Как использовать цвет и форму в интерьере

Cупрематическая квартира. Дизайнеры: Анна и Станислав Макеевы
413 Просм.

Вы пробовали на большой стене «растворить» маленькую картину? Или, наоборот, в небольшой комнате повесить огромный светильник? А, может, рискнули бы поменять внешность под стать новому интерьеру вашей квартиры или дома? 

В дизайне интерьера возможно все. Когда мы попросили участников нашего круглого стола высказаться по теме «цвет и форма в интерьере», выслушав ответы, поняли главное правило: а правил-то никаких нет! Есть дизайнерский опыт и интуиция, полет фантазии и желание сделать что-то новое, нестандартное… 

участники интервью

В дискуссии приняли участие: архитектор, дизайнер Михаил Курносов,  архитектор, дизайнер Анна Макеева, дизайнер  Вера Прохорова.

– «Правило трех» (цвет, форма и размер), которое называют основным в интерьере, напоминает шахматную партию: есть много дебютных вариантов и продолжений для успешной реализации задуманного. Каких советов вы рекомендуете придерживаться при использовании этого правила? 

Анна Макеева: – Данное правило – скорее методичка для начинающих: больше относится к декорированию комнат и работе фотостилиста. Оно помогает неопытным дизайнерам найти точку опоры и систематизировать предметы в интерьере. Но как только дизайнер приобретает опыт, он все свободней относится к этому правилу, поскольку в силу вступают более тонкие связи и взаимодействия. Становятся важны баланс и гармония, и от таланта дизайнера зависит, получится ли интерьер.

Михаил Курносов: – С точки зрения общей гармонизации интерьера важно придерживаться трех аспектов: соподчиненность, целостность и равновесие. Соподчиненность отвечает за формально-пластическую и смысловую взаимо связь объектов, равновесие работает на визуальный контакт со зрителем через «аванпростраства» и видовые точки, а целостность достигается общими концептуально-пластическими и формально-художественными приемами в построении глубинно-пространственной структуры. Тем самым достигается единство общей композиционной структуры.

Светильник ZYR, Zapazuha. Дизайн: Михаил Курносов

Светильник ZYR, Zapazuha. Дизайн: Михаил Курносов

Вера Прохорова: – Если речь идет про новичка или человека, который решил самостоятельно преобразить свой интерьер, то пусть почитает это правило и следует прописным истинам: не используйте кратное количество предметов, цветов и т. д. Отталкивайтесь от базы, поскольку отсутствие опыта не позволит экспериментировать и при этом получить высокий результат. Профессионал же всегда будет отталкиваться от помещения – пространства, которое имеем. Далее идет техзадание, поскольку в дизайне функция является основополагающей: не может быть дизайн ради дизайна, он должен быть функциональным. Поэтому исходное пространство решает многое, а что предстоит делать дальше – многое будет зависеть от желаний заказчика и его потенциального взаимодействия с этим пространством.

– Какие ошибки при использовании «правила трех» можно совершить? 

Вера Прохорова: – Про новичка я говорила: не хочешь ошибиться – делай то, про что пишут. Профессионалу сложно объяснить, какие можно совершить ошибки. В его случае к фундаменту знаний подключается творческий процесс, насмотренность: профи находится на другом уровне и с этим правилом может работать свободно.

Я как-то читала лекцию на тему, как интегрировать искусство в интерьер. Если вы загуглите «как повесить картину в квартире», поисковая система предложит большое количество схем, как располагать конкретные вещи. При подготовке к лекции первым я сделала слайд: «Правил нет!» Есть опыт, понимание эстетики, пространства, которое может как основываться на какой-то базе, так и появляться интуитивно. В итоге я сделала презентацию, полностью разбивающую типичные схемы и представление о том, как можно можно разместить произведения искусства в интерьере.

Любое правило можно нарушить, но вопрос, к чему это приведет. Это может привести к полному фиаско, если у человека недостаточно насмотренности, вкуса, но, с другой стороны, нарушение правил может привести к шедевру. Мы знаем, что огромное количество произведений искусства, которые стали шедеврами, на самом деле родились из полного отрицания всех предыдущих правил. В дизайне это работает приблизительно так же: можно следовать правилам, можно их нарушать, а результат зависит исключительно от уровня того, кто это делает, и от его понимания того, что происходит в современном контексте.

Color blocking в квартире 36 м2. Дизайн: Вера Прохорова

Color blocking в квартире 36 м2. Дизайн: Вера Прохорова

Например, сейчас тренд в дизайне интерьера – игра с масштабом: модно вешать светильники, которые несоразмерны по масштабу с объемом комнаты. Они кажутся огромными, и неискушенному человеку будет казаться, что светильник здесь не к месту. А это не так. Включаются другие совершенно принципы. Или наоборот: вряд ли в поисковой системе вы найдете совет повесить маленькую картину на огромную стену. При этом это можно сделать – и будет красиво, если правильно определить место, соотнести с другими фокусными точками. Более того, эта маленькая несоразмерная масштабу стены картина может стать доминантой, как бы странно это не звучало.

Самое главное – не используйте правило 50 на 50. В интерьере ничто не должно делиться поровну. Не должно быть два цвета или две фактуры, два предмета мебели в одинаковых пропорциях. Если, допустим, ставишь рядом два журнальных столика, один должен быть больше или меньше второго.

Анна Макеева: – Главная ошибка – забыть, что есть другие основные правила композиции, которые существовали задолго до правила трех. Взять, например, Сад камней в Киото. Там действуют совершенно другие законы – асимметрия, неполная форма и другие композиционные и философские принципы.

Михаил Курносов: – Важно думать о построении пространства на трех уровнях: интерьер как пластическая структура, интерьер как концептуальная структура, интерьер как коммуникация со зрителем. На мой взгляд, в композиции нет правил, но есть законы – законы нашего зрительного восприятия. Основной ошибкой тут можно назвать игнорирование поступательного принципа «отношения – пропорции – размер – масштаб». Необходимо понимать, что важны не общие габариты пространств, а ощущения человека в этом пространстве. Куда важнее думать о масштабе восприятия зрителя, нежели об отдельных пространственных свойствах.

В работе с цветом сперва необходимо определиться с концепцией. Какая схема будет использоваться: нюансная, контрастная либо смещенная. Далее следует поступательно выработать и согласовать цветовую иерархию: контекстные, связующие и акцентные цвета. Согласование происходит на уровне ключевых характеристик: тон, светлота, насыщенность. Далее следует этап общей цветокоррекции применительно к световому климату – температура и цветопередача, принцип рассеивания, направленность световых потоков и т.д. Без света нет цвета. Также важно помнить, как тот или иной цвет работает применительно к структуре поверхности и применяемой технологии.

– Понимание цвета и формы – это то, что закладывается во время обучения, или с опытом взгляды дизайнера могут меняться, в том числе и кардинально?

Анна Макеева: – Безусловно, знания закладываются во время обучения – это базис, на котором все основано. Только имея эти знания, опытный дизайнер может и должен импровизировать и экспериментировать. Но основные постулаты меняться не могут. Цветоведение – наука, она выходит за рамки знаний цветового круга. Это и оптические свойства цвета, и психологическое влияние на человека. Эта наука не стоит на месте – она постоянно развивается. Проводятся научные, социологические исследования. И дизайнеры должны за этим следить.

Квартира «декор-лофт». Дизайнеры: Анна и Станислав Макеевы

Квартира «декор-лофт». Дизайнеры: Анна и Станислав Макеевы

Михаил Курносов: – На мой взгляд, все важно. А опыт вообще бесценен. В нашем деле, замереть – значит умереть. Нельзя прекращать учиться и нарабатывать опыт. Никогда.

Вера Прохорова: – Конечно, при обучении закладывается база, но чем дольше дизайнер работает, больше погружается в вопрос, набирается опыта, – к нему приходит понимание, как это может работать, взаимодействовать. Это как при вождении автомобиля: во время обучения достаточно усвоить базовые принципы, а при достаточном уровне практики и повышении квалификации ты сможешь и из заноса вырулить, и спокойно по горному серпантину проехать. Более того, если взгляды дизайнера не меняются с момента получения базовых знаний, то это очень плохо. Невозможно, чтобы ничего не менялось в мире, который сам изменяется очень быстро. База остается в любом случае, а дальше, запасаясь опытом, работаешь по ситуации.

– Как правило, полету фантазии есть где разгуляться в больших пространствах, а как при помощи правильного подхода к форме и цвету сделать стильной скромной по площади комнату?

Вера Прохорова: – Немного не соглашусь. Возможно, в больших пространствах и есть где разгуляться, но работать с цветом там сложнее: всегда есть риск переборщить, не попасть, выйти за рамки вкуса. В маленьких помещениях с этим проще, вопрос только в том, насколько люди к этому готовы. Если мы говорим про цвет, то краска – самое недорогое, что в нынешних условиях позволит добиться «вау-эффекта». Цвет может менять пространство – визуально увеличивать, уменьшать, гармонизировать. Условно говоря, если крошечный санузел выкрасить в темный цвет, включая потолок, то визуально санузел будет казаться больше. Или вспомнить о том, что желтый цвет «утепляет» пространство: может, это и так, но главное потом в этом пространстве не «задохнуться».

Я, например, не очень люблю холодные цвета, но вполне допускаю, что красить в такие цвета спальни – здорово, потому что они могут дать ощущение свежести. Когда человек просыпается с ощущением, что за окном свежий бриз, – он будет лучше работать, чем если спальня выкрашена в теплые тона. Зато теплые цвета прекрасно работают в Италии, где очень яркое солнце. Но в наших широтах для некоторых такой цвет может показаться удушающим.

Михаил Курносов: – В данном случае необходимо грамотно использовать средства гармонизации: вдумчиво создавать сценарии доминантных и субдомнантных отношений, использовать указанный выше поступательный принцип «отношения – пропорции – размер – масштаб», вводить метрические и ритмические структуры, бережно распределять «зрительные веса» через текстуру – фактуру – цвет.

Тут важно помнить, что опытный дизайнер / архитектор всегда придерживается простого и единственно верного принципа: если хочешь наделить пространство особым свойством, проследи, чтобы это свойство изначально присутствовало. Только в таком случае «композиционные специи» могут убедительно влиять на зрителя.

Диван BEMOL, Zapazuha. Дизайн: Михаил Курносов

Диван BEMOL, Zapazuha. Дизайн: Михаил Курносов

Отдельный важный момент – учитывать принципы композиционно-художественного формообразования применительно к параметрам пространства: рациональность, гибкость, структурность, образность и тектоничность. Тут все определяет исходное «дано».

Анна Макеева: – Можно сказать наоборот: с большими пространствами работать сложнее. Тут как раз нужно обуздать свою фантазию – не только форма, но и цвет должен играть собирательную роль, иначе пространство разбивается на множество мелких объектов. В маленьком пространстве, напротив, с помощью игры цвета можно визуально расширить помещение. Главное – у дизайнера должно присутствовать чувство меры и вкуса. Темные цвета могут раздвинуть пространство, яркие – приблизить.

Также аккуратно нужно быть со светлыми цветами в маленьком пространстве. Светлый цвет может четко обозначить границы небольшого пространства.

– Каким принципам взаимодействия форм в интерьере стоит следовать?

Михаил Курносов: – Важнейший аспект в отношении форм – это их пропозициональная плотность, т.е. количество информации, передаваемой объектом или средой из расчета на один элемент. Под пропозициональностью я понимаю утверждение об объекте, которое сложно (или невозможно) разделить на отдельные составные элементы. Если простым языком, то есть два типа пропозиций: поверхностные и глубинные. Поверхностные представляют собой легко воспринимаемые (усвояемые) элементы объекта (ну или среды – интерьер), а глубинные передают скрытый смысл этих элементов. Пропозициональную плотность объекта композиции можно оценить путем деления числа глубинных пропозиций на число поверхностных. Объекты с высоким значением пропозициональной плотности воспринимаются как более интересные и «залипательные». Стоит отдавать предпочтение простым, но содержательным элементам. Самое главное – всегда убеждаться, что глубинные пропозиции дополняют друг друга, ибо в противном случае можно запутать визуальное сообщение. То есть простые, но не примитивные. Простые, но многослойные и содержательные. Далее следует формирование «сценария» и поступательная «режиссура» пространства.

Вера Прохорова: – В минималистичных интерьерах должен соблюдаться принцип прямолинейности, ровных углов. Если человек хочет звонкий интерьер с отсутствием декора, выстроенный на пустоте, понятно, что это будет диктовать определенные формы. Но есть другой тип интерьера – с так называемыми бионическими формами: там будем использовать плавные линии, закругленные углы.

Единого подхода нет: любой интерьер должен отталкиваться от идеи. Причем идея – это не картинка с референсами уже готового интерьера, это что-то сформулированное словами для человека, который будет там жить. Идеей может быть что угодно – весенний сад или даже скрипучая лестница в парижском подъезде. От этого отталкиваешься, а дальше форма и цвет должны подчиняться и соответствовать ключевой идее.

– Стоит ли бояться использовать насыщенные цвета, и в каких ситуациях они наиболее уместны?

Анна Макеева: – Если ты умеешь работать с цветом и готов рисковать, то бояться не стоит. Если у тебя есть знания, чувство цвета и идея, – риск минимален. В некоторых ситуациях без насыщенного цвета не обойтись. Это может быть и вход в торговый центр, и акцентная стена в квартире. Главное, чтобы цвета были сложными, а не открытыми. Это лучше для человеческого восприятия.

Cупрематическая квартира. Дизайнеры: Анна и Станислав Макеевы

Cупрематическая квартира. Дизайнеры: Анна и Станислав Макеевы

Вера Прохорова: – Если заказчик боится насыщенного цвета, мне кажется нелогичным и неправильным настаивать на его использовании. Цвет сильно воздействует на психологическое состояние. Но порой клиент подсознательно готов к эксперименту. У меня есть пример, когда для девушки мы сделали интерьер с применением цветовых блоков. Она не то, чтобы была готова к этому, но постепенно в процессе общения стала больше доверять. А через год я ее встретила и не узнала: она изменила свой образ, внешность. Это доказательство того, как интерьер может изменить ощущение себя в пространстве.

Михаил Курносов: – Тут задача определяет решение. Какого эффекта вы хотите добиться? Когда четко сформулирована задача, выбираются средства для ее решения. Цвет – сильнейший инструмент. Для себя в работе я сформулировал принцип «можно все, что нельзя, если можно». Цвет – не исключение. Отдельный момент – зритель. Кто он? Как смотрит? Как чувствует? Что для него актуально в текущий момент жизни? Какую реакцию у зрителя необходимо вызвать? Тут важно не навредить конкретному, отдельно взятому пользователю-зрителю.

– Можно ли в ходе работы над интерьером менять какие-то решения не в ущерб цвету и форме?

Михаил Курносов: – Конечно, можно. Вопрос лишь правильного осмысления художественно-пространственных задач через другие композиционные инструменты.

Анна Макеева: – Работа над интерьером не является чем-то статичным и догматичным. Это живой процесс, в результате которого возникают новые идеи. А цвет и форма всего лишь средство их реализации.

Вера Прохорова: – Был случай, когда заказчики показывали, что им нравится, и поясняли: «Мы хотим спокойный ровный интерьер». Поскольку создание интерьера – процесс долгий, какие-то фишки остаются напоследок. И вот интерьер практически готов: мы начинаем выбирать стулья и ковер, я в голове держу, что мы работаем в достаточно ровной цветовой гамме. И тут заказчица говорит, что хочет яркий ковер. Я вижу, что это не сиюминутная прихоть: над интерьером мы обычно работаем от полугода до года, за это время у заказчика вполне могут поменяться взгляды на какие-то вопросы. Тем более интерьер – это не статичная штука, и в дизайне нет решения, которое будет идеальным на все случаи жизни. В итоге у нас появился яркий ковер и розовые стулья, ставшие фишкой интерьера. Хотя изначально в эту сторону никто не смотрел.

– Какие требования должны предъявляться к выбору мебели, чтобы не нарушить принципы формы и содержания?

Михаил Курносов: – Важнейший принцип здесь – сомасштабность относительно пространства и восприятия зрителя, а также стилистические признаки.

Вера Прохорова: – Мебель, особенно если мы говорим про мягкую, в первую очередь должна быть тактильно комфортной комфортной – это то, с чем вам жить, в отличие от тех же стен.

Одно время трендом были идеально выровненные стены, и люди закладывали в шпатлевку и штукатурку безумные деньги, вместо того, чтобы продумать, какой диван им нужен. Но к стенам ты не прикасаешься каждый день, мягкая мебель – это то, с чем имеешь постоянный тактильный контакт. Поэтому надо обращать внимание на все: как на материалы, из которых она сделана (естественно, натуральные лучше искусственных), так и на внешний вид, ее актуальность именно в этом интерьере.

– Если заказчик хочет цветовое решение, которое вам в данном контексте кажется неуместным, будете отговаривать или продолжите работу в рамках поставленных задач, придумав какую-то хитрость?

Вера Прохорова: – Приложу все усилия, чтобы он этого не сделал. Идеально, если я преподнесу это таким образом, что он будет думать, что сам до этого дошел. Я не из тех людей, кто смирится: в практике были примеры, когда я буквально вгрызалась в то, что так делать не надо. Если буду видеть, что это плохо в силу разных причин, просто так не оставлю: буду объяснять, предлагать альтернативные решения.

Color blocking в квартире 36 м2. Дизайн: Вера Прохорова

Color blocking в квартире 36 м2. Дизайн: Вера Прохорова

Анна Макеева: – Как правило, наши заказчики не диктуют нам конкретное цветовое решение. Что касается жилья, то в начале проекта мы обсуждаем предпочтения заказчика. Любит ли он активные цвета либо предпочитает спокойные. А также уточняем, есть ли у него любимая цветовая гамма.

Потом мы учитываем освещенность и расположение помещения по сторонам света и предлагаем свое решение заказчику. Если у него возникают сомнения, мы стараемся его убедить.

Однако, если заказчик будет не согласен, то мы, конечно, пойдем навстречу. Но для этого придется подкорректировать проект, так как цвет всего лишь звено в цепочке интерьера.

Михаил Курносов: – Я сторонник внятного и аргументированного пояснения и обоснования тех или иных решений. Почему сделано именно так и какие задачи при этом мы решаем. Дизайнер отвечает за построение хорошей обратной связи. Хитрости и манипуляции, на мой взгляд, тут не уместны.

– Над выбором формы и цвета вам удобнее работать при создании интерьера для частного домостроения и квартир или для ресторанов и баров? Где больше вариантов разгуляться?

Михаил Курносов: – Для меня это не имеет значения. Главное, чтобы задача была интересной.

Анна Макеева: – Одинаково сложно работать над выбором цвета и формы как в жилых, так и в общественных интерьерах. Все зависит от поставленной задачи. В общественном интерьере цвет часто является своеобразным маркером, делающим пространство узнаваемым. В жилых пространствах цвет является скорее эмоциональной составляющей интерьера. Но и там, и там он должен быть комфортным для человека. С одной стороны, нести отпечаток времени. С другой, – не следовать слепо моде. То же касается и формы: без учета существующей архитектуры насильно применять неподходящую форму не следует как в жилых, так и в общественных пространствах.

– Можно ли при помощи цвета и формы создать белорусский хюгге. Если да, какими характерными, на ваш взгляд, признаками он может обладать?

Анна Макеева: – Хюгге – это не стиль в интерьере. Это скорее ощущение окружающего мира и приведение себя в гармонию с природой. Для этого нам нужно изменить свое мировоззрение.

Ощущение счастья, которое характеризует хюгге – не в цвете и форме окружающих предметов, это скорее тактильные ощущения фактур. Традиции, передающиеся из поколения в поколение вместе с предметами быта.

В последнее время у нас появилась приятная традиция восстанавливать старые заброшенные деревянные дома, уходя от городской суеты. Это дает множество возможностей. Люди стремятся сделать свой быт экологичным и эстетичным. Это и есть признаки нашего беларуского хюгге.

Михаил Курносов: – Тут важно понимать, что в датском языке слово «хюгге» может быть, как глаголом, так и прилагательным. На мой взгляд, сегодня не важны стилистические жаргонизмы, куда важнее эмоциональная составляющая: чувство защищенности, близость дорогих людей, гармония и безмятежность – дом как место силы.

Вера Прохорова: – Можно, но над этим должны работать профессионалы. У меня больше всего вызывает опасения, что белорусский хюгге может скатиться в стереотипный чисто национальный колорит: костюмы, картофель и т. д. Если для кого-то Беларусь в XXI веке – это та же картошка, то для меня нет. В эту сторону точно нельзя идти. Надо найти какой-то код на более сложных ассоциациях. У скандинавов тоже наверняка есть национальные костюмы, но ведь хюгге – совсем не про это. Это абсолютно современная интерпретация скандинавского образа жизни. Если говорить непосредственно про цветовую гамму, то белорусская история тяготеет к палитре земли: бежевый, терракотовый, охровый.

Если говорить про акцентные цвета, это палитра воды. Материалы натуральные – лен, дерево. На выходе все должно получиться более тонко, чем просто дань национальной истории.

Журнал «Обстановка» #1 2023

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии