«Обстановка» встретилась с семейным тандемом дизайнеров, узнала их творческий путь, обсудила плюсы и минусы работы в тандеме, совместно с героями детально изучила объект, который реконструировали Алесь и Вероника.
Генеральный партнер интервью - компания MEGAFORT
Мебель
г. Минск, ул. Богдановича, 120
+375296494080
instagram: megafort.mebelПаркет, двери
г. Минск, ул. 2я Шестая линия,11
+375297684080
instagram: megafort.parquet.doorsОсвещение
г. Минск, Кузьмы Чорного, 11
instagram: megafort.light
Партнер интервью cалон плитки и сантехники FSN Galleryг. Минск, ул. М.Богдановича, 108
+375291111176
instagram: fsn_gallery
Партнер интервью салон итальянских красок и штукатурок - Декор-центр OIKOSг. Минск, ул. Репина, 4
+375296321029
instagram: oikos_minsk
– Давно хотели спросить, как вообще работается в семейном тандеме? Вы изначально распределяете роли или это в процессе происходит?
Алесь: – Семейный тандем – это определенная фишка нашей студии. Принято считать, что мужская точка зрения – более техническая, основательная и уверенная позиция, а женский взгляд на происходящее – другой, более «мягкий». На самом деле не всегда так оказывается в жизни, что именно мужчина владеет технической частью, а женщина отвечает за уют, красоту, декорирование. На всех стадиях проект прорабатывается двумя людьми, и фишка семейного тандема в том, что во время совместной проработки мы уже вырабатываем и отсеиваем большое количество решений, которые просто даем друг другу на проверку. Благодаря этому есть check point, проверочный результат, который проходит проверку двух дизайнеров. Клиентам, в принципе, нравится что решение выработано не одним дизайнером, а двумя. Если это превращать в акцию, получается «Бери два по цене одного» (смеется).
– В любом деле должен быть лидер. Вы это лидерство друг другу передаете? Расскажите, как вы этот «орден» делите…
Вероника: – Мы делим обязанности исходя из того, что кому-то нравится одно, кому-то – другое. Например, когда получаем проект, планировки делаю только я, для меня это удовольствие – словно решить очередную задачку со звездочкой. Иногда бывают очень сложные планировки, и когда появляются какие-то варианты или сомнения, мы, конечно, обсуждаем, пробуем, после чего рождается что-то новое. На встречу с заказчиком идем, имея несколько модификаций, хотя клиенту практически не из чего выбирать, в основной версии планировка уже идеальная. После планировки я приступаю к моделированию в SketchUp.
У Алеся очень сильная сторона – креатив, творчество. У меня более рациональный ум – все разложить по полочкам, линии должны сходиться и т.д.. Например, Алесь очень активно включается на этапе подбора материалов, когда надо собрать коллаж. Алесь находит сочетания, совершенно другие материалы – и получается безумно красивый коллаж, который мы впоследствии используем в проекте.
– Получается, что Вероника делает скелет, а ты «шьешь платье»?
Алесь: – Похоже на правду, но где-то подпорные моменты скелета выстраиваем совместно. Бывает какая-то зашоренность одного решения и конструктивная критика друг друга… У нас же бывает другой момент: стоим на объекте, ругаемся, и заказчики поднимают лапки кверху, говорят: «Принимаем любое ваше решение, только не ругайтесь».
Вероника: – В принципе, есть еще один отличный пример, доказывающий преимущество семейного дуэта в проекте… В основном наши заказчики – тоже семейные пары, иногда происходит противовес мнений, когда двое против двоих. Не когда тебя подавляют своим мнением, не когда ты сопротивляешься двум мнениям или кому-то одному. У нас некий баланс: все выслушивают друг друга и мужчина больше прислушивается к мужчине, женщина – к женщине, и получается баланс.
ЗНАКОМСТВО С ДОМОМ. КАБИНЕТ ХОЗЯИНА
– А это, как я понимаю, кабинет хозяина дома…
Алесь: – На месте этого кабинета был гараж, от которого мы с клиентами отказались в пользу технических помещений – и одно из этих помещений дало нам возможность сделать личный кабинет хозяина. Это приватное пространство, которое позволяет ему сфокусироваться, поработать и в то же отдохнуть от работы, уединиться, найти душевный баланс. Поэтому у нас тут есть и зона релакса, при создании которой приняли интересное решение – поставили топчан. Сюда невозможно было интегрировать какой-то большой диван, но в то же время хотелось, чтобы человек не только работал, но и мог прилечь, отдохнуть.
– Это фабрика Cierre?
Алесь: – Да, это Cierre. У топчана специальная отделка из плотной кожи, к тому же долго выбирали цвет, чтобы перекликался с цветом дерева, цветом выветренной тосканской кожи.
– Интересное решение и по рабочему столу, где одной из подпор является камень…
Алесь: – Мы «украли» этот камень у нашего ландшафтного дизайнера. Когда увидели эти валуны, которые она привезла для ландшафта, поняли, что наша концепция дома – впустить в дом природу. И для нас стало определенным триггером закатить камень в дом, чтобы из окна открывался вид на псевдояпонский сад. Мы вообще называем его белорусским, потому что там есть и березка.
Камень, который использовали в кабинете, – замечательный, с красноватыми отливами, к тому же отлично подходил по высоте. Нога стола со стороны входа сделана прозрачной, чтобы хорошо был виден и этот камень, и камни в саду.
Мы сделали своеобразный обмен, когда у нас есть камень в кабинете и есть камни, которые в ландшафте – мы очень гордимся этим решением.
– Обращает внимание на себя и офисное кресло…
Алесь: – Хотел бы отметить, что это тоже фабрика Cierre: такой замечательный рабочий стул нам скомплектовала компания «Мегафорт». Сейчас очень много китайских стульев, а у заказчика был принцип – укомплектоваться хорошими фабриками с именем. Стул не кожаный, не «потеет» спинка, он вентилируется, за счет натяжения ткани сделан надежно и удобно – классное решение. Обычно берут стандартные офисные стулья, очень сложно найти подходящий объект дизайна. Есть или геймерские стулья с вычурными формами, подголовниками огромными либо такая очень офисная история.
– Объединенное с улицей пространство впечатляет.
Алесь: – Да, ты не живешь в одном кабинете, ты еще захватываешь собственную террасу, на которую всегда можешь выйти, подумать. Всегда можешь смотреть в окно, которое на всю стену. Считаю, что это одно из укромных мест для заказчика, такой собственный уголок.
ИНТЕРВЬЮ
– Знаем, что Алесь начинал с графического дизайна…
Алесь: – С промышленного. Поясню: в то время кафедра в Академии искусств называлась кафедрой промышленного искусства. И графический дизайн вместе с промышленным были одной кафедрой, одним направлением специальности. А уже дальше произошло деление.
– Как вы вышли на архитектуру, на интерьер?
Вероника: – Это интересная история (смеется). Мы познакомились с Алесем, будучи одногруппниками в Академии искусств. Я училась на бытовом дизайне, а Алесь – на промышленном транспорте. У нас все занятия проходили в одной аудитории, мы считались одной группой, просто в дипломе потом шло разделение – транспорт и быт. В принципе, очень довольна, что туда попала, познакомившись и с очень интересными преподавателями, и наши одногруппники все на самом деле творческие люди, известные.
Как мы вышли на интерьер? Я всю жизнь моделировала, мне интерьеры с детства нравились. У меня была тетрадка, где все было расчерчено – квартирки, бумажные куколки, и я мысленно проживала быт этих куколок. И когда в девятом классе стоял вопрос, куда я буду поступать, меня родители пытались склонить в пользу популярных на то время профессий – бухгалтерия, экономика, у меня с математикой было хорошо.
Когда я заканчивала девятый класс, в архитектурно-строительном колледже открылся новый факультет – дизайн, это был второй набор. Поняла, что туда хочу. Поступаю, учусь там четыре года, после окончания колледжа поступаю в Академию искусств, хотя изначально еще рассматривала архитектуру в БНТУ. Но меня почему-то очень поразила Академия: мы как-то ходили туда на просмотры, для меня это была определенная ступенька, и я поняла – нужно было поступать туда. Несмотря на то, что тогда для меня это казалось чем-то недосягаемым: я видела уровень живописи, проектов, которые там выставлялись. Но в итоге решилась – там мы с Алесем и познакомились.
Интересно, что в академии было отделение интерьеров, но я туда не захотела идти. И слава богу, потому что во время учебы на объемном дизайне нам давали работу с масштабом, эргономикой, материалами – у нас была пластика, мы очень много лепили. Сейчас, имея за плечами техническую базу, мы очень хорошо разбираемся в материалах, их свойствах.
Алесь: – Спроси, например, у интерьерщика, что такое вакуум формовка…
Вероника: – Да. Или спроси каким способом был получен стол: интерьерщик поплывет в этом вопросе, а у нас была очень хорошая база.
А теперь о том, как мы начали работать с интерьерами. Где-то в душе этого хотелось, но когда ты на третьем курсе, об этом не думаешь: учишься от сессии к сессии. У нас тогда была реконструкция корпуса, я иду от здания к зданию и думаю: «Вот бы такой интерьер сделать!» Очень хотелось какого-то масштаба. И тут мысли материализовались: меня окликнул какой-то мужчина, который искал кафедру интерьеров. Он спросил, как пройти к заведующему, а потом спросил, на кого я учусь. Я сказала, что на дизайнера, на что он ответил: «О, мне дизайнеры и нужны. Мне дали задание найти дизайнера интерьера кафе. Вот вам визитка: приходите, мы вам всё расскажем».
Он даже не дошёл до этой арки, вручил мне визитку и уехал. Я прихожу на пару, говорю: «Алесь, слушай, какой-то мужчина дал визитку и сказал подъехать». Было очень интересно: стартовый для нас проект – маленькое кафе в торговом центре «Столица», сто квадратов.
Алесь: – В то время это был первый подземный центр, в который можно было попасть фактически не выходя из метро. Это было очень удобно, и он пользовался большой популярностью.
Вероника: – И вот я говорю: «Давай съездим на встречу, пообщаемся, посмотрим, что к чему». Честно говоря, я очень горжусь тем, что у нас получилось: был смелый классный проект, кафе называлось «Попурри». К тому же это один из наших первых проектов, за который мы потом по факту получили большую зарплату. Потом познакомились с ребятами строителями – и понеслось. К диплому на пятом курсе мы уже имели в портфолио два коттеджа – один в Валерьяново, другой – тоже недалеко от Минска. Это было очень классный опыт. И вот так трудимся, не прерываясь, с 2006 года – вот это кафе стало отправной точкой, с которой мы начали путь.
ВТОРОЙ ЭТАЖ
– Вероника, мы на втором этаже. Ты говорила, что это а-ля спальня или детская комната…
Вероника: – Да, у заказчиков один ребенок в семье, и он еще совсем маленький – три года. Тоже имея опыт материнства, я прекрасно понимаю, что время бежит очень быстро, и мы эту комнату оставили сразу «на вырост». Потому что, как правило, до школьного возраста бывает такая ситуация, что ребенок болеет или ему страшно – и ты часть времени и ночей проводишь рядом с ребенком, на кровати. И очень важно, чтобы высыпался не только ребенок, но и мама. Поэтому эту комнату мы отдали под спальню – уже «на вырост»: там остались намеки на детскую, но в целом это уже полноценная спальня почти взрослого человека. Тут мы разместили большую двуспальную кровать и кресло, чтобы можно было почитать книжку перед сном, пока ребенок засыпает.
– Пол, кстати, подобрали очень хорошо…
Вероника: – Да, в проекте у нас используется паркет Foglie D’Oro – это итальянская фабрика. Нам понравился оттенок – он необычный, кофейный. Причем здесь очень практичная поверхность – матовый лак.
– Просыпаться в этой комнате безумно классно – такой вид, шикарное окно…
Вероника: – Это одна из наших гордостей. Алесь рассказывал, что мы первым этапом демонтировали оконные проемы, которые были непростительно маленькими. Это странное решение от предыдущего архитектора – сразу было понятно, что он не был на объекте. Он не видел потенциал участка, где летом вокруг зелень, и, конечно, это хотелось интегрировать в спальню – и поэтому мы расширили проем от стенки до стенки. Просыпаться с таким видом – одно удовольствие, полное ощущение нахождения в лесу. Здесь пение птиц по утрам, сюда, кстати, дикие животные приходили, пока мы строили дом. Это действительно участок с безумным потенциалом.
ИНТЕРВЬЮ
– Алесь, а как ты пришел в профессию?
Алесь: – Как-то подсчитал, что мой творческий путь включает 17,5 лет обучения творческим профессиям. Это тянется с пятого класса: у меня бабушка работала в свое время в образовании, она была знакома практически со всеми художниками города Минска. Раньше особых подарков не было, и когда художники шли в гости, они брали какую-то маленькую картину – ими потом у нас весь дом был завешен.
В какое-то время у меня мама подрабатывала натурщицей. Она приходила, садилась – и вот три часа студенты ее рисовали. А куда меня было деть? Взять с собой – вот я и оказался в этой среде. А чтобы меня занять, мне давали акварельные краски. У тебя обычно шесть цветов, а тут профессиональный набор из 24 цветов, а то и больше. Конечно, был большой интерес увидеть, как это всё на холсте растекается. В пятом классе я уже пошел в колледж Ахремчика: колледж очень сильно влияет, формирует творческую личность. А по его окончании была другая дилемма: уходить всё-таки в живопись, которая легко давалась и была понятна с детства, или попробовать какую-то новую профессию.
– Есть много случаев, когда человек мечтал поступить в театрально-художественный институт, но не проходил и в результате становился хорошим архитектором.
Алесь: – Это был момент выбора, поскольку, помимо живописи, у меня уже был порыв к исследовательской деятельности. У меня достаточно хорошо получалось – и с рефератами, и с научными исследованиями. Что касается живописи, я просто представил, как всю жизнь по 12 часов в день находится в мастерской, нюхать скипидар, масляные краски. Я уже в колледже этим наелся, хотелось попробовать что-то новое. Раньше проводились профессиональные консультации, я пришел на живопись, посмотрел на этих ребят, думаю: «Нет, мне все-таки хочется какой-то другой вектор выбрать». Естественно, среди всех были замечательные преподаватели, которых я ценю и очень уважаю. И заслуженный художник Толстик сказал мне: «В живопись ты всегда вернешься, сходи на дизайн, может тебе понравится».
Я пошел на дизайн, и мне действительно понравилось: меня впечатлило то, что люди работают с формой. Это объемные предметы, а мы все время в плоскости рисовали. Я понял, что у меня объемно-пространственное видение превалирует, и я пошел на курсы подготовки – попал на композицию, графический дизайн. И вот я там долбаю эти плоские композиции, думаю: «Нет, все-таки графический дизайн не для меня, я хотел объемный». И пошел на другие курсы. С того момента я уже понимаю, что действительно мне нравится объемный дизайн. Я хочу заниматься объектами, какими-то пространственными вещами, конкретными, а не графикой на листе.
Вероника: – Так как мы заканчивали предметный дизайн и дизайн транспорта, очень щепетильно относимся к авторскому праву. Например, были задания: сделать детскую игрушку или стул разработать. Никогда не было мысли взять работу известного какого-то дизайнера, или где-то подсмотреть картинку – и сделать что-то похожее. Это у нас под запретом: в своих проектах мы не используем реплики, мы очень уважаем труд дизайнера, который это всё создавал. Потому что очень тяжело придумать стул, чтобы он вообще не был похож на уже готовое изделие. Мы работаем с бюджетом и понимаем, что незаменимого ничего не может быть: не можешь позволить эту фабрику – сейчас есть много других фабрик, скандинавских, либо пытайся сделать самостоятельно. В наших первых проектах мы, кстати, делали светильники, светящиеся столы. Проходили это от эскиза до реализации, поэтому никогда не копируем в проектах – только оригинал.
Алесь: – У нас вообще была такая фишка, что каждый объект должен быть уникальным, с какой-то зоной, авторским акцентом. Хотелось бы приложить руку не только к визуализации картинки, а всё-таки заложить какую-то интересную историю.
ВАННАЯ КОМНАТА
– Вероника, мы попали в хозяйскую ванную, но ванну здесь не видим.
Вероника: – Это большой гостевой узел, который находится между комнатами. .
– У хозяйки были какие-то определенные требования к мокрой зоне?
Вероника: – Да, пожелания были в общем-то ко всему дому – практичность и лаконичность. Поэтому из плитки, которая у нас использовалась на стенах, мы сделали умывальник. Керамогранит итальянского производства имеет такую фактуру, как ткани (вроде – бетон, а вроде – тиснение), мы сделали умывальник по нашему эскизу. Плиточник, который здесь работал, всё сделал – с трапом, полочкой для средств. А широкоформатный керамогранит другого производства использовали в отделке окон, на террасе. Мы сделали из него выдвижной ящик для хранения.
ИНТЕРВЬЮ
– Алесь, ты еще и преподаешь, у тебя своя школа дизайна…
Алесь: – У нас не школа, у нас академия. Я уже в преподавании более 10 лет, еще и десять лет отработал заведующим кафедрой, на которой учился, закончил магистратуру, аспирантуру, прошел две глобальные итерации, когда у нас полностью менялись стандарты, планы, образовательные направления и направление специальности – это тоже большая школа. Когда ты смотришь не только с точки зрения программ, методик, а когда в глобальном смысле раскладываешь, как тетрис, все дисциплины, видишь всю сквозную линию. На самом деле проектирование учебного процесса – это очень сложная история, а наша кафедра славится своей методикой. Многие не знают, но кафедре промышленного дизайна уже более 50 лет. Получается, столько лет школе белорусского дизайна.
– Благодаря семейному тандему, получается, Алесь, ты успеваешь и преподавать, и общественную нагрузку несешь…
Алесь: – Вероника рассказала, как она корпит над всеми мелочами. А я уже глобально потом подключаюсь ко всем процессам. Что касается общественных вопросов, я всегда достаточно активно высказываю позицию в Союзе дизайнеров. Я член Союза дизайнеров, итальянской ассоциации. Общественная деятельность дает широкий кругозор, постоянное общение с людьми приносит определенные плоды. К тому же когда ты тянешь 3-5 объектов, коммуницируешь со студентами, с коллегами, учишься быстро накидывать идеи и формулировать мысли. Поэтому абсолютно не удивительно, когда ты приходишь на первую встречу к заказчику, тебе достаточно 15 минут, чтобы убедить человека, что всё будет ок.
Недавно мы делали совместный павильон для двух клиентов, которые между собой не были знакомы. Я приехал на встречу от студентов, немного взъерошенный, начал показывать эскизы. Оба клиента одобрили идею, дали добро, а потом я ухожу на месяц, моделирую сам себе, думаю, что какие классные клиенты: никто не дергает, ничего не происходит. А потом звонок: «Мы вас уже месяц не видели, мы ничего не успеем, будем сейчас от вас отказываться». Я договариваюсь на вторую встречу, уже там показываю, что есть готовый павильон, всё идет по плану. Потом они спрашивают, как выбирать подрядчиков, я их успокаиваю,что всё уже выбрано. В итоге договорились, что они придут уже на готовый объект. Я рассказал эту историю, чтобы подтвердить, что первая встреча на 15 минут и способность убедить по первым эскиза – это, наверное, вырабатывается, когда у тебя есть опыт коллективной работы.
СПАЛЬНЯ
– На вашем современном языке – это мастер-сьют, а по факту – это комната, в которой куется самая счастливая белорусская семья.
Алесь: – Основной принцип этого сьюта – создать уют. Видна лепная стенка, которая с первого этажа поднимается на второй, – проросла до самого верха. Всё необходимое здесь есть, это фактически единый жилой блок, из которого можно не уходить.
– Здесь тоже видим продукцию фабрики Cierre…
– Алесь: – Да, фабрика Cierre. Особенность этой кровати – специально сделанная складка, узнаваемый простроченный элемент. И вот за счет этого простого решения она имеет свою индивидуальность. Грубо говоря, есть такой термин в архитектуре: не можешь спрятать – подчеркни. Вот если у тебя есть складка, давайте сделаем полностью всё из складок.
ИНТЕРВЬЮ
Вероника: – Это один из последних наших долгосрочных проектов, последние два года нашей жизни – мы жили этим проектом. Сейчас мы находимся в свеженьком интерьере…
– В котором, возможно, недостаточно какого-то искусства – картин, например.
Вероника: – Мы эту историю оставили на потом, потому что люди хотят пожить, присмотреться. Мы привозили часть работ: что-то откликнулось у заказчиков, что-то нет. В принципе, всем хотелось выдохнуть немного после всей этой стройки.
Алесь: – Мы за такую концепцию, как у японцев: ничего лишнего с одной стороны, с другой стороны – где дорожка протопталась, там надо укрепить,утрамбовать – и дальше оно само собой как бы вырисовывается. Мы вот за такой видение, но на это нужно очень большое количество времени. Понятно, что это так быстро не делается. И объект, в принципе, не простой оказался. Ты приезжаешь – разруха, что-то стоит, заказчики сами не знают, что с этим делать. И тогда действительно появляются уже идеи, маршруты, вот эти тропинки, про которые я говорил и которые уже ведут к конечному результату.
Вероника: – Тут вообще очень интересная история. Дом делался с пожеланием, что тут должны жить коты.
Алесь: – Семь котов – и ни один не должен пострадать, потому что он ничего не должен поцарапать (смеется). Это было одно из главных условий. Это тот случай, когда заказчики говорят напрямую: «Ребята, всё, конечно хорошо – картинки, прочее. Но нужен максимально практичный дом, практичные поверхности, всё в камне, ничего не должно убиваться, – вот это мы хотим».
На примере стен расскажу про уровень проработки запросов клиента. Было пожелание, что во всем доме должны быть одни и те же материалы. Заказчица говорит: «Я хочу, чтобы весь дом был лаконичным». А для нас это бальзам на душу.
Хочу сказать, что мы определенное время вообще не использовали декоративную штукатурку, декоративные какие-то лепнины. Для нас это вообще казалось каким-то другим миром. До определенного какого-то этапа мы хотели в этом минимуме найти теплоту, какую-то отдачу и, естественно, решились на эти декоративные материалы и начали выбирать. Нам предложили несколько: один нам показался слишком грубым, но он был самый стойкий.
– Это было в рамках одного бренда?
Алесь: – Да, это компания Oikos, на сегодня один из лидеров рынка декоративных штукатурок, отделочных материалов. Радует, что они двигаются в тренде. Мы обратились в компанию и начали разбираться по материалам: был более стойкий, но более грубый вариант, был средний и был еще один вариант, который можно было закреплять поверх специальными эпоксидными составами. И как вы думаете, какой вариант мы выбрали? Смогли убедить заказчицу не на самой стойкий и грубый, нам понравилась другая фактура – дышащий паропроницаемый вариант, у него нет никаких глянцев зернышек, какого-то песка. Выбор пал на фактуру Marmorino Fine: это очень интересный материал, создающий практически венецианские поверхности, на которые раньше мы никогда не посмотрели бы. Компания предложила специальную пропитку: так как это штукатурка на основе известняка, она покрывается практически невидимым матовым лаком.Нам сказали, что штукатурка со временем просто каменеет, застывает. Это нас подкупило.
Цвет – это вообще отдельная история. Когда мы выкладывали образцы, заказчица еще добавила вариантов. И получилось бесконечное множество серых оттенков: в этой серии, кстати, тысяча колеровок цветов. Самое интересное, что был выбран цвет, который называется «Божественное ничто». Мне объяснили, что материал сам по себе – какой он есть: как мажет, какой цвет дает, как его сохраняет. Я думаю: «Вот столько много времени выбирали цвет, а природный материал сам по себе хороший, красивый». У нас даже была одна история, когда штукатурили «Родбантом» – и мы всю квартиру оставили в этой штукатурке, только нашли закрепляющие составы. Строители даже не знали, что сделали практически шедевральные стены, которые нам нужны были для этого проекта.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
Алесь: – Одним из интересных условий было, чтобы при выходе из спальни был балкон, без какой-то большой террасы. Есть комната, из которой можно выйти на улицу, посидеть – это главный принцип загородного дома. После душа ты выходишь в халатике на этот балкончик, который, кстати, тоже появился в результате реконструкции второго этажа.
– Интересна душевая кабина.
Алесь: – Душевую кабину делали по индивидуальному проекту. Здесь у нас есть дверка, как это называется – палочка и кружочек: когда их сдвигаешь – они соединяются. Вот это не ручка, а полотенцедержатель, на который вешается сразу полотенце.
ИНТЕРВЬЮ
– Еще один материал, объединяющий весь первый этаж, – это напольное покрытие, которое перетекает во все комнаты. Как вы пришли керамограниту, где покупали?
Вероника: – Когда мы проектируем интерьеры, я люблю использовать не больше трех цветов – у меня всегда есть темный, светлый и средний тон. Пол должен был быть средним тоном – лаконичным, но не монотонным, не скучным. Очень красивая плитка компании Lea Ceramiche – это итальянский бренд, как раз была новинка на 2022 год. То есть буквально только вышла из печи, попала на склад – и уже лежала у нас на объекте. В этой коллекции у нас присутствует и «улица». Это стало для нас классным решением, что мы могли выйти из дома на улицу с одинаковым рисунком, и формат для улицы очень подходящий был – 60 x 120. То есть изначально мы пришли с одним запросом, а в итоге подбирали плитку под всё остальное – у нас уже был цвет кухни, цвет панели.
Алесь: – Еще когда на улице дождь, есть антискольжение – оно действительно работает. Это класс r11 – специальный, который закладывается для уличных пространств. Он на все 100% себя отрабатывает и моется легко. Вот это интересно.
– Кто вам помог с выбором плитки?
Вероника: – Компания FSN Gallery. У них был представлен этот бренд, и менеджер Наталья очень хорошо нам помогла.
Алесь: – Она как раз нам и рассказала про единую концепцию фабрики, которая может быть в разных видах этой плитки. Это очень ценно, когда в компании находится менеджер, который тебе не товар продает, а дает решение твоей проблемы.
– Как вы выбирали мебель?
Вероника: – Корпусную мебель мы проектируем сами – давно уже отказались от модульной системы кухонь. Лет 10 назад нам неудачно скомплектовали кухню, пришлось потом все равно привлекать своих мебельщиков, допиливать. Сейчас ситуация другая: корпусная мебель европейских производителей – это тоже прекрасно, но почему-то мы там все равно зажаты в определенных рамках, на модулях: либо так, либо по-другому. А мы подходим индивидуально к проекту, тем более сейчас есть достойные производители, которые по нашим эскизам по нашим эскизам производят продукцию.
Что касательно мягкой мебели, тут, к сожалению, наши производители грешат тем, что копируют. А мы уже сказали про наши принципы работы – мы не используем реплики. Фабрик много, но больше всего поражает то, что копия стоит там на 10% дешевле, чем оригинал, – многие об этом не знают. Но если задаться объективными просчетами одного и того же дивана, то при разнице в 10% думаешь, платить ли за реплику, которых пруд пруди. Хотя белорусские дизайнеры, как я считаю, могут с привлечением подрядчиков спроектировать свой диван, свою кровать, свои столики. Для этого сейчас есть почва, и многие начинают наконец задумываться об этом.
А в данном проекте клиентам очень хотелось итальянскую мебель, поэтому мы рассматривали разные фабрики. Это тоже был запрос, как с единым отделочным материалом по дому: должна быть одна фабрика, у которой есть стул барный, стул полубарный, стул раскладной, диван... И тогда ты уже сужаешь круг требований, переходишь к выбору двух-трех фабрик. Потом только вопрос работы над бюджетом и над дизайном.
Алесь: – У хозяйки было пожелание использовать антикоготочный материал. На сегодняшний момент нынешняя модная рогожка – это рай для котов. А хозяйка поддержала нашу идею и говорит: «Мы не делаем то, что в тренде, мы делаем общую лаконичную концепцию». Это тоже очень импонирует, потому что ты действительно делаешь целостный и гармоничный интерьер, вне времени.
Вероника: – Еще когда я изучала эту фабрику (Cierre), просто испытывала восторг, как они привлекают известных архитекторов и дизайнеров для создания того или иного кресла либо дивана. И когда ты видишь, с каким трепетом дизайнер презентует модель своего дивана, еще больше проникаешься философией фабрики. Поэтому выбор у нас был очевиден с точки зрения возможностей, практичности, новизны и имени.
Алесь: – Хочу добавить, что когда идет комплектация большого объекта именно одной фабрикой, очень важным моментом было вживую потрогать мебель – и компания предоставила возможность потрогать, пощупать. К тому же все менеджеры этой компании могли дать достоверную информацию, потому что ездят на выставки. В принципе, мы тоже каждый год посещаем выставку в Милане и в этот раз даже сравнили выбранные нами варианты с новыми моделями. Хочу дополнить, что фабрика Cierre, которую мы выбрали, это не фабрика с двухсотлетней историей, как мы привыкли слышать про итальянские бренды. Это современный подход. Фабрику основали во второй половине 1960-х, она делала лучшую кожу для известных брендов-мастодонтов – Baxter, других брендов. Они вобрали в себя все знания крупных брендов, аккумулировали все современные технологии и выдали классный продукт за очень хорошую цену. И это стало, наверное, ключевым моментом: ты не переплачиваешь за бренд, получая оригинал, над которым работал дизайнер.
– Компания «Мегафорт» как поставщик очень четко отработала…
Алесь: – Знаете, как это: «Дайте еще две». (смеется) Когда скомплектовались, хотелось купить что-то еще этой фабрики.
ГАРДЕРОБНАЯ
Алесь: – Мы сейчас находимся в еще одной части этого сьюта – это огромная гардеробная: с окном, естественным светом, где можно спокойно разложить все свои вещи. Всем хватит пространства – мужская часть, женская, всем отведено поровну – это очень функциональная история. Ну и за мной очень классный элемент, которым тоже гордимся: на базе двери разработано такое селфи-зеркало. Здесь врезана специальная дополнительная подсветка, амальгама, как в примерочной.
ИНТЕРВЬЮ
– Еще мы хотели узнать про стенку: какой материал, как сделано, может, есть секрет какой?
Вероника: – Хотелось интерьеру придать какой-то брутальности, и это, кстати, был запрос хозяйки. Нам повезло, у нее очень высокая насмотренность, и поэтому было очень легко: в какой-то момент ты уже идешь за клиентом – не диктуешь, а прислушиваешься. Ты сначала сопротивляешься, потом видишь, что решение было принято верное.
Алесь: – Если посмотреть на планировку, то эти стены как бы пронизывают дом сквозным элементом, он [дом] полностью отделан со всех сторон. Хочу добавить пару слов именно про выбор фактуры: на сегодняшний момент мы действительно много пробовали разных «скал», освоили эту технику. Это очень популярная история, которая немного набила оскомину. По подбору работали с заказчицей и декоративщиком, к которому у нас было полное доверие. И когда мы начали нащупывать почву, стали понимать, что это уже не «скала», это уже какая-то пластическая масса – из глины, чего-то еще. И тогда в шутку я назвал эту стенку копанкой: в белорусской деревне выкапывали «саженку», и на месте, где копают, получается срез землистый, а поскольку почва болотистая, вода близко, то и цвет соответствующий – черный, брутальный. Нам всем настолько понравилось, что захотелось еще больше такой фактуры. Декоративщик еще предложил покрыть краской, чтобы сделать ее бархатистой.
Вероника: – Хочется сказать спасибо клиентам: у нас же не было привычной фото- 3D визуализации – это, кстати, один из наших принципов, потому что когда ты делаешь 3D визуализацию, человек уже «живет» в этом проекте. И когда реконструкция затягивается, ему уже надоело, он хочет чего-то нового. Поэтому мы стараемся не делать 3D результатов, поскольку всё происходит здесь и сейчас: что-то меняется, подбирается, импровизируется. И клиенты шли за нами, а мы – с ними, и декоративщик тоже говорил: «Я не знаю, что получится». Он тоже экспериментировал, потом, конечно, сказал что «меня уже тошнит от этой “скалы”, я устал» – и уехал отдыхать (смеется).
ИНТЕРВЬЮ НА УЛИЦЕ
– Этот дом претерпел много реконструкций, хотелось, чтобы вы вкратце про них рассказали.
Алесь: – Это четвертая реконструкция. Изначально был объем с двумя окнами, в правой стороне по линии балкона была линия гаража – не навеса, а именно здания. В дальнейшем потом уже вторая, третья реконструкции: появились роги от дома, которые имитировали навес террасы. Это были просто две линии, два бетонных «прилива», то есть поверхности самой террасы не было. Появились инженерные «клюшки» – мы их объединили в единую композицию фасадного навеса, а имеющееся стекло не давало затенять террасу. Потому что если закрыть ее крышей, половину света в доме мы автоматически не увидим. Это, кстати очень такая длительная история, почему она серенькая, зачем надо было покрывать аквапанелями. Мы долго смотрели выбирали разные эпоксидные материалы и прочее. И потом пришли на самом деле к достаточно простому материалу – декоративной штукатурке, а особенность ее в том, что она очень эластичная.
В ДОМЕ
– Применительно к этому объекту хотелось бы узнать о топ-3 решений, которыми вы гордитесь. Что вам понравилось в реализации?
Вероника: – Мне понравились доверие, команда, с которой мы работали: начиная от заказчиков, заканчивая строителями, всеми подрядчиками. Это была слаженная команда, интересная работа, потому что здесь было очень много для нас применено новых приемов. Я горжусь, что удалось сохранить атмосферу, единство – мы находили компромиссы в борьбе за какие-то решения. Я довольна результатом, каким он получился. Это необычный дом, он в нашем стиле, но он отличается от других проектов – таких мы еще не делали.
Понравилась еще широкоформатная плитка, керамогранит, который мы применяли на окнах, в облицовке оформления окон – это практично и удобно мыть, это эффектно выглядит.
По факту здесь нет ничего, что тебя раздражает и на что бы ты сказал: «Я больше так делать не буду». В целом мы очень довольны и гордимся результатом: огромными зеркалами, гардеробными, сохранением удачной планировки, организацией террасы, решением по фасаду. У нас есть папочка «Фасад»: я смотрю первые решения и последние и понимаю – да, вот сейчас фасад действительно получился.
Алесь: – Важный момент, про который говорила Вероника, – это доверие заказчика. Я очень рад, что заказчики прислушались: у нас был переломный момент с окнами, когда мы предложили не зажимать пространство в рамки и поставить окна «от стенки до стенки». И я горжусь тем, что заказчик нас услышал – и это действительно привело к классному результату. Были бы другие окна, может быть, интерьер не был бы таким. Очень важно было впустить природу в дом – вообще ради этого и делается загородный дом.
– У вас есть проект мечты?
Алесь: – Любого архитектора признают, когда он проектирует знаковые объекты: какие-то национальные павильоны, музеи, где максимальный уровень традиций, инноваций. Это то, что оставляет после себя след, но у нас еще не тот возраст, чтобы подходить настолько философски к этой мечте (смеется).
Вторая крайность, которая говорит о масштабе мысли, – создать знаковый микрообъект, который расходится по миру миллиардным тиражом. Можно большой собор спроектировать, а можно – маленькую булавочку, которая будет узнаваема на весь мир. Поэтому масштаб не имеет значения.
В проекте использовались материалы от компаний Мегафорт, FSN Gallery, Декор-центр OIKOS
Мегафорт
Салоны мебели, паркета, дверей, освещения.
https://megafort.by/
FSN Gallery
Cалон плитки и сантехники
http://www.fsn.by/
Декор-центр OIKOS
Cалон итальянских красок и штукатурок
https://oikosminsk.by/