Поговорим о стуле. На первый взгляд, он кажется самым обычным предметом, одним из многих, окружающих нас в повседневной жизни. Но если присмотреться к нему внимательнее, окажется, что он заслуживает большего. Ведь предметы мебели – это не только часть быта, но и произведения искусства, своими эстетическими достоинствами непрерывно воздействующие на душевное состояние человека, обуславливая его настроение и отношение к окружающей его среде.
Своеобразным «прародителем» мебели для сидения стал табурет, изобретенный в Древнем Египте. Уже во 2 тысячелетии до н.э. существовала складная конструкция табурета, сидение которого было сплетено из тростника или полосок кожи и крепилось к скрещенным ножкам.
Значительный шаг в развитии мебели сделали древние греки. Во многом это объясняется тем, что в Греции были изобретены рубанок и токарный станок. Используя их, греческие мастера создали стул-клисмос – конструкцию из гнутой древесины с серповидными ножками. Такой стул быстро завоевал популярность в античном мире, а во времена Наполеона пережил второе рождение.
После гибели культуры античности мебельное искусство утратило свои позиции. Например, стулья романского стиля являли собой весьма простую конструкцию: деревянный каркас, покрытый краской и иногда обтянутый холстом. Примечательно, что порой стулья и даже столы вообще не имели ножек и изготовлялись из двух опорных досок, объединенных перекладиной, которая была укреплена жестяным листом.
Впрочем, именно в период средневековья с развитием ремесел оформились прототипы всех основных видов мебели. Появился так называемый «лютеранский» стул, представлявший собой вращающуюся конструкцию. Был также изобретен шкаф, вместо которого до этого использовались сундуки.
В эпоху Ренессанса мебельное искусство набрало обороты, причем мастера при расчете каркасных и декоративных пропорций предметов мебели стали использовать принцип золотого сечения. Произошел и своеобразный возврат к античному прошлому: в домах богатых людей вновь стали использоваться складные курульные кресла, бывшие весьма популярными в Древнем Риме. Появилась мягкая мебель. Известен также «стул Савонаролы», отличавшийся подчеркнутым аскетизмом и напоминавший букву «Х» изогнутой формы.
Пришедший на смену ренессансу стиль барокко принес с собой новые тенденции – теперь предметы мебели роскошно декорировали. Именно в это время стали весьма популярны изогнутые ножки стульев в виде разнообразных фантастических животных.
С приходом рококо возникли классические мебельные формы, которые не менялись на протяжении долгого времени. И в этой связи стоит упомянуть о стуле, созданном Т. Чиппендейлом – мастером-краснодеревщиком из Англии. Этот стул был легче своих предшественников, выделялся утонченными волнистыми формами и имел ножки, завершающиеся формой «лапа и шар» с украшенными резьбой местами изгиба. Спинка в виде вазы несколько закруглялась и отличалась резной ажурной планкой. Примечательно, что в США именно на основе конструкции, изобретенной Чиппендейлом, создали стулья так называемого «федеративного стиля», который можно отнести к эпохе классицизма.
Переломным же периодом в истории стула стал XIX век. В это время в связи с приходом индустриализации были совершены первые попытки представить мебель как настоящее произведение искусства. В 1808 году американец С. Грегг предложил вариант своего стула «Elastic Chair», представляющего собой конструкцию из цельной гнутой древесины.
Данный подход позже нашел свое отражение в работе венского столяра М. Тонета, создавшего стул, целиком сделанный из гнутого дерева. Отличающийся практичностью и дешевизной, этот простой вариант стал доступен широким массам населения и в короткие сроки завоевал мир, положив начало промышленному дизайну мебели.
В конце XIX – начале XX вв. для интерьера была характерна эклектика, что привело к снижению эстетического качества и эмоционального содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Была отчасти утрачена связь между формой и декорированием. Однако в это же время возник стиль модерн, не ограниченный строгими рамками в исполнении, для которого была характерна игра линий и орнамента. Можно сказать, что это был первый формальный модернистский стилевой эксперимент, обусловленный новой культурой жилого интерьера.
Полной противоположностью образцам стилистики модерн стал стул «Red Blue Chair» Дж. Ритвелда (1918-1923 гг.) – окрашенная конструкция из натурального дерева и фанеры.
Здесь на первое место вышло стремление к утилитарной форме. Поэтому данный стул можно было охарактеризовать, в первую очередь, как практичное изделие. Заданный строгим ритмом горизонталей и вертикалей, создающих определенную «пространственность», этот стул предстал как конструктивистский образец мебели для сидения, где грубоватый конструктивный эффект соседствовал с удобством.
Не меньший вклад в развитие мебельной индустрии внес и Ч. Макинтош, чьи работы отличались изысканной стилизацией. Создавая мебель, дизайнер не следовал принципу так называемой «правды материала», в результате чего природные свойства последнего подчинялись художественной задумке автора и приобретали черты определенной абстрагированности. Одним же из наиболее известных произведений мастера явился деревянный стул с оригинальной высокой спинкой-«лестницей», созданный в 1903 г. Здесь форма следовала функции, причем данная конструкция выступала одновременно как стул-камердинер, стул-ширма и стул-скульптура.
Собственно, в этом случае можно проследить стремление к максимальному удобству использования мебели для сидения. Данная тенденция нашла свое продолжение в последующих изобретениях дизайнеров. Например, в 1906 г. появилось плетеное кресло из натуральных материалов Р. Римершмида, а в 1922 г. стул Ф. Л. Райта «Peacock chair» – удобную деревянную конструкцию с кожаными сидением и спинкой. До этого Райт также создал «Reclining armchair» – кресло со спинкой, расположенной под наклоном, и «Swivel armchair» для Larkin company, представлявшим собой стальную конструкцию на колесиках с сидением из кожи.
Итак, освоение новых принципов конструирования и, в этой связи, новых материалов постепенно привели к конструктивизму, где форма изделия происходила из его эстетически осмысленной конструкции. Иными словами, в основе этого направления находилась эстетика целесообразности, ориентированная на рациональность конструкции и возрождение образно-эмоциональной цельности на основе чистых форм. Подобное же стремление к чистой форме нашло свое отражение в стуле М. В. де Роэ, который придерживался принципа «большое-в-малом». Его стул, представленный в 1926 году, представляет собой конструкцию из металлических трубок со свободно пружинящим сидением. Спустя три года Ван де Роэ создал стул «Барселона», состоящий из хромированных трубок прямоугольного сечения в сочетании с мягким сидением и спинкой из белой кожи.
Продолжение данной тенденции можно отметить и на международной выставке в Париже в 1925 году, где было представлено оборудование для рабочего клуба, предложенное советским дизайнером А. Родченко. Оно состояло из оригинально сконструированных столов, стульев, стенок-экранов и других предметов. Наиболее интересным среди них был шахматный столик, составлявшим одно целое с двумя сидениями для игроков. Конструкция состояла из металлических трубок и деревянных дощечек. Все элементы были лаконичны и эстетически осмысленны, дизайн форм максимально стремился к простоте и стандартизации.
В этих и подобных им работах можно отметить влияние Баухауза (1919-1933 гг.), где существовала четкая связь с практикой промышленного производства. Здесь имело место, прежде всего, формирование предметной среды, где вещи разрабатывались в обусловленности с достижениями техники и современного искусства. На этой основе велось создание эстетических и одновременно с этим целесообразных форм, подразумевавших под собой так называемую «новую вещность». Настоящей визитной карточкой стиля Баухауз стали кресла, стулья и табуреты, созданные М. Брейером из плавно изогнутых стальных трубок. Хорошим примером подобных экспериментов выступает, например, стул «Василий», созданный в память о Кандинском.
Далее можно отметить продолжение конструктивистских экспериментов с формой в сочетании со стремлением к созданию удобства и комфорта. Например, в 1927 году Ле Корбюзье, считавший дом человека своеобразной машиной для жилья, а мебель – деталями этой машины, создал свой вариант мебели для лежания, где изгиб основной поверхности, натянутой на металлическую раму, был задан параметрами фигуры лежащего или полулежащего человека. А чуть позже, в 1930 году, Ж. Пруве предложил кресло для отдыха, оборудованное специальным механизмом и инновационной структурой приспособлений, обеспечивающих удобство сидящего.
В 1945-1960 гг. начался период формирования современных форм, отмеченных простотой и рациональностью, а также экспериментов на основе новых технических возможностей и интересных дизайнерских решений. Например, известен диван Дж. Нельсона «Marshmallow» (1956 г.), который состоял из нескольких отдельных сидений-подушек разных цветов и предварял собой появление поп-дизайна.
Можно отметить также и наличие формализма, сказавшегося в появлении мебели обтекаемых форм. При этом мебель стала выступать как один из компонентов единой предметно-пространственной структуры, а предметы для сидения становились все более удобными. К примеру, это заметно в работе О. Борсани Model No D70 (1954 г.), которая представляла собой диван-кровать с регулируемой спинкой, имеющей возможность принимать разные положения в зависимости от желания сидящего.
Далее развитие типизации и серийного производства привело к возникновению мебели из унифицированных элементов, которую покупатель мог собрать сам. К примеру, это были легкие, вкладывающиеся друг в друга стулья для общественных мест, часто изготовленные из пластика. Собственно, уже в 60-х гг. итальянский дизайнер В. Маджистретти начал работу по изготовлению полиэстеровых столов и стульев. Наиболее же известным творением дизайнера стал стул Selena – очень устойчивая конструкция ввиду уплотнения пластмассы в местах максимальной нагрузки. Не менее интересен созданный из одного куска формованного пластика Panton Chair (1967 г.) датского дизайнера В. Пантона, полагавшего, что предметы мебели могут не подчиняться традиционной форме.
Наравне с мебелью из пластика благодаря своему удобству не меньшую популярность завоевала и мягкая бескаркасная мебель. Свою роль сыграло также появление новых материалов и необходимого оборудования. Например, в 80-х гг. стало использоваться так называемое «кресло-мешок» – яркий пример бескаркасной мебели. Свою известность такое кресло получило прежде всего в США и Европе. Оно отличалось комфортабельностью, не сковывало движений и было просторным. Поэтому совсем неудивительно, что этот предмет мебели быстро завоевал расположение потребителя. Примечательно, впрочем, то, что данное кресло было изобретено в 70-х гг. итальянскими дизайнерами, но сразу не было принято широкой публикой, поскольку не вписывалось в интерьер, характерный для тех времен. В наши же дни интерьер настолько разнообразен, что кресло-мешок отлично подходит почти для любого дома.
В 1993 г. начала приобретать известность мебель, заполненная воздухом. Именно в это время появился первый высокотехнологичный мягкий материал, который позволял осуществлять изготовление подобных конструкций. Однако первые попытки по их созданию имели место еще в конце XIX века, когда пробовали изготовлять надувные кресла и диваны, а также пытались заполнять паром матрасы спальных вагонов элитных поездов. Впрочем, подобные изделия были недолговечны и быстро сдувались. Необходимые же технологии появились только к концу ХХ века, что и позволило ей приобрести популярность среди потребителей.
В конце ХХ – начале ХХI века в силу того, что человек стал проводить довольно много времени сидя, стали изготовляться эргономичные стулья. Например, известны устойчивые стулья, оборудованные пятью роликами, коленный стул (кстати, изобретенный еще в 1970-е гг. П. Обсвиком), представляющий собой конструкцию с наклоненным на 15 градусов сидением и упором для коленей, или же стул-седло В. – Ю. Ялканен (1990 г.). Довольно известны и PantoSeries (1995 г.) В. Пантона – серии школьных стульев, созданных с учетом особенностей телосложения детей.
Представление красоте и удобстве дома может быть весьма разным. Однако каким бы дом ни был, наиболее существенной его составляющей так или иначе остается интерьер. А он не обходится без тех или иных предметов мебели, что еще раз свидетельствует о том, какую важную роль последняя играет в жизни общества уже на протяжений многих и многих веков.