Архитектура, дизайн, интерьер глазами ведущих мастеров белорусского интерьерного дизайна

Архитектура, дизайн, интерьер глазами ведущих мастеров белорусского интерьерного дизайна
31 Просм.

На вопросы журнала «Обстановка» ответили Лев Агибалов, Наталья Гаро, Олег Капустин, Виктор Кобызев, Александр Кратович, Анна и Стас Макеевы, Елена Матросова, Любовь и Александр Перельманы, Дмитрий Сидельников, Людмила Татаринова, Александр Трусов, Андрей Тумас, Людмила Худякова.

Архитектура, дизайн, интерьер глазами ведущих мастеров белорусского интерьерного дизайна

Что для вас архитектура и интерьер?
 
Людмила Татаринова: Интерьер – квинтэссенция культурологического посыла, включая эмоции, чувственность, интеллект. Это дерзость ума, идущая от развития, от знания материала. Если по костюму о человеке можно сказать многое, то по интерьеру – слишком многое. При этом интерьер, как и хороший костюм, необязателен. Человек не обязан одеваться модно, но это так притягательно…
 
Александр Трусов: В принципе, в жизни – это необязательные атрибуты. Без них можно обходиться. Что касается меня, я благодарен тем немногим любителям материальной эстетики, которым я могу пригодиться.
 
Анна и Стас Макеевы: Смысл жизни
 
Андрей Тумас: Хорошо продуманный интерьер – это не только возможность жить красиво и комфортно, но еще и способ получить дополнительную жизненную энергию. Это проверено.
 
Дмитрий Сидельников: Интерьер – это отражение мировоззрения того, кто в нем обитает. Остальное зависит от таланта дизайнера или архитектора.
 
Елена Матросова: Воплощение в образах и материале мысли, желаний, стремлений человека, народа, цивилизации.
 
Лев Агибалов: Это то, чему я обучаюсь всю жизнь. Это то, что заставляет невольно удивляться, приходить в восторг или чуть-чуть завидовать.
 
Виктор Кобызев: Aрхитектура и интерьер для меня, прежде всего, это моя профессия, это дело, которое я люблю и которым я занимаюсь уже много лет и, наверное, в этой области я кое-что уже знаю и понимаю. Для меня это два неразделимых понятия, это наиболее полная возможность реализации своих представлений о том, каким должен быть тот или иной арх-объект.
 
 
 
Дизайн – это…
 
Александр Кратович: На мой взгляд, это компенсатор между идеалом и достижениями, который создает островок комфорта в бесконечно меняющемся мире. В этом он схож с религией и отчасти ее заменяет.
 
Александр Трусов: Это иначе осмысленный взгляд на материальной ощущение жизни. Но можно пользоваться и традиционным.
 
Любовь и Александр Перельманы: Для нас интерьерный дизайн в самом широком смысле – это создание пространственной и предметной среды обитания человека. Как говаривали древние, архитектура – это не стены, это то, что между стен. В то время как дизайн – ближе к ремеслу, т.к. непосредственно связан из «чего» и «как». С другой стороны, понимание дизайна как внешнего оформления предметной среды также неверно. Дизайн как деятельность и как результат включает в себя всю совокупность требований к предмету: стиль, функция, форма, цвет, эргономика…
 
Елена Матросова: … состояние жизни, образ мышления.
 
Лев Агибалов: Вряд ли мне удастся сформулировать дефиницию, однако дизайн есть и лезет во все щели нашей жизни. Культур, где предметы дизайна – экзотика, все меньше и меньше, а интерьеров, где предметы традиционных культур – арт-объекты, всё больше. Кто кого дополняет, куда всё это эволюционирует?
 
Виктор Кобызев: Это искусство найти в обыденном неожиданно прекрасное.
 
 
 
Какова роль дизайна в современном мире?
 
Александр Кратович: О степени влияния дизайна в современном мире свидетельствует тот факт, что даже физики с коллайдера сочиняют бесконечные модели вселенной, что, по сути дела, является дизайном.
 
Александр Трусов: В принципе – никакая. Планетой правят любовь и деньги. (Финансы, политика, военщина, голод, экология, космос). Мы же имеем отношение только к материальной культуре общества, а точнее, к тем 10% населения, которые видят в ней средство самовыражения.
 
Елена Матросова: Как и во все времена :)) Что первично – яйцо или курица? Главное – роль дизайна постоянна. То, что было, есть и будет в жизни человека мыслящего, творящего, созданного по образу и подобию...
 
Лев Агибалов: Трудно сказать. Для кого-то дизайнер выполняет референтную функцию, помогая ориентироваться и приспосабливаться в социуме, для кого-то дизайн безразличен. В мире есть группы людей, для которых предметы индустриального производства – экзотика. И ничего, живут. Вряд ли дизайнеру как специалисту принадлежит передовое место в развитии общества – это затратная деятельность, слишком много ресурсов на смене форм. Эта гонка уже очевидна. Может быть, именно поэтому в интерьере появилось обилие «простого» антиквариата, а производители мебели на потоке делают её «старой»?
 
Виктор Кобызев: Субъективно – роль огромна. Хотя по большому счету можно жить и в шалаше…
 
 
 
Какие направления в современном дизайне вы считаете определяющими?
 
Людмила Татаринова: Мы живем в интереснейшее время постмодернизма. Можно все! Только подумай – как обосновать. Великим стилям истории можно кланяться – но через раз.
 
Александр Кратович: Сегодня дизайн энергично отходит от принципов, сложившихся в эпоху формирования самого понятия «дизайн». Сегодня состояние дизайна ближе всего связано с понятием «арта» (т.е. искусства). На смену рациональности и удобству приходят метафорические образы, позаимствованные в актуальном искусстве.
 
Александр Трусов: Экологичность, естественность, логичность, минималистичность.
 
Анна и Стас Макеевы: Современные тенденции опираются, прежде всего, на новые технологии. Хороший дизайн должен органично сливаться с природными формами.
 
Андрей Тумас: Стиль сегодня диктует эргономика, технологии, условия современной жизни, доведенные до совершенства творческим человеком. А когда уже все придумано, остается только компоновать и компилировать, внося индивидуальность, подстроенную под привычки и увлечения клиента. Соответственно, дань моде, какой-либо стилистике отходит на второй план. Главное – каприз, хочу вот так!
 
Дмитрий Сидельников: В XXI веке пора использовать наработки века минувшего лишь в качестве основы для дальнейших устремлений. Человечество не стоит на месте – рождается новая музыка, новый язык, должна появиться и новая архитектура. неплохо было бы, если бы вместе с рок-музыкой в прошлое отошли газосиликатный кирпич и шифер. Проектировщики учатся использовать энергию солнца, ветра, воды – убежден, что будущее за этим.
 
Елена Матросова: Те, вектор внимания в которых направлен вперед в будущее. Можно сказать, синтетические, то есть объединяющие искусство и науку.
 
Лев Агибалов: Я думаю, если говорить об архитектуре, о дизайне интерьера, основным направлением, направлением, где формируется некое «новое видение» сегодня является стилистика постмодерна. Закончилась эпатажная, направленная на разрушение привычных стереотипов часть развития, и появляются очень интересные уравновешенные проекты.
 
Виктор Кобызев: Модные тенденции в дизайне должны быть всегда. Всегда будут и «сезонные направления и течения». Однако, наверное, останутся постоянными «золотые сечения» искусства, пропорции и красота композиции.
 
 
 
Какие мировые тенденции в области дизайна интерьера придут в Беларусь в ближайшее время?
 
Людмила Татаринова: Из тенденций отмечу стремление к большей демократичности. Элегантность – через аскетичность, изобилие подчеркивается меньшим количеством деталей. И, конечно, экологичность – в материалах, технологиях, сознании, если хотите.
 
Александр Кратович: Мировые тенденции приходят в Беларусь достаточно быстро. И их носителями являются мебель, светильники и отделочные материалы, которые появляются в наших салонах. С этим фактом невозможно не считаться. Какие тенденции ждут нас впереди, никто не может сказать, хотя об этом мечтает каждый маркетолог индустрии дизайна.
 
Александр Трусов: а) Новая жизнь старым материалам (экология)
б) Ровно столько, сколько необходимо (экономия)
в) Можно все, лишь бы смешивал художник (стилистика)
г) Если без «этого» можно обойтись – то следовало бы (экономия)
 
Анна и Стас Макеевы: No comment
 
Любовь и Александр Перельманы: В Беларуси интерьерный дизайн – вещь очень контекстная. Дизайн как результат – вещь достаточно бескомпромиссная. В наших условиях (в силу ментальности и ограниченных возможностей любого характера) – сплошной компромисс. В этом серьезный конфликт. Сегодняшняя модная тема Fusion может у нас прижиться, позволяя некие вольности в трактовке стиля. Порой приходится защищать заказчика от него самого. Пока удается.
 
Елена Матросова: Конечно, ЭКО-направления, в которых реализуется глобальное, уже необратимое стремление беречь окружающую, питающую, формирующую нас среду – природу, культуру, чистоту отношений.
 
Лев Агибалов: Не знаю!!! И никто не скажет!!!
 
Виктор Кобызев: Границ сейчас нет. И те тенденции, которые появляются в мире дизайна, так или иначе уже витают и на наших огородах.
 
 
 
У каждого художника свой почерк, у писателя – свой стиль. В чем ваша профессиональная особенность?
 
Александр Кратович: Я никогда не задумываюсь о проявлении своей особенности. Я хочу делать свои решения предельно объективными с точки зрения тенденций времени, но «особенность» все равно пробивает. И никуда от этого не денешься, но хотелось бы.
 
Александр Трусов: «Эстетический перебор». Люблю экспериментировать, не люблю «списывать». Пока в поиске.
 
Любовь и Александр Перельманы: Мы очень глубоко копаем… Это, наверное, следствие хорошего образования и проектной школы Белгоспроекта 80-х. Плюс опыт. В нашем деле без него никак. Результат может быть только у того, кто идет к цели, не забывая о трудностях процесса, где нет мелочей (но много грабель).
 
Елена Матросова: Отзывчивость.
 
Лев Агибалов: Выработка почерка, стиля как некая задача не стоит сама по себе. Она вторична. Обычно она сопутствует тому новому, что удаётся сформулировать в творчестве, в расширении границ эстетики, в новой трактовке формы, в стилистике. Мне представляется, что этот процесс, как серия попыток «творчества» длится всю мою жизнь, возникая как чувство преодоления неудовольствия от каких-либо нюансов формы, стиля, колористики, экспрессии и пр. и пр.
 
Наталья Гаро: Накопленный багаж знаний, полученный в результате различных воздействий на творческую личность, к коим, я думаю, можно причислить дизайнера интерьеров, формирует его почерк. Но в то же время этот почерк подвергается коррекции в зависимости от предпочтений заказчика, нормативной базы, рынка материалов, мебели и других составляющих интерьера.
 
 
 
Как не повториться и в то же время быть узнаваемым?
 
Александр Кратович: Заказчик выбирает мой стиль, обращаясь ко мне. Это условие узнаваемости. А залог неповторимости – внимательное следование пожеланиям заказчика.
 
Александр Трусов: Повториться в дизайне в принципе невозможно! В каждой новой работе – другое время, другая жена у заказчика, другой курс валют, другой дом или квартира, изменились взгляды в обществе. И главное – мы уже другие!
 
Анна и Стас Макеевы: Идти вперёд, а заказчиков вести за собой
 
Любовь и Александр Перельманы: Интересная мысль: когда копируешь себя – это авторский стиль, а когда других – это плагиат (шутка). В изобразительном искусстве копирование неизбежно, а архитектура и дизайн – это искусство компиляций. Это и собственный опыт, наработки, решение на практике массы вопросов увязки, сочетаний, соответствий и пр.
 
Елена Матросова: Честно делать то, что хочешь, любишь, думаешь. Тогда все сказанное, написанное, нарисованное, вылепленное, сотворенное – только твое.
 
Лев Агибалов: Не повториться – чертовски сложная задача, если работать в одном стилевом направлении. И не менее сложная – быть узнаваемым, если работать в разных стилевых направлениях. И думаю, здесь всё зависит от меры одарённости, от таланта.
 
Виктор Кобызев: Наверное, здесь рецептов нет. Нужно оставаться самим собой. Довериться своему чутью.
 
 
 
Что является определяющим для вас, когда вы беретесь за проектирование конкретного заказа?
 
Александр Трусов: Заказчик, предмет труда (дом, квартира, участок) и я сам на сегодня!
 
Любовь и Александр Перельманы: Вот тут совсем трудно… Совокупность качеств и представлений – наших о клиенте и заказчика о нас. Наверное, это как желание дружить, когда многое, даже если не совпадает, но понятно и приемлемо. Тогда все получается. Результат – лучшие наши клиенты сейчас наши друзья или приятели.
 
Елена Матросова: Общение, расширение собственных горизонтов – интересов, возможностей, информации – с таким же эффектом для заказчика.
 
Лев Агибалов: Когда начинаются переговоры по новой работе, точнее – уже на первых встречах, до утверждения всех формальных вопросов – мне крайне важно найти точные образные и стилевые решения будущего проекта. Они помогают вести переговоры, помогают принять пожелания заказчика, помогают, если нужно, заказчика переубедить. И, в этой связи, очень важно всю последующую работу проводить, оставаясь в рамках выбранного образа. Именно образный строй проекта позволяет точно отбирать детали, элементы, колористику и так далее.
 
Виктор Кобызев: Конкретные задачи и конкретный бюджет.
 
 
 
Каким вы видите идеального заказчика?
 
Александр Кратович: Это заказчик, который достаточно «помыкался» – десять раз переплатил, двадцать раз переделал, долго искал своего дизайнера, нашел его и готов слушать, верить и делать!
 
Александр Трусов: Не существует идеальных заказчиков. Они ведь люди. большинство профессионального времени тратится на психологию. Мне очень нравятся люди, которые на многочисленные вопросы дизайнеров: «А кто у нас дизайнер?» и не лезут в процесс. Закономерность проста «Выбрал и доверился – слушайся!»
 
Анна и Стас Макеевы: Заказчик, который сознательно пришёл к своему дизайнеру, незакомплексованный и готовый широко взглянуть на жизнь.
 
Елена Матросова: Это интересный человек, обязательно с какой-то особенностью, увлечением, рефлексирующий, живой.
 
Лев Агибалов: Партнёрствующим, желательно в рамках паритетных отношений – очень продуктивная совместная деятельность.
 
Виктор Кобызев: Идеального заказчика, посмею утверждать, не существует, как впрочем, и идеального архитектора-дизайнера. «У кожнага ёсць свая ржаука», – по таким поводам вспоминала народную мудрость моя мама…
 
Это самый простой и замечательный вопрос из предложенных! Вот здесь есть о чем поговорить! И, что немаловажно, в данной ситуации объектом пристального анализа становится не дизайнер, к которому обычно направлено все внимание каждого участника процесса перевоплощения материи в красоту.
 
Олег Капустин: Это самый простой и замечательный вопрос из предложенных! Вот здесь есть о чем поговорить! И, что немаловажно, в данной ситуации объектом пристального анализа становится не дизайнер, к которому обычно направлено все внимание каждого участника процесса перевоплощения материи в красоту.
 
Сразу определим, о ком идет речь? С точки зрения грамматики русского языка, феминистских настроений и гендерных взаимоотношений очевидно, что речь идет о мужчине. Итак, идеал мужской – мощный торс, подкачанные бицепсы и икроножные мускулы, мышцы живота с отчетливо читаемыми кубиками пресса, шея, похожая на усеченную пирамиду. Если схематично, то торс идеального заказчика похож на табличку на двери в мужской туалет. Равнобедренный треугольник, перевёрнутый на одну из вершин, с кружочком сверху, обозначающим голову.
 
И вот именно таким вижу его я, идеальным! Данный образ совершенства сформулирован человечеством в нелегкой многовековой борьбе за выживание. В борьбе с природой, в борьбе с самим собой, в борьбе против себя самого. Так кто же возьмет на себя смелость искать какие-либо другие черты в этой концентрации абсолютно всех качеств идеального? Нет, не я! А где его взять – этот идеал? Не знаю. Какая-то сплошная утопия для девочек…
 
 
 
Идеальный дом – это...
 
Александр Кратович: Понятие идеального дома очень растяжимо. Для Диогена идеальный дом – бочка, а для Людовика XIV – Версаль.
 
Александр Трусов: Его нет! Это утопия! Такой проект был бы сильно растиражирован. Увы, каждый создает «под себя».
 
Любовь и Александр Перельманы: Мы уверены, что идеальный дом – это взаимодействие тонких величин (всех со всеми). А именно – стиля, соответствующих стилю технологий и материалов, экологии, уровня взаимодействия с клиентом, его личных качеств (интеллект, образование, образ жизни), бюджета и финансирования. Плюс горизонт желания (кураж).
 
Елена Матросова: …созданный своими руками или мыслями.
 
Лев Агибалов: Это дом, в котором хорошо жить. Он обычно разный для разных людей, но он всегда доставляет удовольствие от жизни.
 
Виктор Кобызев: Это совокупность удачно решенных задач, а таких задач в современном доме сейчас, поверьте, очень много, начиная от высокого искусства и заканчивая последней «утилитарщиной».
 
 
 
Успех архитектурного и дизайнерского проекта зависит от…
 
Александр Трусов: Успех любого проекта зависит только от заказчика! От его образования, от его «грудной жабы», от его жажды жизни, от его пиетета к архитектору, от его воспитания, от его любви к самому себе.
 
Александр Кратович: Если заказчику нравятся мои работы, если он обращается ко мне и верит в меня, то успех проекта зависит от бюджета.
 
Людмила Худякова: Без сомнения, успех проекта напрямую зависит от взаимопонимания дизайнера и заказчика, от степени доверия заказчика профессионализму дизайнера, от того, состоялся ли диалог, слышат ли обе стороны друг друга.
 
Успешный проект – это дом для жизни. Он удобен и красив. Это цель. Для того, чтобы начать движение к этой цели, нужно сделать ее максимально ясной, понятной и конкретной. Т.е. определить курс «корабля» в начале плавания по бурному морю строительных работ. Но курс этот должен проложить капитан, а не судовладелец, капитан, уже не раз бороздивший моря и океаны со своей проверенной командой, знающий подводные рифы и теплые течения.
 
Главный вопрос, с которым сталкивается любой желающий сделать ремонт в своей квартире, – вопрос выбора этого капитана – дизайнера. Можно попробовать себя в этом качестве, но начинать в этом деле всегда непросто. Отсутствие опыта, навыков, знаний, не говоря о способностях, влекут за собой большие риски, в том числе и финансовые. Придется многое переделывать из-за неверно принятых решений или смириться с ошибками. Такой результат успешным не назовешь. Поэтому разумно в таком сложном, многогранном деле положиться на специалиста, но положиться на него с полным доверием, не сомневаясь в его решениях. А для этого нужно найти своего дизайнера, который вас понимает, которому вы не побоитесь доверить ваш любимый и дорогой сердцу дом, для которого он станет любимым и дорогим его сердцу проектом. Нужно помнить, что у дизайнера и хозяина будущего дома общая цель – получить красивый и уютный дом. И в достижении этой цели мы сотрудники, соработники, а не конкуренты.
 
Никогда не получится успешного интерьера, если дизайнера лишают его капитанской функции.
 
Итак, успешный проект – это взаимное доверие. А чтобы оно состоялось, нужно не ошибиться с выбором капитана.
 
Анна и Стас Макеевы: От расположения объекта, от таланта архитектора и от готовности заказчика идти на нестандартные решения.
 
Елена Матросова: … взаимопонимания всех участников процесса, как в киноиндустрии, и настойчивости автора, конечно!!!
 
Виктор Кобызев: Зависит, прежде всего, от профессионализма автора и степени подготовленности заказчика.
 
Лев Агибалов: От расположения звёзд, от удачи, от везенья и, совсем незначительно – от личности архитектора или дизайнера.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии