Категория роскоши

интерьерный дизайн
45 Просм.
Авторы:
интервью журналу «CITY TIMЕ magazine»

Интервью Александра Кратовича  журналу «CITY TIMЕ magazine»

Что такое интерьерный дизайн сегодня?

Это 3000-5000 тысяч часов затрат времени, 800-1000 наименований комплектующих элементов, 200-700 контактных телефонов, 10000-30000 километров поездок, 42000 минут разговоров по телефону и т.д. – и это только для одного среднего загородного дома!

Всем ли нужен интерьерный дизайн?

Когда мы заказываем гостиницу, то знаем, что стоит за ее «звездностью». Когда мы выбираем автомобиль, то точно знаем какого класса и по какой цене хотим его купить. Дизайнерские услуги – это редкая и узкоспециальная услуга в мире. Эта услуга VIP уровня. Услуга нужна, если у заказчика есть амбиции, есть потребность в стильной жизни, есть средства. ИНТЕРЬЕРНЫЙ ДИЗАЙН – ЭТО КАТЕГОРИЯ РОСКОШИ. Роскошь, стоящая на более высокой ступени потребностей, чем модная одежда или роскошный автомобиль.

Не секрет, что, часто дизайнеры под видом модных находок подают готовые штампы. Как уберечься от безликости?

Часто низкая оплата дизайнерской работы приводит к незатейливым решениям, потому, что интерьер, если он претендует называться искусством, требует огромных усилий и времени. Много ли хороших мелодий или хороших фильмов в мире, так же, впрочем, как и композиторов и режиссеров? Вопрос надо ли это большинству?..

Поэтому, наверное, ШТАМП имеет право на существование.

Какие решения в беларуских интерьерах уже набили оскомину? 

В беларуском дизайне есть несколько специфических для нашего региона болевых точек объективного характера.

Это, во-первых, имеющийся фонд недвижимости, по большей части безликий и однообразный, без истории, с однотипными окнами, однотипными планировками, высотой потолков до 3-х метров в лучшем случае.

Во-вторых, однообразен рынок мебели (в основном это итальянская мебель распространенных брендов, чаще под заказ), и почти полное отсутствие в наличии интерьерного декора.

В-третьих, практически нет актуального искусства, без которого невозможен современный интерьер. Малое количество художественных галерей (их лишь пять на двухмиллионный город, в то время, как Нью-Йорке более 900). Заказчики боятся покупать современное искусство, потому что нет рейтинга художников, а значит, нет и объективной цены на искусство. А рейтинга нет, потому что нет галерей, нет галеристов, которые должны формировать этот рейтинг, быть законодателями вкуса, выступать в качестве кураторов выставок, будить интерес публики к искусству. Да это отдельная большая тема…

Что получается в итоге? На фоне скудости выразительных средств и возникают типовые решения с нишками, подсветками, декоративными штукатурками, «интересными» потолками.

Самое обидное заключается в том, что под влиянием этих «решений» у заказчиков уже сложился СТЕРЕОТИП представления о том, что есть дизайн в современном мире!!!

В чём, по Вашему мнению, отличие профессионального интерьера от «самодеятельного»? 

Как в любом художественном произведении, будь то музыка или литература, в интерьерном дизайне должна быть мысль – идея. Фокус весь в том, что в «сыром виде» идея всегда шокирует, потому, что если это интересная идея – она всегда оригинальна, не похожа ни на что знакомое, ранее виденное, но при этом еще не обработанная и не «оркестрованная».

Профессиональный дизайнер, во-первых, живет в мире идей и понимает что к чему, во-вторых, умеет профессионально выйти из абстрактной идеи через фабулу к завершенному решению и реализации. В итоге в законченном виде профессиональный интерьер дает ощущение ПОДЛИННОСТИ, которая характеризуется незримой связью между предметами, когда уже каждая вещь не сама по себе, а нечто третье.

«Самодеятельный» дизайнер обычно берет первую попавшуюся, и, как правило, банальную идею и на этом все заканчивается. А если у него и появляется желание сделать что-то оригинальное – он сразу же пасует на первом шагу.

Существуют ли зримые признаки, по которым по одному взгляду можно отличить творение профессионала от поделки?

«Самодеятельный» интерьер, особенно если он не слишком простой, а с претензией всегда обладает качеством КАРИКАТУРНОСТИ.

Всегда ли оправдано «глубокое проникновение» заказчика в работу над проектом?

Какие усилия нужно предпринять обеим сторонам, чтобы сбалансировать работу дизайнера и (как это часто бывает) постоянно возникающие идеи заказчика?

В идеале участие заказчика должно быть ограничено ВЫБОРОМ ДИЗАЙНЕРА, близкого ему по стилистике работ и качеству их исполнения. Эта практика существует везде в мире, в том числе, и в Москве. Я могу понять форму участия заказчика в выборе каких-то близких ему по духу вещей, произведений искусства, наличие у него коллекций. А держать дизайнера за руку и указывать ему каждый шаг – это «путь в никуда»!

Такой путь, в конце концов, приводит к невозможности дизайнера нести ответственность за конечный результат.

Классифицируете ли вы каким- либо образом своих заказчиков?

Классификация здесь может быть лишь по стилистике интерьера, ну отчасти еще и по бюджету.

Классический интерьер требует от дизайнера больших затрат времени, а также финансовых вложений заказчика, поэтому на этот тип интерьера пока готовы немногие. Классический интерьер требует от дизайнера большой эрудиции, знания грамматики стилей, иначе классика мстит КИТЧЕМ.

Современный стиль более востребован, прежде всего, в виду своей доступности. Я считаю, что он может быть раскрыт в полной мере лишь в авторском проекте современного дома.

«Смешанные стили», так называемые Фьюжн или Эклектика не исключают правил, а наоборот требуют ещё и образованности, кругозора и эрудиции самого заказчика, иначе это «выстрел в воздух».

Какие секреты позволяют продлить актуальность интерьера, когда мода меняется?

Продлить жизнь модного интерьера, к сожалению надолго не удаётся. Мода в интерьерном дизайне, как и в фэшниндустрии тем и хороша, что свежа. Интерьерная мода не так изменчива, как мода в одежде, срок ее жизни 3-5 лет. После этого интерьер, если он удачный, становиться раритетом, но не модным. А рецепт долговечности интерьера – это наличие в нём непреходящих культурных ценностей: произведений искусства, культовых дизайнерских вещей, аутентичных предметов, и, наконец - ИМЯ ДИЗАЙНЕРА. История говорит о том, что где нет ИМЕНИ художника, там нет и искусства!!!

Возможно, один из рецептов продлить жизнь интерьера следование какому-либо стабильному стилистическому направлению, например: классическому модернизму или классике (классицизм, ар деко, ар нуво).

Александр, вы как-то сказали в одном интервью, что «Стиль выше моды». А каковы на Ваш взгляд главные модные тенденции в интерьерном дизайне сегодня?

На мой взгляд, в современном дизайне происходит процесс репозиционирования. Что я имею в виду? После бурных 90-х –2000-х с характерными для того времени тенденциями к роскоши, эпатажу, театральности – вслед за глобальным экономическим кризисом – пришло время сомнений, осторожности, осмотрительности. Сегодня в мире дизайнеры пытаются освоить тему экологии (целое направление), а так же предпочитают работать с категориями «вечных ценностей»: простых радостей жизни, простых понятий – типа свет, тепло, уют... На первый план вышли предметы неброские, но обладающие качествами теплоты, аутентичности, ассоциативности. Люди начали задумываться не о показных вещах, а вещах действительно близких им лично.

Но как же быть с экстравагантностью и амбициями некоторых заказчиков?

На этот вопрос есть ответ. Это новый экспрессионизм - дизайн, который запредельно экстравагантен, фантастичен, остр. Снова в моде минимализм, но это не минимализм 90-х, а гиперминимализм, отличающийся гипертрофированным преувеличением одного из композиционных мотивов интерьера.

Так же актуальна классика. Но, в данном случае, это не какое-то обобщенное представление о классике, не постмодернистская ирония на тему классики, а ярко выраженная принадлежность к какому-либо историческому стилю и времени с элементами романтики и фентези. Это позволяет людям ощутить свои исторические корни и выразить свою сопричастность с мировой историей и культурой.

Какие этапы проходит проект от эскиза до воплощения? Что лично вам доставляет наибольшее творческое наслаждение в работе?

Путь от эскиза до воплощения у каждого дизайнера свой. Но лично я могу сказать, что самое главное быть открытым к неожиданным поворотам, связанным со счастливыми находками, возникающими по ходу работы над объектом! Кроме того постоянные сюрпризы преподносит рынок комплектующих интерьера и ситуация на стройке, что может потребовать оперативных изменений в проекте. По ходу вырисовывания идеи складывается мозаика, которая внезапно превращается в законченную картину – это и есть самый приятный момент в работе, тем более, что зачастую ему предшествуют неуверенность, сомнение, разочарование.

Оценивая свои осуществленные работы самокритично, чтобы вы сейчас сделали по-другому?

Я бы переделал свои публичные интерьеры, которые в свое время были остро модными, а сейчас уже не столь актуальны, а заказчики не хотят их реновировать, хотя бы небольшими средствами (это к слову о «провинциальности» нашей ситуации).

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии