Вспомните свой последний визит в ресторан, кафе, забегаловку возле работы. Что вы вспоминаете в первую очередь? Вероятно, вкус блюд, которые вы заказали. Их оформление. Интерьер. Качество обслуживания. А еще – музыку, которая там играла. Ведь музыка – это неотъемлемая часть большинства заведений общественного питания. Мы редко задумываемся о том, что музыка – это уникальная форма воздействия. Она влияет на настроение, сознание и поведение людей. Ее можно использовать для достижения своих целей, в том числе коммерческих. О возможностях и особенностях аудиомаркетинга рассказывает генеральный директор компании «Market Music» Кирилл Кирин.
Что такое аудиомаркетинг и давно ли он существует?
Аудиомаркетинг – это направление маркетинга, которое изучает воздействие музыки и звуков на поведение потребителей. В странах СНГ это достаточно новое явление, в то время как в мире аудиомаркетинг имеет уже 15-летнюю историю. Применять музыку для повышения эффективности бизнеса стали в Америке в начале девяностых, потом подтянулась Европа, а теперь и мы понемногу начинаем развиваться в этом направлении.
Какова главная задача аудиомаркетинга?
Основная задача аудиомаркетинга – создать для посетителя комфортную атмосферу, в которой хочется находиться подольше. Впечатление можно испортить любой деталью, в том числе и неправильной музыкой. А вот грамотно подобранный музыкальный контент может привлечь клиента, удержать его.
Насколько важен подбор музыки для ресторана?
Правильная музыка может помочь заработать деньги, неправильная – уменьшить число клиентов и соответственно, выручку. В ресторанах особенно важны качество звука и его громкость, расположение колонок, поэтому ни в коем случае нельзя экономить на аудиосистеме: люди находятся в помещении достаточно долго и успевают это оценить. От низкого качества звука у посетителя может заболеть голова, и он просто уйдет. Такой же эффект может оказать и слишком громкая музыка. Естественно, и сама музыка должна быть хорошей и подобранной для конкретного заведения. Например, рестораны национальной кухни должны подчеркивать музыкой свою атмосферу – для полного погружения в культуру страны. Для типовых кафе и массового общепита нужно подбирать музыку, учитывая, кто составляет основную аудиторию: молодая или более взрослая публика.
На что еще следует обратить внимание?
Очень важно, как составлены подборки. Каждая последующая композиция должна плавно вытекать из предыдущей, они должны сочетаться по стилю, направлению, тональности. Музыку должны подбирать профессионалы. Вставка рекламных роликов, популярная в розничной торговле, в ресторанах нежелательна. Конечно, все зависит от службы маркетинга заведения, но многие борются за комфорт клиента и не включают рекламу, чтобы не засорять эфир.
Какая музыка лучше всего подходит для ресторана?
Универсальное решение для ресторана – это лаунж. В принципе, это направление и появилось как фоновая музыка для бизнеса, ровная и мягкая, без акцентов на какие-то партии. Сейчас в ресторанах даже модно ставить известные песни в лаунж-стиле, причем такие кавер-версии делают даже на Nirvana и RHCP.
Чего следует избегать при выборе музыки?
Однозначно неправильный выбор – русскоязычная музыка. Когда человек слышит знакомые слова, он начинает вслушиваться, и это отвлекает его от цели посещения – от еды, вкусовых ощущений и общения. К тому же отечественная музыка придает ресторанам некую дешевизну, местечковость. Музыка должна соответствовать атмосфере. Очень важен темп музыки и ее громкость. В ресторане, позиционирующем себя как тихое, спокойное место, музыка не должна быть быстрой и вызывающей желание танцевать. А вот в пабе с выпивкой и танцами музыка должна быть быстрой и мажорной, а уровень звука выше. В заведениях высокого уровня не стоит ставить MTV, попcу, рок и т.п.
А чем плоха популярная музыка?
Дело в том, как посетитель реагирует на музыкальный контент. Когда играет известный трек, человек слышит только его начало и конец, а середина как бы «выпадает». За счет этого растет мнимое время пребывания, гостю кажется, что он здесь уже засиделся и пора уходить. Это факт, подтвержденный исследованиями. И наоборот – при прослушивании незнакомой музыки мнимое время пребывания сокращается на 30%. Именно поэтому известную музыку ставят в фастфудах, чтобы люди быстро ели и сменялись новыми, а неизвестную – в ресторанах, где человека надо расположить к себе и задержать.
Что еще должны учитывать владельцы ресторанов, используя аудиомаркетинг?
Самое главное условие успешности любого аудиомаркетинга – возможность централизованного круглосуточного управления контентом из единого центра. Это исключает вмешательство третьих лиц на местах – официантов, кассиров, управляющих, охранников. Обновлять треки, менять сетку вещания, настраивать громкость динамиков, синхронизировать аудио- и видеоизображения должны только профессионалы: маркетологи центрального офиса либо сторонние подрядчики. Музыкальные плееры должны поддерживать выход в интернет и обеспечивать равномерное и постоянное звучание.