В этом повседневном кружении и есть смысл жизни

Александр и Любовь Перельманы: RELAX-HOUSE на берегу озера
125 Просм.

Гости нашей рубрики – архитекторы-дизайнеры Александр и Любовь Перельманы. Философией жизни и творчества этого семейного дизайнерского дуэта, которые вот уже более 15 лет, чутко и бережно вникая в идеи друг друга, моделируют и преображают пространства, является ЛЮБОВЬ. Любовь к профессии, созидательному процессу, жизни. И это не пиар-ход или расхожая фраза, а их жизненное кредо. Выраженная тяга к гармонии, экспериментаторству, поиску новых идей, проникновение в «химию» взаимоотношений с заказчиком являются отличительной чертой творческого почерка Любови и Александра, и именно это стало темой нашего разговора.

Окончили архитектурный факультет Белорусского политехнического института. Продолжительное время работали в институте «Белгоспроект» главным архитектором проектов (Александр) и руководителем группы (Любовь), имеют опыт проектирования общественных сооружений.

В творческом арсенале дизайнеров коттеджи и квартиры, офисы, магазины и бутики, рестораны и бары. Многие объекты публиковались в белорусских и зарубежных профессиональных журналах.

Участники профессиональных конкурсов. В декабре 2009 года на республиканском конкурсе интерьера отмечены дипломом финалистов в самой насыщенной номинации «Интерьер квартиры».

Александр, Любовь, с каким чувством подобает творить – и мастеру, и начинающему дизайнеру?

А.П.: Прежде всего с чувством ответственности – за ту среду, которую ты организуешь для жизни человека, формируя определенным образом и его повседневное настроение, а может быть, и мировоззрение. Кроме того, в работе должна быть интрига, чтобы она не только тебя, но и еще кого-то зацепила.

Л.П.: Рождение образа – процесс сложный, но необычайно интересный. Начинаешь с анализа задачи, культурных смыслов, психологии людей, для которых работаешь, и конечно же, разъяснения своих задумок, своего видения интерьера. Смотришь на реакцию людей – им что-то нравится, что-то нет, а где-то и столкновение взглядов случается… Подыскиваем альтернативные варианты, скрупулезно их обсуждаем. Напряжение спадает. Заказчик видит, что начинается какая-то интересная история, хотя нет еще всех собранных решений и они не работают на общее целое. Вот когда появляется хоть какой-то результат… Это как в «Квартирном вопросе»: дверь открывается и – ах! – человек увидел, как это хорошо, как преобразилось пространство!

Александр и Любовь Перельманы: RELAX-HOUSE на берегу озера

Александр и Любовь Перельманы: RELAX-HOUSE на берегу озера

Говорят, хороший дизайнер – это архитектор. Вы начинали в Белгоспроекте, где работали многие замечательные белорусские архитекторы и, наверное, некоторых из них вы еще застали… А может быть, и чье-то влияние на себе испытали?

А.П.: Действительно, это была хорошая профессиональная школа. С благодарностью вспоминаем прекрасных людей и специалистов Льва Хаютина, Светлану Ульянову, Виталия Белянкина и других.

Л.П.: Мы более 10 лет проработали в большой архитектуре. И возможно, если бы не случилось «перестроечной» истории 1990-х, в ней бы и остались. Не представляли себя в другой сфере, хотя поиски в разных жанрах предпринимались активно. А нежная дружба с дизайном началась, наверное, в году 1996-м, когда проектировали банк и создавали для него интерьеры.

Александр и Любовь Перельманы: RELAX-HOUSE на берегу озера

Александр и Любовь Перельманы: RELAX-HOUSE на берегу озера

И постепенно выкристаллизовалась мысль, что это ваше?

Л.П.: Сама жизнь к этому подводила. Но до сих пор у Александра сильная сторона – планировка, архитектурно-пространственное решение.

А.П.: Для нас важно, чтобы сработало пространство. Как говорили древние, архитектура – это не стены, а то, что между стен. Надо сначала получить пространство, а затем уже поработать с деталями. Я не исключаю, что может быть и другой подход. Начать с цвета, с какой-то дизайнерской интриги и продолжать интриговать, решая уже локальные задачи.

Л.П.: Было бы крупным везением, если бы вдруг появился заказчик, который сказал: «У меня есть уникальная вещь – статуя Давида, например, и ради нее я хочу создать нечто особенное, что стало бы центром композиции». Как бы здорово было решать такую задачу! Но, как правило, перед тобой всегда чистый лист бумаги, и счастье, если человек, который заказывает эту работу, будет готов принять твои идеи.

Но ведь дизайнер в первую очередь работает для заказчика, а не для торжества собственной идеи. И главное здесь – построить «правильные» взаимоотношения с объектом и заказчиком, чтобы из этого родился «живой», прекрасный в своей индивидуальности интерьер…

Л.П.: Дизайнеры являются выразителями нашего социума. Мы работаем в рамках поставленных задач и бюджета. В такой ситуации надо найти решение, при котором человеку будет комфортно и физически, и психологически, а главное – удовлетворить его эстетические амбиции. Ведь строительство для наших людей требует большого напряжения во всех смыслах. И в итоге ОН (а не дизайнер) должен гордиться результатом. А наша задача – попасть в стиль и настроение, найти близкие по духу решения.

А.П.: Я иногда думаю: в чем принципиальная разница между таким выхолощенным понятием интерьера, который в народе принято называть евроремонтом, от того, чем занимаемся мы? Потому что расходы подчас сопоставимы. Профессиональный интерьер – это продукт архитектурного образования, стремление идти от общего к частному, от решения концепта, глобальной задачи до реализации и насыщения деталями. С другой стороны, возникает понимание того, что есть какая-то интрига, попытка создать нечто, что вселяет в интерьер душу.

Александр и Любовь Перельманы: В стиле современный функционализм

Александр и Любовь Перельманы: В стиле современный функционализм

А вдохновение для «вселения души» вы черпаете в чем?

А.П.: Наверное, из окружающего эфира. Это какой-то химический процесс…

Так называемая алхимия любви?

А.П.: Без этого нельзя. Любовь, опыт, интуиция, творчество – только такой сплав приближает нас к истине.

Что для вас главное в творчестве и в жизни?

Л.П.: Свое жизненное кредо я давно для себя сформулировала: коль мы оказались в этом месте в это время, значит, должны работать в заданных условиях. Это созданный нами мир, из которого вырваться невозможно. И раз у нас такой контекст, то жить и работать обязаны таким образом, чтобы от нас хотя бы расходились круги. Порой мы сетуем: тяжело, сложно, но лиши нас всего этого – и мы просто потеряемся в пространстве. Над нами подшучивают, что мы не умеем полноценно отдыхать. На 7-й день начинаем искать пищу для ума: куда-то надо ехать, что-то смотреть. Это суть наша, образ жизни.

А.П.: В нашем повседневном кружении, в орбите которого мы пребываем постоянно, и есть смысл жизни. А вот когда уезжаем – начинается тяжелое испытание. Все время думаешь: а что там происходит, как они прокручивают все без нас? На самом деле были ситуации, когда предпринятые без «авторского надзора» ходы заводили за пару дней не туда, и приходилось все переделывать. Это же механизм, определенная обстройка, как в часах. Попробуйте маленький винтик оттуда достать – и часы остановились. Так что надолго – ни-ни.

Л.П.: Не хлебом единым живет человек – важны отношения, связи, телефонные звонки, общение. А если в нашем возрасте ничего этого нет, то зачем тебе тут быть и работать? Все зависит от того, как ты относишься к жизни, получаешь ли удовольствие от творчества, имеешь ли возможность показать результаты своего труда. Согласитесь, все-таки очень часто мы делаем людей счастливыми, и со многими у нас остаются близкие приятельские отношения…

Александр и Любовь Перельманы: Таунхауз в стиле неоклассицизм

Александр и Любовь Перельманы: Таунхауз в стиле неоклассицизм

Судя по всему, вы не только любите работать сами, но и заражаете своим энтузиазмом и искренностью заказчика…

А.П.: Многие клиенты – это друзья или знакомые наших клиентов. Взаимодействия с заказчиком растягиваются на продолжительное время, а многие темы, как у психотерапевта, требуют длительных обсуждений – отношения укорачиваются, уровень взаимопонимания возрастает и вырастает до дружеских человеческих отношений. Взрослые люди сегодня очень трудно сходятся, и когда возникает служебный роман… Опять же химия…

В чем, по-вашему, заключается смысл творчества дизайнера в каждом конкретном случае и его значение для развития дизайна интерьера в целом?

А.П.: Сложно сказать, а возможно, и нескромно оценивать себя как влияющих на что-то глобальное. Мы работаем, и не только мы. Здорово, когда эта работа становится частью большого явления, о котором можно говорить как о белорусском бренде (например, как о белорусской живописи). Нам предстоит еще долго трудиться – и не только над собой. Наш «бренд» очень зависим от уровня подготовки и продвинутости клиента. Вот и приходится «бороться с жизнью и работать над собой» – брать на себя смелость предложить свое видение жизни человека в конкретном интерьере.

Сейчас мода на редкость демократична. Какие из канонических стилей вам ближе всего и в чем проявляется ваш собственный стиль и индивидуальная манера?

А.П.: Все канонические стили возникли как результат развития общества. Наше общество не исключение. Человек, приобретая новое жилье, в мечтах уже живет в сказке, а сказка для нашего человека – это дворец. Отсюда – НЕОКЛАССИКА с той или иной долей соотношения «нео»… Лично нам очень нравится емкое выражение КОНТЕКСТУАЛИЗМ…

Беседовала Валентина Мартинович

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии