Александр Игнатьев: «Мы должны быть там, где нужны именно мы»

Александр Игнатьев
281 Просм.

Сегодняшний гость номера – архитектор и дизайнер Александр Игнатьев. Хотя по сложившейся традиции у нас два сразу героя: сам собеседник и его работы. Почитайте мысли Александра, чтобы понять его архитектурное и жизненное кредо. А параллельно изучите его работы – обещаем, время впустую вы точно не потратите.

Александр закончил архитектурный факультет БНТУ. Распределение проходил в частной архитектурной студии Калининграда, затем несколько лет работал в Минскпроекте, после чего открыл частную практику по дизайну интерьеров и архитектуре. Основатель студии I-PROJECT. За 15 лет работы студия спроектировала и ввела в эксплуатацию более 100 объектов интерьерного дизайна и архитектуры. Работы Александра Игнатьева и студии I-PROJECT неоднократно занимали первые места на престижных республиканских и международных конкурсах:

  • Республиканском триеннале дизайнеров частного интерьера «Профессиональный интерьер» за 2014-16 гг.;
  • XX Республиканском конкурсе на лучший «Проект», «Постройку», «Публикацию» в рамках XIV Национального фестиваля архитектуры в номинациях «Интерьеры зданий и сооружений», «Реконструкция зданий и сооружений»;
  • Международном архитектурном биеннале «Леонардо – 2019».

О СИЛЕ ТВОРЧЕСТВА

Закончив архитектурный факультет, я по распределению работал в творческой студии в Калининграде, где мы занимались объектами архитектуры и дизайна самой разной номенклатуры – от клубов и ресторанов до домов и квартир. После этого вернулся домой и устроился в Минскпроект. 

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. Квартира на Сторожевской

К работе в «Минскпроекте» я относился как к службе в армии проектировщиков, которую полезно пройти любому начинающему архитектору. Там тоже можно дослужиться до генерала (начальника мастерской), но над тобой всегда будут другие генералы и главнокомандующий. Меня же всегда привлекало чистое творчество – хотелось делать что-то свое, без оглядки наверх, а не просто быть одним из винтиков большой машины. И дизайн интерьеров стал той самой отдушиной, где над тобой не довлело ни начальство, ни бесконечные технические кодексы и нормативные акты. Твою работу ограничивали разве что стены, в пределах которых предстояло сделать что-то интересное (улыбается). Я понял, что меня интересует не карьерная лестница в каком-то учреждении – хотелось видеть результаты своего творчества: как твой проект на глазах превращается.

АРХИТЕКТОР ИЛИ ДИЗАЙНЕР?

Я не разделяю для себя эти две профессии. Наоборот, вместе они позволяют целостно смотреть на объект. И там, и там имеет место гармонизация пространства – работа с объемами, светом и цветом. Несколько лет я занимался только интерьерами, в какой-то момент мне захотелось больше разнообразия, и я вновь начал «подтягивать» к себе архитектуру. В нашем портфолио появились частные дома и объекты реконструкции. Идеальный вариант – это когда мы решаем задачу комплексно: архитектура + интерьер.

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. «Гармоничный дом». Архитектура.

О ДИЗАЙНЕ ОТ АРХИТЕКТУРЫ

Мне нравится работать с объемными композициями, по своей природе я точно не художник-декоратор, задача которого – удивить: дать побольше эпатажа и ярких фрагментов. Я скорее дизайнер от архитектуры или архитектор от дизайна – зависит от того, какие задачи мы решаем в данный момент. Например, когда занимаюсь архитектурой, сразу продумываю, что будет в интерьере. Для будущего объекта минусом является, когда архитектор знает, как дом будет выглядеть снаружи, но поверхностно понимает, что нужно сделать внутри. С такими ситуациями я очень часто сталкиваюсь по роду своей профессиональной деятельности. Для меня же архитектурного решения не существует без интерьерного – и наоборот. Пространство снаружи и пространство внутри должно быть гармонизировано и подчинено общей логике.

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. Реконструкция офисного здания группы компаний «Протос»

О ДИЗАЙНЕ КВАРТИР

Реализовывать свое дизайнерское видение в рамках чужой архитектуры (а зачастую ее отсутствия) – это сложно, но одновременно интересно. Крутишь в голове дизайн-проект, как тот Кубик Рубика: несущие стены, не несущие, перегородки, стояки, колонны, маленькие помещения, пространство не продумано, а тебе надо, чтобы и весь функционал вошел, и чтобы было красиво. В итоге обязательно побеждаешь, найдя лучший вариант из всех возможных для этого интерьера. Находишь компромисс, который ни ты, ни заказчик в самом начале работы над проектом даже не могли предвидеть.

О СОСТАВЛЯЮЩИХ УСПЕХА

Как можно определить качество продукта в профессии, где нет ГОСТов и других четких критериев? В дизайне интерьеров, на мой взгляд, для такого определения есть несколько составляющих: постоянное доверие со стороны клиентов и признание профессионального сообщества. 

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. «Гармоничный дом». Интерьер.

В этом плане я счастливый человек: практически всегда нахожу общий язык с заказчиками, а завоеванные награды и премии воспринимаю не как личное достижение, а как комплимент своему творчеству со стороны коллег. Приятно, когда профессионалы дают положительную оценку применяемым тобой методикам, выбранному стилю, выработанному почерку.

О СОБСТВЕННОМ ПОЧЕРКЕ

К сожалению, нового стиля в архитектуре и дизайне интерьеров я пока не придумал, поэтому мы работаем в разных стилях и жанрах (улыбается). Другое дело, что можно говорить о почерке: нередко отмечают, что созданные нами интерьеры имеют узнаваемый почерк. Наши заказчики периодически приглашают для реализации последующих объектов, новые клиенты во время первой встречи иногда говорят: «Были в ваших интерьерах, хотим именно так».

ОБ УДАЧНЫХ РЕШЕНИЯХ

Несмотря на то, что дизайн – штука непостоянная, приятно, когда в реализованных когда-то проектах удается найти решения, актуальные и сегодня. Так, например, можно сказать о реализации проекта «Квартира на Сторожевской», с которым наша студия победила на Республиканском триеннале дизайнеров частного интерьера «Профессиональный интерьер» за 2014-16 гг. С момента проектирования этого объекта прошло уже десять лет, но он до сих пор не утратил своей актуальности, а на тот момент и вовсе был новаторским. Так, например, мы одни из первых в Беларуси применили прием с открытым санузлом.

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. Квартира на Сторожевской

Один из санузлов в квартире отделялся от спальни прозрачной раздвижной перегородкой: можно лежать в ванной и смотреть телевизор, находящийся в комнате, а установленная в санузле акустическая система закрывала все вопросы по качественному звуку. Да, на сегодняшний день таким приемом уже сложно кого-то удивить, но в то время это было прям «вау»!

О НОВОЙ ПРОФЕССИИ

Сегодня пользователь более искушенный: люди ездят по разным странам, расширяют кругозор. В мировой культуре и архитектуре, как и в истории, все развивается по спирали. После Ренессанса приходят барокко и рококо, после классицизма, где все было сбалансировано, имело вес и использовалось в необходимых пропорциях, появляется архитектурная избыточность, когда артхитекторам в угоду буржуа приходилось вместе со скульпторами и художниками накручивать море декора. Приходит ампир. Но даже в этой избыточности был свой вкус и понимание законов, по которым работает система, а какой вкус был у нас, когда распался Советский Союз?

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. «Гармоничный дом». Архитектура.

В СССР было много талантливых архитекторов и художников, в т.ч. художников-оформителей. Но вот такой профессии, как дизайнер интерьера, просто не существовало. Да и как она могла существовать, если в продаже было всего несколько типов гарнитуров – румынский и венгерский – для тех, кто порасторопнее, и отечественный – для всех остальных. Не было ни самой потребности в дизайне, ни возможности ее удовлетворить. Возможность появилась позднее, когда часть людей научилась зарабатывать «лишние» деньги и стала готова оплачивать определенные эксперименты в сфере дизайна. Поэтому дизайнер интерьера в наших реалиях – новая профессия, но при этом люди успели освоиться, добиться хорошего профессионального уровня и дать результат.

О СВОЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ

Я очень не люблю отказывать людям, которые ко мне обращаются. Но иногда это приходится делать, и обычно это случается по двум причинам. Во-первых, влияет загруженность: ограничиваем количество параллельных проектов,ткоторы можем вести. Мы достигли такого уровня, когда не можем пойти на компромисс с качеством.

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. Дизайн интерьера офиса ООО «Александров»

Во-вторых, отказываюсь когда мне не очень интересно с точки зрения творческой составляющей. Например, если предложат взять в работу офисы общей площадью 3 000 квадратных метров без open space, и задача – просто «нарезать» типовых помещений без креативных решений, то я с огромной долей вероятности откажусь. Да, это может быть достаточно выгодно с финансовой точки зрения, но как творческая единица я не понимаю, что буду делать в этом проекте. Мы должны быть там, где нужны именно мы.

О ЗАПАХЕ УСПЕХА

Мне нравится реализовывать офисные проекты. Существует расхожее мнение, что на офисах, в отличие от личной недвижимости, можно сэкономить. На самом деле это не так: офис – это как магнит, точка притяжения. Красивый и богатый офис пахнет успехом: партнеры и заказчики любят иметь дело с успешными людьми и наверняка в хороших условиях быстрее заключат контракт. Недаром в Европе все офисы, шоурумы выглядят исключительно респектабельно: там люди в рабочее пространство вкладывают охотнее, чем в личную недвижимость.

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев. Дизайн интерьера офиса ООО «Александров»

О МОДЕ И СТИЛЕ

Делать прогнозы на то, что будет популярным через какое-то время, – дело неблагодарное. Если одежду меняют примерно раз в год, интерьер могут обновлять раз в пять – десять лет, архитектурные объекты могут быть популярны несколько десятилетий. Но это касается моды: если брать во внимание стиль исполнения, то пройдет время, и актуальность может вернуться. Однако при одном условии: архитектурой и дизайном должен заниматься профессионал.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии