Катерина Сумарева – участница более 40 персональных и групповых выставок, в том числе международных. В 2012 году ее картина «Параллельность» представляла Беларусь на 5¬-м Международном биеннале в Пекине. Полотна ее разбрелись по свету и хранятся в частных коллекциях ценителей искусства многих стран: Беларуси, Польши, Украины, Германии, Голландии, Литвы, Италии, Японии, Ирана, ОАЭ, США, Канады. Находятся они в Музее современного изобразительного искусства в Минске, Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного заповедника, Оршанской городской художественной галерее В.А. Громыко.
Катерина родилась в творческой семье (ее отец – заслуженный деятель искусств Беларуси Василий Сумарев), и видимо, самой судьбой ей было предначертано стать художником. В годы учебы в художественной школе и Академии искусств пробовала себя в разных стилях. «Нравился сюрреализм и импрессионизм, – вспоминает она. – Одно время испытывала влияние античного искусства с его идеальными пропорциями, были и фигуративные работы, и мифологические темы».
Но пришел момент насыщения всем, и параллельно начались поиски себя. Появляются пейзажи, абстрагированные от реальности, где она фантазировала, интерпретируя увиденное на природе по-своему. Со временем это превратилось в выплескивание определенных эмоций-шифров, «и тут даже природа как таковая стала не нужна – она была во мне. Я – часть природы, часть универсума. Мне не нужен был даже предварительный эскиз – только мои эмоции, мои переживания, белый холст и краски. И – никого и ничего больше».
Сегодня Катерина Сумарева – сложившийся художник с ярко выраженной индивидуальностью и «своей» темой. Образы ее картин, каждая из которых несет определенный заряд, изысканны и совершенны. Богатая красочная гамма, полутона, переходы, оттенки, чувства – все, что должно быть присуще настоящему искусству, присутствует в ее живописных откровениях.
Искусство Катерины подобно поэзии, наполненной яркими метафорами, понятными не только ей, но и зрителю. Воссоздаваемый воображением и фантазией художницы иной мир – слияния, отторжения, полета, подсознания, параллельности – притягивает, завораживает заключенной в них тайной, к которой хочется прикоснуться… Ее полотна, выразительность которых определяется и характером мазка, и обработкой красочной поверхности, поражают объемностью пространства, гармоничным, порой дразнящим сочетанием цветов и оттенков и будоражат воображение. В каждом из них при кажущейся абстрактности заложен глубокий, но легко прочитываемый смысл. Жизнеутверждающая «Энергия весны», щемящее-нежное «Отторжение», изумительные по восприятию и передаче природной «анатомии» диптихи «Весенняя панорама», «Панорама дождя» и еще несколько прочтений этой же темы… Запечатленный «Фрагмент мгновения» заставляет поверить, что истина действительно лишь «в том, что не носит искаженья», а картины «Слияние. Равновесие», «Свечение», «Полет» несут мощный положительный заряд…
…В мае-июне в Художественной галерее имени Михаила Савицкого прошла выставка Катерины Сумаревой «Пограничное состояние». Каждая выставка – это еще одна творческая ступень художника. Но не только. Ведь картины – как дети: даже отпустив их от себя (т.е. завершив священнодейство наедине с холстом), хочется ощущать с ними внутреннюю связь. И где, как не на выставке, можно почувствовать особую ассоциативность живописных полотен, напоенных теплотой твоего сердца, тем более что именно здесь, по признанию самой художницы, «они уже вне зависимости от меня несут заложенные в них информационность и чувственность. И даже на меня могут влиять по-новому»…
«Мои картины – это мои эмоциональные состояния, часто за ними стоят отношения, воспоминания, обрывки снов, слов, детали бытия». Катерина Сумарева