебель – деталями этой машины, создал свой вариант мебели для лежания, где изгиб основной поверхности, натянутой на металлическую раму, был задан параметрами фигуры лежащего или полулежащего человека. А чуть позже, в 1930 году, Ж. Пруве предложил кресло для отдыха, оборудованное специальным механизмом и инновационной структурой приспособлений, обеспечивающих удобство сидящего.

В 1945-1960 гг. начался период формирования современных форм, отмеченных простотой и рациональностью, а также экспериментов на основе новых технических возможностей и интересных дизайнерских решений. Например, известен диван Дж. Нельсона «Marshmallow» (1956 г.), который состоял из нескольких отдельных сидений-подушек разных цветов и предварял собой появление поп-дизайна.

Диван «Marshmallow»

Можно отметить также и наличие формализма, сказавшегося в появлении мебели обтекаемых форм. При этом мебель стала выступать как один из компонентов единой предметно-пространственной структуры, а предметы для сидения становились все более удобными. К примеру, это заметно в работе О. Борсани Model No D70 (1954 г.), которая представляла собой диван-кровать с регулируемой спинкой, имеющей возможность принимать разные положения в зависимости от желания сидящего.

Далее развитие типизации и серийного производства привело к возникновению мебели из унифицированных элементов, которую покупатель мог собрать сам. К примеру, это были легкие, вкладывающиеся друг в друга стулья для общественных мест, часто изготовленные из пластика. Собственно, уже в 60-х гг. итальянский дизайнер В. Маджистретти начал работу по изготовлению полиэстеровых столов и стульев. Наиболее же известным творением дизайнера стал стул Selena – очень устойчивая конструкция ввиду уплотнения пластмассы в местах максимальной нагрузки. Не менее интересен созданный из одного куска формованного пластика Panton Chair (1967 г.) датского дизайнера В. Пантона, полагавшего, что предметы мебели могут не подчиняться традиционной форме.

Panton Chair

Наравне с мебелью из пластика благодаря своему удобству не меньшую популярность завоевала и мягкая бескаркасная мебель. Свою роль сыграло также появление новых материалов и необходимого оборудования. Например, в 80-х гг. стало использоваться так называемое «кресло-мешок» – яркий пример бескаркасной мебели. Свою известность такое кресло получило прежде всего в США и Европе. Оно отличалось комфортабельностью, не сковывало движений и было просторным. Поэтому совсем неудивительно, что этот предмет мебели быстро завоевал расположение потребителя. Примечательно, впрочем, то, что данное кресло было изобретено в 70-х гг. итальянскими дизайнерами, но сразу не было принято широкой публикой, поскольку не вписывалось в интерьер, характерный для тех времен. В наши же дни интерьер настолько разнообразен, что кресло-мешок отлично подходит почти для любого дома.

Кресло-мешок

В 1993 г. начала приобретать известность мебель, заполненная воздухом. Именно в это время появился первый высокотехнологичный мягкий материал, который позволял осуществлять изготовление подобных конструкций. Однако первые попытки по их созданию имели место еще в конце XIX века, когда пробовали изготовлять надувные кресла и диваны, а также пытались заполнять паром матрасы спальных вагонов элитных поездов. Впрочем, подобные изделия были недолговечны и быстро сдувались. Необходимые же технологии появились только к концу ХХ века, что и позволило ей приобрести популярность среди потребителей.

В конце ХХ – начале ХХI века в силу того, что человек стал проводить довольно много времени сидя, стали изготовляться эргономичные стулья. Например, известны устойчивые стулья, оборудованные пятью роликами, коленный стул (кстати, изобретенный еще в 1970-е гг. П. Обсвиком), представляющий собой конструкцию с наклоненным на 15 градусов сидением и упором для коленей, или же стул-седло В. – Ю. Ялканен (1990 г.). Довольно известны и PantoSeries (1995 г.) В. Пантона – серии школьных стульев, созданных с учетом особенностей телосложения детей.

Представление красоте и удобстве дома может быть весьма разным. Однако каким бы дом ни был, наиболее существенной его составляющей так или иначе остается интерьер. А он не обходится без тех или иных предметов мебели, что еще раз свидетельствует о том, какую важную роль последняя играет в жизни общества уже на протяжений многих и многих веков.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии