Тема искусства в интерьере являлась актуальной во все времена существования человеческой цивилизации, которая оставила нам великолепные образцы художественного оформления дворцов, резиденций, вилл. Сегодня она по-прежнему волнует нас, особенно профессионалов, и мы задались вопросом, какую роль играет искусство в современном интерьере, в каких ипостасях оно предстает, как с ним «работать» и пр.
В коллективном интервью приняли участие известные белорусские архитекторы, дизайнеры Александр Кратович, Анна и Стас Макеевы, Александр Трусов; скульптор, кандидат искусствоведения Павел Войницкий; молодая художница Мила Клищевская и маститый художник с мировым именем Сергей Гриневич.
Большую роль в формировании пространства, выстраивании сценария интерьера играют произведения искусства. Чем это обусловлено?
Александр Кратович. Искусство в интерьере – это не украшение, а «остриё» интерьерного замысла. Какая бы мебель ни была, какая бы отделка ни делалась – все это никогда не выйдет за рамки стандарта, так как архитектура универсальна по сути, а мебель серийна по типологии. Хорошее искусство всегда неповторимо и эмоционально, и если оно верно вставлено в оправу интерьера – выигрывает и искусство, и интерьер.
Анна и Стас Макеевы. Интерьер может называться авторским или эксклюзивным, если в нем присутствуют произведения искусства, созданные специально для этого интерьера и являющиеся неотъемлемой частью общей концепции. Ведь интерьер – не только функциональное пространство, но еще и эмоциональная среда. И именно художественные объекты помогают сделать его таковым. Это может быть декоративное панно, роспись, гобелен или скульптура. А также – сочетание нескольких элементов, например композиция из дизайнерской мебели, светильника и ковра. Но тогда это должны быть действительно дизайнерские предметы. А задача дизайнера интерьера – выявить те образы, которые вложил в их создание автор.
Анна и Стас Макеевы. Роспись – Александр Доманов.
Александр Трусов. Очевидно, что это акценты или центры композиций. Всё остальное – или фон (шторы, стены), или функция (мебель, телек, освещение). Концентрированное количество обдуманности, любви, мысли – притягивает взгляд.
Павел Войницкий. Произведение искусства способно создать некий акцент или даже стать «точкой сборки» для всего интерьера, что делает его мощнейшим «оружием» в арсенале дизайнера.
Мила Клищевская. Пространство, в котором есть произведения искусства, несет в себе совершенно определенную, живую энергию. Представьте ситуацию, когда человек меняет жилье и после вывоза из дома художественных произведений, несмотря на то что мебель и другие предметы обстановки остаются на месте, дом кажется пустым и холодным. И другой вариант – когда из квартиры вывезена мебель, а произведения искусства еще находятся на своих местах, то дом остается «живым». Эта ситуация четко объясняет значимость предметов искусства в атмосфере дома.
Сергей Гриневич. Чаще всего они играют решающую роль в формировании пространства, и очень жаль, что дизайнеры интерьеров не всегда до конца оценивают эту роль. Уверен, что ничто лучше, чем артефакт, не поможет в выстраивании сценария пространства, так как там почти всегда присутствует сюжет, яркая форма и неповторимая печать авторского стиля, рукотворности.
Насколько важно искусство в интерьере и есть ли у заказчиков интерес к его присутствию в собственном доме, квартире?
Александр Кратович. Интерес к искусству в интерьере со стороны заказчика можно встретить не часто, и отношение к нему скорее снисходительное – так уж и быть, раз надо – пусть будет. Чаще можно услышать: «Уж искусство я как-нибудь и сам куплю, если потребуется». Я всегда пытаюсь начать интерьер с искусства, но это редко находит понимание со стороны заказчика. Хотя вопрос не праздный. Выбрать нужное искусство сложнее всего, так как мебель я хорошо знаю и быстро представляю себе, что и как должно быть, а вот хорошее произведение искусства найти не так просто. Иногда с самого начала проектирования и до завершения объекта так и не находится нужное тебе. Причина в том, что хорошего современного искусства у нас очень мало. А еще и убедить заказчика надо.
Александр Кратович. Интерьер квартиры
Анна и Стас Макеевы. К сожалению, у подавляющего большинства белорусов нет понятия того, что произведение искусства – это часть интерьера. Сказывается отсутствие давних традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Зачастую все разговоры об искусстве в интерьере сводятся к тому, что у заказчика есть одна-две картины, купленные либо у какого-то знакомого художника, либо по случаю. Поэтому часто для съемки объекта дизайнер вынужден брать картину напрокат, что само по себе неправильно, так как картина в данном случае не является частью концепции, а художник остается невостребованным.
Это огромный труд – подготовить заказчика к появлению произведения искусства в его доме. Но результат всегда радует обе стороны.
Как-то нам довелось поработать над интерьером дома одного российского коллекционера. Среди его коллекции картин много работ белорусских художников, которые мы помогли ему собрать. Это было очень увлекательно. Так же, как и заниматься самим интерьером. В этом случае мы разработали интерьер с учетом имеющейся коллекции, дополнив его декоративной росписью и антикварными гобеленами. Дом просто дышал искусством, оставаясь при этом уютным и жилым.
Александр Трусов. Важно! Но без него можно жить! Оно не обязательно, не каждому по карману. Можно выстроить сценарии, где главным является свет, или чудесная мебель, или декор. Но это уже игра на понижение.
Павел Войницкий. Исключительно важно, ведь артефакты, воплощающие в себе концентрированно вкусы хозяина/заказчика, персонифицируют и «уникализируют» интерьер.
Мила Клищевская. Безусловно, дом нуждается в искусстве. Мебель и аксессуары, которые мы выбираем для него, несут конкретные, практические функции. Роль же произведений искусства связана скорее с потребностями души.
Еще с эпохи Возрождения богатые люди украшали свои дома художественными произведениями, отражавшими культуру того или иного времени. Знать и меценаты соперничали в этом друг с другом. Модернизм XX века, политические и технологические перемены привели к тому, что приобретение художественных произведений как средство выражения личных пристрастий теперь доступно всем. Искусство может быть таким, каким мы хотим его се- бе представлять – простым, сложным, интеллектуальным, эмоциональным. Привнесите в интерьер любое произведение искусства, и ваш дом обретет индивидуальность.
Не обязательно приобретать показательные картины определенных художественных школ или дорогостоящие работы. Поддержите художника, который только начинает свою карьеру, и разделите с ним его творческий энтузиазм. В результате ваши отношения перерастут в нечто большее, чем отношения продавца и покупателя. Общение с художниками поможет развить собственное художественное чутье.
Сергей Гриневич. Функция современного искусства в интерьере сильно эволюционизировала в сравнении с изначальной. Теперь ее декоративная, украшательская задача отошла на второй план (с этим успешно справляется дизайн, ДПИ, фото и всё, что связано с новыми технологиями). На нынешнем этапе у искусства на первый план выходят новые функции – расставлять акценты, будоражить зрителя, задавать неудобные вопросы, не всегда отвечая на них.
По каким правилам формирования «театра жизни» действуют дизайнеры, работая с картинами, скульптурой, художественной росписью в индивидуальном интерьере? А в офисном или общественном пространстве?
Александр Кратович. Если говорить прозаично, то работа с искусством в интерьере строится по тем же правилам, что и интерьер как таковой, просто искусство в лучшем его применении в интерьере является продолжением структурного и композиционного замысла пространства. Есть нюанс, конечно. Надо, чтобы искусство нравилось клиенту или было изначально им найдено и выбрано, тогда интерьер может строиться под это произведение с учетом его структуры и цветовой гаммы.
Разница между частным интерьером и общественным не так существенна, потому что сегодня частные пространства вполне сопоставимы по масштабу с общественными. Отдельно хочу сказать о скульптуре. На мой взгляд, без нее не добиться 5-звездочного уровня интерьера.
Александр Трусов. В моей практике – все просто. Если при обсуждении заказчик не тянет «скульптуру», то переходим к «настенной живописи». Если и она не по силам, спускаемся к «картинам» на стене. Когда запланировано «пятно» под искусство, можно его заполнить и качественным принтом от фотографов.
Павел Войницкий. Наверное, правил не существует – есть только завязанность на личностные предпочтения владельца и творца интерьера. Но вот публичное пространство требует большей унификации, разумеется.
Мила Клищевская. Подбор произведений искусства – дело очень личное, и это скорее алхимия, чем архитектура, дизайн. Здесь уместно вспомнить слова гениального Анри Матисса: «Искусство должно быть чем-то вроде удобного кресла, в котором можно отдохнуть от физической усталости». Подсознательно мы выбираем именно тот стиль, который нам по душе. Приобретаемые нами произведения искусства хорошо уживаются с семейными фото, открытками, плакатами фильмов, детскими рисунками и т.д. Художественные работы в доме отражают личностные качества его обитателей и придают жилищу уникальный вид.
Что касается офисного или общественного пространства, то следует помнить об атмосфере и главном назначении этого места. Произведения искусства могут нести стимулирующую функцию. Они будоражат разум, бросают вызов и дают уникальный стимул. Такой эффект, на мой взгляд, имеет качественная абстрактная живопись. Очень хорошо в офисном пространстве искусство для размышления. Это могут быть оптические иллюзии, иллюстрации понятий «квантовая механика» и «рекурсивная геометрия», трехмерное изображение случайных пересечений – все эти образы «сложны» и красивы. Для некоторых общественных пространств полезно умиротворяющее искусство с нейтральными тонами и мягкими оттенками синего и зеленого, без острых углов и ярких красок.
Сергей Гриневич. Танец маленьких лебедей
Сергей Гриневич. Я уже отчасти ответил на этот вопрос. Часто у авторов интерьеров действует остаточный принцип по отношению к изоискусству, а я знаю много примеров, когда интерьер проектировался специально под конкретное произведение или коллекцию. Перед архитектором стояла задача создать наиболее приемлемый фон для артефакта, и считаю, что это очень непростая задача и ни в коей мере не принижает авторских амбиций проектировщика.
Обязательно ли картина должна быть высоким произведением искусства?
Александр Кратович. Я считаю, что искусство изначально и всегда предназначалось для украшения стен дома. Так было, и это актуально сегодня. Что такое «высокое произведение искусства», мне не вполне понятно, это что-то от религии и соцреализма. Если искусство вызывает отклик у зрителя, оно вполне великое для него. Другое дело – культурный уровень зрителя, кругозор, эрудиция – ведь от этого зависит глубина прочтения произведения. И у кого недостает этого уровня, тот сам во многом теряет, не постигая глубину замысла автора.
Анна и Стас Макеевы. Если имеется в виду музейная ценность картины, то вряд ли большинство наших заказчиков могут себе такую позволить. Однако картина в интерьере должна быть оригинальной работой художника, а не чужой копией. Тогда ее можно назвать произведением искусства.
Как-то в одном опубликованном интерьере увидели сильно уменьшенную копию картины А. Матисса «Танец» и подпись – картина является собственностью хозяев. Кроме улыбки, это ничего не вызывает. В ней потерян масштаб и динамика работы Матисса, поэтому произведением искусства ее не назовешь. Особенно если учесть, что оригинал был заказан А. Матиссу коллекционером Щукиным для парадной лестницы, так что полотно имело соответствующий масштаб и драматизм.
Александр Трусов. Нет, не обязательно! Игра на понижение описана в предыдущем ответе. Кроме проектов, когда вы делаете высокостатусный интерьер.
Павел Войницкий. Отнюдь (ответ содержится в вопросе). Главное, пожалуй, – созвучность произведения его хозяину или сообществу хозяев, если речь идет об общественных пространствах. Хотя классная работа топового художника способна сильно поднять планку качества всего интерьера – если дизайнер этого интерьера тоже хороший.
Павел Войницкий, Елена Златкович. Инсталляция «Шлях Паэта» в экспозиции Государственного литературного музея Янки Купалы. Стекло, сталь, свет, экспонаты музейной коллекции. 2014
Мила Клищевская. Считаю, что нет. Картина должна вызывать положительные эмоции у людей, живущих или находящихся в этом пространстве. А «высокие произведения искусства» должны быть, на мой взгляд, доступны более широкой массе людей, ибо их суть – отражать культуру, историю общества. Для этого прекрасно подходят художественные галереи и музеи. Мы приходим туда, чтобы расширить свой кругозор и обогатить свой внутренний мир, однако это вовсе не означает, что все понравившиеся шедевры нам непременно захочется забрать к себе домой.
Сергей Гриневич. Нет, не обязательно. Если она исполняет чисто декоративную функцию и создавалась под конкретный интерьер, то не нужно спрашивать с нее по большому счету. Не вся живопись должна быть «музейной».
Говоря об искусстве в интерьере, мы имеем в виду не только живопись и скульптуру в ее «чистом» виде, но и реди-мейд, и видео-арт, и фотографию. Как сочетается медиа-арт с традиционной живописью и предметами дизайна?
Александр Кратович. Сегодня сложилась такая ситуация в интерьерном дизайне, что по сути актуальный интерьер сам становится чем-то вроде арта. Мебель подобна скульптуре, свет – видео-арт, реди-мейдом становится «найденная» мебель, т.е. приобретенная на барахолке или доставшаяся по наследству. Фотография является продолжением идеи беспристрастной актуальности. Традиционная живопись, как никогда ранее, стала пространственно и идейно формирующим элементом интерьера.
Анна и Стас Макеевы. Рэди-мейд – это по большому счету концепция. Предмет становится произведением искусства, если вложить в него некую идею, то, что можно выставлять в музее.
Мы можем видеть это на примере писсуара Дюшана. Художник повернул предмет на 180°, и в результате получился фонтан. Однако, попадая в жилой интерьер, этот предмет утрачивает свою экспозиционную ценность и становится утилитарным – вряд ли вы поставите его на подиум в центре зала.
Что касается видео-арта, это скорее поиск тенденций в искусстве. Хороший пример видео-арта мы наблюдали в музее Рейны Софии в Мадриде. Зритель, переходя из зала в зал, попадает в небольшое пространство видео-арта, где он может посидеть, подумать. Возможно, в будущем это будет неотъемлемой частью жилого интерьера.
Александр Трусов. Вообще не сочетается! Когда рядом висят принты и мастерская живопись, рождается восклицание: «Не дурачьте мне голову, что Вы такой состоятельный и с хорошим вкусом! Скорее Вам пофигу на Ваше реноме вместе с интерьером!». Павел Войницкий. Форма в современном искусстве не настолько важна, как качество высказывания – ничто не мешает интегрировать в архитектурную среду новые медиа, если они «говорят» о правильных вещах.
Александр Трусов. Интерьер кафе
Мила Клищевская. Сочетание различных видов искусства говорит о разносторонности взглядов человека на мир. Произведения искусства в доме важно расположить так, чтобы выгодно подчеркнуть красоту, жизненность, красочность, выразительность – и характер помещения. Мне очень нравится сочетание старого и нового. Сдержанные интерьеры и контрастирующие с ними скульптура и живопись подчеркивают индивидуальность пространства. Иногда полезно работать с противоположностями, так, например, винтажную одежду сочетают с новыми моделями от Zara или Chanel. В новом доме не стоит отказываться от фамильных ценностей. Очень оригинально смотрится современное искусство в старинном особняке – такая своеобразная игра контрастов. Для искусства нет границ – размещайте художественные работы даже в самых казалось бы неподходящих, неожиданных местах. В каждом помещении есть свои особенности, но нужно помнить об атмосфере, которую вы хотите в нем создать: расслабляющую, позитивную, стимулирующую, вдохновляющую и т.д.
Сергей Гриневич. Как я уже говорил, современные технологии часто с успехом могут заменять традиционные медиа в их декоративной функции – это и фотопринты, и ЖК панели, и пространственные объекты. Думаю, они с успехом могут присутствовать в одном пространстве с живописью, тут может помочь точное зонирование и вкус автора.
Ваши личные предпочтения в искусстве и их вли-яние на результаты ваших актуальных интерьерных работ?
Александр Кратович. Мне нравится современное искусство, с ним удобно работать и в классике, и в современном дизайне. Классический интерьер без него сегодня вообще невозможен, в моем понимании, без современного искусства он будет выглядеть музеем. Современный интерьер комплиментарен к современному искусству, но в виде исключения допускает и классические произведения. Особенность актуального искусства – открытость его структуры для взаимодействия с пространством интерьера. Классическое искусство замыкается на себе и не включается в пространственную игру современного дизайна. У нас в Минске преобладает поп-арт, а это, к сожалению, узкая тема для интерьера, я не часто ее использую.
Анна и Стас Макеевы. Нам очень нравится Дали. Его гений выходит за рамки изобразительного искусств, он еще и изобретатель. Его эксперименты дали толчок многим направлениям в искусстве. Восхищают его идеальные композиции и драматизм.
Когда вживую видишь работы Дали, будь то огромные полотна или миниатюры, поражает качество живописи и внимание к деталям. То же касается и ювелирных украшений.
По декоративности лично я (Анна. – Прим. ред.) люблю Х. Миро. Можно сказать, что своей цветовой гаммой он оказал влияние на наши интерьеры. Меня потрясает, как при таком разнообразии цветов он выдерживает общую гармонию. В Мадриде довелось видеть работы Миро, малоизвестные широкой публике. Они поражают своей другой эстетикой. В них художник меняет традиционные пропорции полотен. Это горизонтально удлиненные картины на сером фоне, отличающиеся большим лаконизмом. Очень интерьерно.
Александр Трусов. Искусством в интерьере может быть все, что им назовете! Любая фактурная вещь или плоскость, или инсталляция притягивают все внимание зрителя. Простые «строительные» материалы уже содержат искусство. Их надо разглядеть и освободить рукой художника. Часто этим пользуюсь!
Павел Войницкий. Я не дизайнер интерьеров, а просто владелец небольшой коллекции современной графики авторства художников, которые мне нравятся. Часто и с удовольствием ротирую произведения, все из которых любимые – это сильно меняет мое скромное жилище.
Мила Клищевская. Мне нравится изучать, постигать, пропускать через себя разные виды искусства. Это расширяет восприятие мира и вдохновляет на новые проекты.
Безусловным гением самовыражения и реформатором является для меня Пабло Пикассо. На его картины и рисунки можно смотреть вечно, они дают пищу для вдохновения. Нравятся работы американской художницы Джорджии О'Кифф. Очень люблю Рене Магритта, Анри Матисса. Из наших белорусских художников для меня авторитет – Зоя Литвинова, великолепный рисовальщик и потрясающий живописец. Ее произведения поражают своей свежестью и современностью. Очень нравится творчество Зои Луцевич, Ивана Семилетова. У нас много талантливых художников, но они не всегда имеют возможность заявить о себе. Поэтому приобретайте работы художников, которые делают в своем творчестве первые успешные шаги, вкладывайте деньги в белорусское искусство!
Мила Клищевская. Возвращение легенды
Сергей Гриневич. Я стараюсь быть в меру современным, хотя пользуюсь в основном традиционными техниками. Раньше, когда существовал госзаказ, работал по своей специальности художника-монументалиста – делал росписи интерьеров, витражи, мозаики. Теперь это живопись и арт-объекты.
Понятие «интерьерная работа» для меня в определенной мере сомнительное, оно очень близко к салонному искусству. Я почти никогда не делал работ специально для интерьеров (исключение составляют произведения монументального искусства), и если картина находит в конце концов свое место в пространстве, считаю это большой удачей. Опыт показывает, что наибольшим успехом у коллекционеров пользуются работы, которые делались не под заказ. Тогда они несут в себе ауру неповторимости, аутентичности, что всегда интуитивно чувствует зритель.