Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым
245 Просм.

«Обстановка» дважды побывала в гостях у архитектора и дизайнера интерьеров Дмитрия Тельцова. Сначала – у него дома, затем в частном доме, который Дмитрий реконструировал. Дмитрий Тельцов обстоятельно ответил на все интересующие собеседников вопросы.

 

Генеральный партнер интервью - Каменная компания STONE COMPANY, официальный поставщик камня в Минске

Шоу-рум 
г.Минск, ул. Тиражная, 150, каб.101 (весь 1-й этаж)

Галерея-склад 
г.Минск, ул. Селицкого 21М

Контакты
+375296912151
+375173923803
sales@infokamen.by
https://infokamen.by

 

Партнер интервью салон дверей «2БОБРА» 

Минск, пр-т. Победителей, 129
Минск, ул. Сурганова, 88
2bobra@tut.by
+375296045959

 

Расскажи о своей квартире.

– Свое жилье я вижу как место, в котором мне всегда комфортно: в первую очередь визуально и эстетически. Во главу угла в своих проектах всегда ставлю эстетику – иногда, возможно, даже в ущерб каким-то функциональным вещам.

Квартира не очень большая, всего порядка 90 метров, но благодаря неортодоксальной планировке, тому, что перед началом ремонта снесли все до наружных стен, – удалось создать достаточно удобное для повседневной жизни пространство, которое не создает ощущение зажатости и отвечает любым функциональным требованиям моей семьи.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Сложности в квартирах нет никаких – сложности начинаются в домах, больших проектах. В квартирах просто есть ряд элементов, которые надо учесть и грамотно спланировать. Если  эти задачи решены, наверное, никакими проблемами дальнейшая эксплуатация не чревата.

Своя квартира – это хороший полигон для обкатки каких-то идей, мыслей, материалов, решений, технологий, которые не хотелось бы пробовать на ком-то, на себе – самое то. После того как попробовал на себе – можно предлагать что-то людям или с уверенностью говорить, что это решение работает или не работает.

Короче, это визуальная комфортная среда для меня, решенные функциональные вопросы – для семьи, и опытный полигон для обкатки не самых ортодоксальных решений.

Во многих квартирных домах всегда возникает вопрос шумоизоляции. Ты с этим смог побороться? Соседи не мешают жить?

– Я серьезно подхожу к этому вопросу, потому что шум от соседей очень сильно достал на предыдущем месте жительства. Эстетика здесь все равно победила, если говорить про бетонный потолок. Но победила она дозированно: в спальнях  (помещениях, где тишина действительно очень важна) звукоизоляция выполнена по полной программе – полы, потолки, стенки… В спальных комнатах тихо прекрасно – можно спать и не заботиться о берушах, наушниках и т.д., совершенно не слыша соседей.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

По всей квартире я снимал все существующие от застройщика стяжки и прокладывал звукоизоляционный слой по полу: соседи снизу не слышат меня, я не слышу от них ни одного звука. Почему я пошел на решение с бетонной плитой перекрытия? Если это не плита со щелями и пустотами, а залитая монолитная плита, она обладает хорошим индексом звукоизоляции – разговоров, песен, звука телевизора не слышно, слышна только какая-то ударная нагрузка. К счастью, надо мной не живет семья чечеточников, сильно каблуками грохотать не стараются. В сумме могу сказать, что не испытываю никакого акустического дискомфорта: наверное, благодаря тому, что спальни звукоизолированы достаточно серьезно, а какой-то легкий топот от детских каблучков в гостиной соседей сверху не вызывает вопросов.

Знакомясь с квартирой, заметил, что ты применил нестандартные приемы, например, использовал декоративные доски. С бетоном все понятно – дань моде, смотрится классно, а «деревяшки» откуда? Как родилось такое решение?

– «Деревяшки» – бывшая терраса моего друга. Приезжая к другу в гости на шашлыки летом, мы обратили внимание, на восхитительно красивую террасу – доски обладают магией рисунка, у них красивая приятная структура, тактильные ощущения. Я очень люблю тактильные материалы, которые издали выглядят монохромно, плоско и ровно, а вблизи являются детальными, приятными, рельефными и что-то рассказывающими: можем позалипать и что-то порассматривать. Я понял, что хотел бы созерцать [эти доски] у себя в спальне или где-то еще.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Мы предложили другу постелить новую террасу: «Степан, она же старая, ободранная, совсем не та терраса, которая должна быть у серьезного человека. Надо постелить новую из хорошей доски, а эту заберем и утилизируем». Использовали доску так: распилили вдоль для уменьшения толщины, при этом вся фактура и тактильность остались.

Ты упоминал, что эта доска появилась из вагонки…

– Да, это еще один слой истории. Доску для террасы добыли, разбирая старые железнодорожные вагоны 1920-х годов, когда все делалось серьезно: из 4-5 сантиметровой доски, которая век стоит и прослужит еще дольше. Много интересных слоев – и грех было этим не воспользоваться.

Еще одно интересное решение – на входе в квартиру…

– Там 6-миллиметровый лист металла, подогреваемый коврик на входе. На металле изначально должна была появиться гравировка с рисунком,  орнаментом и т.д. Звучит, наверное, слишком пафосно – просто красивый декоративный рисунок, с той же идеологией: некий цельный монохромный материал издали, при приближении рассказывающий какую-то новую историю. Но с гравировкой немножко не задалось, поэтому он остался плоским.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

У него два функционала: сушится обувь, поскольку есть подогрев у металла, второе – не совсем традиционное прочтение прихожей, которую от начала до конца принято закатывать плиткой. Мне захотелось зайти на дерево, паркет, но при этом не избавляться от зоны сушки и отряхивания обуви. Отсюда появился этот элемент. Вместо него могла появится и плитка – есть большое количество керамогранитных плиток, имитирующих металлы и ржавые металлы, но здесь работают чувства: осознание, что это естественный материал, а не синтетический, для некоторых людей важно.

Мы видим интересный стол, лавочки рядом. У этого всего есть какая-то история?

– У стола истории никакой особой нет. Стол сделан из ясеня, подбирались рисунок и размер, он имеет возможность трансформироваться, увеличившись сантиметров на 90. История есть у скамейки за столом – это вторая реинкарнация дерева, которое росло возле нашей студии. В какой-то момент я обнаружил, что местные городские службы пилят деревья, валят красивые каштаны. И один из каштанов, который рос перед нашими окнами, остался валяться под окнами. Я поговорил с рабочими,  отрезал два с половиной метра ствола и забрал на дальнейшее изготовление. Его завезли на пилораму, разрезали по диагонали – и он превратился в лавку.

Если не хочется идти на работу, можно посидеть на каштане, который был возле работы…

– Он несет историю, знаки воспоминания, хотя с таким же успехом это могло быть совершенно незнакомое мне дерево.

Квартира была сделана в конце 2019 года Ты мог представить, что она победит в самом известном конкурсе Беларуси по интерьеру?

– Когда строил – нет, когда подавал заявку – думаю, что да. Результат получился очевидно хороший: в него было вложено много знаний, умений, сил и любви. И понятно, что вещь получилась достойная на выходе. В тот момент, когда это все делалось, меньше всего думалось о каких-то конкурсах. Может быть, под самый конец, когда стала вырисовываться финальная картина, возникла мысль, что это может быть вполне достойной конкурсной работой, если будет какая-то оказия.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

– Самое главное, что никто не мешал создавать шедевр, кроме себя самого…

– Наверное, это еще более сложная ситуация. В случае работы с заказчиком всегда какие-то вопросы можно переложить на него: «Как ты хочешь: так или так?» – и просто ждать ответа. А здесь эта тема не срабатывает, ты для себя должен дать четкий ответ. А я не знаю, как хочу.

В данной ситуации еще семья являлась заказчиком. Алена (супруга) тоже из нашей профессии. Как находили точки соприкосновения?

– Тут были и отрицательные взаимодействия, и положительные – короче, было интересно. Могу сказать, что Алена не сильно вникала в многие важные моменты проектирования, что значительно ускорило процесс. Она много участвовала на стадии принятия финальных декоративных решений: цвет обивки, краска на каких-то досках и т.д. То, что женщины чувствуют прекрасно. Я очень ей благодарен, что помогла справиться с тонкими «женскими» вещами, что сильно улучшило результат на выходе, А в планировки, краны, фильтры, кирпичи, звукоизоляцию она не лезла, поэтому все шло гладенько и хорошо.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Давай вернемся в начало. Как ты попал в профессию?

– У меня родители архитекторы, но мое решение пойти в архитектуру было достаточно спонтанным. После девятого класса я планировал быть художником, учился в художественной школе, были мысли о поступлении в художественную академии. Но каким-то образом  попал в летний лагерь, а по соседству был выездной воркшоп студентов-архитекторов, которые проходили производственную практику. Мы, наверное, месяц тусовались рядом со взрослыми серьезными дядьками и тетками. Мы с товарищем легко и тепло в эту компанию влились, несмотря на то, что лет на семь были моложе. По возвращении из лагеря решил, что мне не нужна никакая художественная школа, что я буду архитектором. Но ключевым фактором были не потомственность, наследственность и необходимость продолжать традиции, а то, что мне понравилась эта среда.

В нашей жизни встречаю моменты, когда, наоборот, родители втягивают детей в профессию, а дети говорят «нет». Вижу, что иногда когда родители настаивают на данной профессии, и из детей получаются люди, которые могут этим заниматься и даже успешно.

– Меня никто, слава богу, за уши не тянул. Это был легкий, но осознанный выбор.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Отец оказывал влияние на тебя в плане формирования?

– Он не лез в мою учебную деятельность. Но из плюсов то, что всегда есть возможность что-то спросить, проконсультироваться. Он всегда делился опытом, которого у меня не было в определенный момент. Но какого-то насильного навязывания своего видения, активного участия в написании курсовых или вообще в учебе, не было Не уверен, что он курса до третьего знал, на каком факультете я учусь.

Покажешь свою квартиру?

– С удовольствием. Пойдемте пройдемся и на что-то посмотрим более детально.

А затем поедем на последний объект Дмитрия – дом, где он выступал одновременно архитектором по реконструкции и дизайнером.

 

СПАЛЬНЯ

О, знакомый «вагончик»!

– Это третья жизнь «вагончика», вторая жизнь террасы: моноколор белый – под цвет потолка, под цвет стен. Фон, который приятно потрогать. Ну и отдельным бонусом было нашпилить сюда детских рисунков. Тут гардеробная, шторка на единой штанге с окошком, а внутри спрятана вся одежда, полочки и т.д.

Как понимаю, кровать тоже наших производителей?

– Да, не обошлось без авторских чертежей.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

ДЕТСКАЯ

Где живет самый молодой архитектор в квартире. В детской тоже мебель, которую ты проектировал?

– Она [детская] нарисована под конкретного человека, сделана конкретными местными мастерами под конкретные размеры комнаты. Я не сильно заботился подбором итальянской мебели для детской комнаты.

Молодой архитектор участвовал в формировании светильников?

– Нет, это супруга участвовала в формировании светильников на базе типовой «таблетки».

 Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

А где шкаф для одежды?

– Здесь гардеробная, в которой спрятано еще более беспорядочные элементы жизни моего ребенка.

Ну и хороший стол для работы…

– Самое главное здесь стол и окно. Стол размещаем лицом к окну а не боком: мне кажется это must have для детей: максимально удобно, максимально комфортно для зрения.

 

ДОМ ЗАКАЗЧИКА

– Дверь от Двух бобров. Дверь хорошая, высокая – ее фишка в том, что у нее скрыты все крепления, нет никаких наличников, открывается по отпечатку пальца.

Когда подходили к дому, у меня сложились ощущения, что в нем реконструкция какая-то была, это не готовый дом по твоему проекту…

– Совершенно верно: мы приняли в работу недостроенную коробку. На тот момент, как мы взялись за реконструкцию дома, был сделан монолитный каркас: стояли несущие стены из кирпича и стропильная конструкция без самого покрытия. Это как раз дало возможность что-то поменять внутри – поменять планировку достаточно кардинально. Если бы была бо́льшая степень готовности, наверное, это сложнее было бы сделать. Можно сказать, что мы зашли на очень удачном этапе строительства, когда объемы и пространства внутри уже видны, но при этом можно совершать достаточно резкие телодвижения по демонтажу, монтажу новых конструкций, пробивке каких-то проемов – короче, все инструменты работы архитектора с пространством здесь были.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Реконструкцию тяжеловато делать: ты делаешь для заказчиков, которые вошли в чужое пространство и начинают переделывать под себя. Какие задачи стояли от заказчика?

– Заказчик прошел эту дорогу дважды: дом изначально строился под текущего хозяина, и коробку он не перекупил, он реально строил под себя. Но в полете переобулись, решили сделать другой – лучше, интересней. Появилась мысль из обычного проходного объекта недвижимости сделать нечто теплое, душевное и сделанное под себя. У них [заказчиков] изменился взгляд – с просто объекта недвижимости, который у них есть, в пользу того, что это их собственный дом, в котором они хотят организовать максимально комфортное пространство для себя. Ну и сделать его интересным. Это была реконструкция проекта для людей, которые изначально проект заказывали для себя – такая сложносочиненная конструкция.

Сложная задача – получить чужое пространство и переделать еще раз. Сколько времени прошло от от момента изначальной стройки до обращения к тебе?

– Люди прожили в доме два строительных сезона, полтора года года прожили в изначальных планировках. Начиналось как некий дизайн интерьера, и только потом все становилось интереснее, и мы поняли, что это полномасштабная реконструкция. 

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Спальни не было, гостиница осталась на месте, появились какие-то проемы, неортодоксальные планировочные решения. В процессе становилось интереснее, мы понимали, что это даст хороший результат. Это можно было лицезреть в кирпиче: «Смотрите, ребята, если стенку повалить, это будет круто». Так доносить свою мысль оказалось проще, чем показывать на бумаге. Это материальное понятное в конкретном сложившемся пространстве. Может, это сыграло позитивную роль в том, что мы могли достаточно вольно обращаться с конструкциями дома и менять так, как нам хотелось. «Нам» – это разговариваю за хозяев.

Когда есть тандем заказчика и архитектора, это выглядит очень выигрышно…

– Хочу отметить, что у заказчиков, на мой взгляд, почти безупречный вкус. У нас были проблемы с донесением идей друг до друга: на вербальном, мыслительном уровне мы рассуждали, объясняли, говорили совершенно по-разному. Но по каким-то вещам, по которым люди привносят в свой дом (выбирают мебель и т.д.), я вижу, что придраться
не к чему: у людей прекрасная подготовка, вкусовая и культурная база, они не делают ошибок в мелочах. Я совершенно спокоен за этот дом: понимаю, если они хотят купить тумбочку, она сюда подойдет – без обращения ко мне сделают очень правильный выбор.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Хотя в процессе мы часто противопоставляли идеи друг друга. Рамок не было – были пожелания: одновременно понятные и крайне размытые. По сути, пространство дома должно быть удобным и функционально понятным: я считаю такие вещи необходимыми при создании каждого проекта. Требования и пожелания касались вкусовых и стилевых решений по этому дому. Первое: они хотели иметь максимально  интересное, нагруженное визуальными элементами и деталями, пространство – оно не должно было быть пустым и скучным. Второе: с учетом базовой культурной подготовки, знания истории дизайна, они хотели, чтобы в их доме присутствовали предметы и стилевые приемы, присущие разным эпохам. Начиная с 1950-х, начала развития шведского дизайна, и заканчивая совершенно современными объемно-пространственными решениями.

Это видно по люстре, такой дизайн существует вне времени: ее можно употребить в любое время в любом интерьере.

– Пройдя по этому дому, можно проследить лет 80 в развитии дизайна. Причем, как хочу верить, нам удалось сделать органично: не как выставочное пространство – я этого категорически не хотел, хотя посылы от хозяев были. Мы попробовали это объединить в некую гармоничную историю, подготовленному зрителю будет вдвойне интересно: человек, который немного разбирается в истории дизайна, он как книжку почитает, пройдя по разным комнатам и посмотрев по разным сторонам. Это, наверное, все рамки: интересное и с реверансами в сторону знаковых элементов дизайна.

Что за стиль здесь?

– Стиль дома не могу определить, и это будет совершенно искренне. Чего хотелось добиться идеологически? Я для себя решил, что хорошо будет использовать современные архитектурные объемно-пространственные решения 2020-х годов (окна, расположение  проемов, сочетание пространств) – весь современный дизайн построен не на элементах интерьера, не на покупных столиках, диванах, люстрах, а именно на взаимосочетаниях объемов, открытых и закрытых пространств, на свете, окнах, видовых точках. И организация пространства абсолютно современная, позволяющая датировать сегодняшним днем создания.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

А насыщающие пространство элементы благодаря тому, что оно [пространство] является современным, четко датированным и спроектированным, могли быть разными. Они не являются определяющими: замена одного элемента дизайна на другой категорично не поменяет восприятие интерьера. Он все равно останется современным, просторным, светлым и красивым, в то же время мы можем достаточно вольно менять какие-то знаковые элементы дизайна. Условно говоря, нам надоел этот столик – мы можем поставить другой. Конкретно ничего в интерьере не поменяется – восприятие пространства останется прежним. По сути, некоторым образом это все же получилось выставочное пространство, просто не очень явное, не характерное, не музейного типа.

Дизайн вне времени – это самая удачная классификация объекта. Сможем поговорить, какими элементами, интерьерными деталями наполнен дом? Видел мрамор – использованы большие, я так понимаю, что фирме, которая выполняла заказ, было сложно. Можешь рассказать, кто подрядчик?

– Мрамор поставляла Каменная компания. Ребята – молодцы, справились со всеми нашими «хотелками»: мы долго их мучали на тему раскладки плит, подбора рисунка, наличия или отсутствия каких-то швов. Не дали им разложить мрамор ровной сеточкой: хотели от них большего, чем при какой-то раскладке.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Начинали с того, что фотографировали каждый слэп с конкретным рисунком, начинали с компоновки рисунка камней на полу, на стенке:  для того, чтобы понимать, что эффект, которого мы добьемся, действительно тот, которого мы хотим. И мы нарочно при раскладке бабочек из камня нарушали симметрию, добавляли элемент небрежности – для того, чтобы была симметрия, но не идеальная. Это дает ощущение легкого отношения к действительно прекрасному, натуральному, приятному материалу. Подчеркивает его неповторимость и отношение хозяев  к этому, показывает, что это не прямой узколобый педантизм: то есть, если линия на мраморе идет по стенке, значит, она должна продолжиться и на полу. Может, и должна, но не в данном случае: здесь мы носим смокинг от Versace, но делаем это слегка небрежно.  

В реконструкции было решение, которое принесло удовольствие? Возможно, лестница, которая обращает на себя внимание?

– Ты угадал. Это сложносочиненная лестница, которая стала центром этого интерьера. Изначально она была проще: другой конфигурации, бетонная, но мы решили привнести в современно спроектированное пространство некую металлическую лестницу, которая отсылает нас к французскими или английским промышленным объектам 40-х 50-х – вокзалы, заводы, которые обладают похожей производственной стилистикой. И мы рассудили, что такой крепкий элемент, как лестница, в этом доме не может быть опущен, проигнорирован или спрятан. Может, поэтому она специально чуть более видимая и чуть более значимая, чем нужно – сейчас говорю о своеобразном развороте маршей, ее видимости практически со всех точек дома и всех помещений. Наверное, она стала центральным формообразующим ядром, при этом не очень пафосным – не покрыта в два слоя мрамором, на ней нет золота. Она простая, интересная для ценителя.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Еще важными элементами являются золотистый латунный кубик барной стойки и круглый стол на шарообразной ножке. Сочетание простых геометрических форм – некоего прямоугольного параллелепипеда, шара и круглой плоскости сверху – меня тоже радует, тем более это сочетание прекрасно просматривается с верхних ракурсов – верхних промежуточных площадок. Шарик, кубик, плоскость – это заигрывание с формальной композицией, милой сердцу любого архитектора.

 

ДЕТАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО С ДОМОМ

На предварительных кадрах обратил внимание что в доме есть прекрасное спа.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

– Спа небольшое: здесь у нас есть парилка, которая работает не как хамам, а как сауна. Все чисто, аккуратно, рафинированно. И парение здесь такое же элегантное – без криков, воплей, обливания водой.

Эта зона вообще прекрасна! (речь идет о большой застекленной комнате с ванной посередине).

– Особенно зимой: снег, заснеженное сосны: на фоне этого лежать в ванной – просто идиллия. Дальше выход на остекленную террасу: даже если на улице средненькая погода, террасой все равно можно пользоваться.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Пойдем дальше.

– В лестнице есть тонкая незаметная подсветка для ходьбы ночью.

Тут еще интересное планировочное решение – как полуэтаж…

– Поскольку крыши острые (у дома очень высокий подъем угла ската), то перекрытия немного скачут для того, чтобы можно было использовать максимум высоты до ската крыши. Благодаря этому получилось одна комната на промежуточном уровне – даже не половина, а две трети. Получился полуэтаж, на котором отлично выделилась детская спальня для самого независимого ребенка.

Хозяйская спальня – единственная спальня, куда стоит зайти, невзирая на то, что это очень личное интимное пространство. Она классная, есть шикарное окно, своя ванная, гардеробная, более комфортной спальни давно не встречал.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

На кого рассчитан дом?

– Дом рассчитан на двоих взрослых, троих детей. По перепланировке менял размещение комнат, по количеству комнат – нет. Конфигурация, расположение – менялась логика комнат, добавлялись проемы в наружных стенах, несущих конструкциях – для более удобных планировочных связей, но сколько было заложено комнат, столько и получилось.

Удачно «промышленность» вписалась в интерьер…

– Она противоречит логике спальни и благодаря этому дает немного изюма. За перегородкой спрятана ванна. Она уже под скошенной кровлей, но благодаря этому над самой ванной есть прекрасные мансардные окна, в которые можно смотреть, лежа непосредственно в чаше. Из заранее оговоренных непрактичных решений – паркет в зоне ванной.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

ОПРОС

Красота или функциональность: что победит?

– Красота.

О чем ты мечтаешь в архитектуре, дизайне? Что хочешь сделать: космический корабль, воздушный шар, подводную лодку?

– Есть две темы, которые хотелось бы сделать на уровне «вау», чтобы осталось в памяти. Первая тема банальная – жилой дом, очень люблю делать жилые дома. Второе – бутик или шоурум. Не знаю почему, мне близки темы бутиково-торгово- выставочных пространств. Знаю, что архитекторы хотят спроектировать музей современного искусства. Это похожее, но более локальное и человечное. По смыслу приближено к частному жилому дому – тема нравится, но с отсутствующими ограничениями, присущими для жилого дома.

Интервью с архитектором Дмитрием Тельцовым

Назови три качества, чтобы быть хорошим архитектором.

– Первое – аналитический склад ума, который позволяет анализировать большое количество вводных, обрабатывать их и давать результат – способность работать с математикой, решать практические задачи. Второе – чувство вкуса и стиля: врожденное и приобретенное, человек не должен допускать вкусовых ошибок. Либо должен делать, но умышленно. Третье – нестандартное мышление: решать задачу не с той стороны, с какой подходит, а с обратной – справа, слева, снизу, подкопаться под нее.

Каменная компания STONE COMPANY
шоурум натурального камня
https://infokamen.by/

Салон дверей «2БОБРА»
двери и мебели
https://2bobra.by/

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии