Юлия Страпко: научиться видеть красивое

Юлия СТРАПКО
510 Просм.

Если бы нас попросили написать сочинение на тему «Как я провел лето», мы обязательно рассказали бы о запоминающейся поездке в Гродно, в которой не только в очередной раз полюбовались красотами Западной столицы Беларуси, но и обстоятельно пообщались с интересным собеседником.

Знакомьтесь, архитектор-дизайнер Юлия СТРАПКО – героиня нашего номера, которая от первого лица рассказывает о себе, о профессии и о тех, кому она помогает стать дизайнерами интерьера.

архитектор-дизайнер Юлия СТРАПКО

Юлия Страпко – архитектор-дизайнер, выпускница кафедры «Дизайн архитектурной среды» БНТУ, член Белорусского Союза Дизайнеров, выпускница школы дизайна «Детали» г. Москва – курс повышения квалификации для практикующих дизайнеров. Основательница дизайн-студии DecoNova и школы дизайна.

О ПРОФЕССИИ И УЧЕБЕ

Я – счастливый человек: с первого раза выбрала профессию, которая мне по душе. В детстве была творческим ребенком: танцевала, пела, рисовала – и поняла, что именно рисование больше всего доставляет удовольствие. После окончания художественной школы поступила в колледж на специальность техника-архитектора, хотя при поступлении отдаленно представляла, кто такой архитектор. Шучу, что лучшее, что мне дал колледж, – это мой супруг Константин, с которым мы там познакомились. После колледжа уехала в Минск, учиться в БНТУ – на архитектурный факультет, кафедра «Дизайн архитектурной среды». Мой будущий на тот момент муж остался в Гродно, учился на заочном отделении на инженера-строителя. На шестом курсе я распределилась в Гродно, в нашу общую студию, тут и осталась.

О ПРЕДПОЧТЕНИЯХ

Больше специализируюсь на жилых интерьерах: с них начинала, сейчас тоже много заказов в домах, квартирах. Мне кажется, я прочувствовала, прониклась этим. Хотя в последнее время нередко приглашают и на общественные объекты: шоурумы одежды, кофейня не так давно была.

дизайн Юлии СТРАПКО

Интерьер шоурума дизайнерской одежды «Zvonko» от студии «DecoNova»

Общественные интерьеры нравятся тем, что заказчики, как правило, положительно реагируют на смелые идеи. Если предлагаешь что-то неординарное в жилье, люди начинают сомневаться: а вдруг надоест? Советуются с родственниками, друзьями, а потом чаще склоняются к более простым решениям – меньше ярких цветов и т.д.

Если говорить про тот же шоурум одежды, у собственника другой подход: ему не надо здесь жить, ему нужно сделать классный бизнес, который привлекает людей, манит в его пространство – пришел покупатель, сделал селфи, провел съемку для Instagram, совершил покупку и ушел довольный. Поэтому заказчики смело идут на необычные интерьерные решения.

ОБ АВТОРИТЕТЕ В ПРОФЕССИИ

Авторитетный для меня в рамках профессии человек – архитектор и дизайнер Александр Трусов, он у меня преподавал в университете. У нас был проект «Индивидуальный жилой дом», и Александр приходил консультировать. Если мы, студенты, какие-то пары периодически прогуливали, то у Трусова был аншлаг: все хотели проконсультироваться именно у него. Он зацепил тем, что давал реальную практику, консультировал по нашим наивным первым планировкам: «Ты, конечно, молодец, а посудомойка здесь как станет?»

дизайн Юлии СТРАПКО

Интерьер квартиры «Вясна» от студии «DecoNova»

Интересный опыт получили, когда он брал нас на свои стройки. Помню, зима была, двадцатиградусные морозы, и мы мерзли на еще неотапливаемых объектах. Я, студентка, в таких домах еще ни разу не была, поэтому испытывала «вау-эффект». Александр объяснял, как делается зонирование, какие можно привнести фишки: здесь соединяется, здесь дается комплексом и т. д. Это было ярко и про жизнь – практические советы, которыми и сейчас иногда могу воспользоваться.

После учебы мы долго не виделись, но однажды встретились в Гродно на конференции. Я подошла, напомнила, что была его студенткой, и мы очень тепло пообщались. Сейчас, когда бывает в Гродно, по возможности заезжает к нам в офис на кофе. В свое время он покорил меня своей мудростью, добротой, стал моим «отцом» в дизайне.

ОБ УКРАИНСКОМ ФЕНОМЕНЕ

Мне очень нравится украинский дизайн: на мой взгляд, местные дизайнеры сделали семимильный шаг, вписав свой национальный дизайн в мировой контекст. Сильно впечатляет прекрасный предметный дизайн от Виктории Якуши: это не только очень красиво, у предметов еще невероятный нейминг – диван Pampukh, ваза Bandura. 

дизайн Юлии СТРАПКО

Интерьер квартиры «Пабудем новае» от студии «DecoNova»

Названия пишутся латинкой, но видно, насколько придумавший это человек находится в образе. А ведь помимо Виктории есть еще Йова Ягер, Слава Балбек, Сергей Махно. Поэтому мы смело можем говорить не об отдельных личностях, а о целой школе дизайна.

Еще в украинском случае привлекает то, что например, Келли Уистлер (дизайнер, которую иногда называют иконой стиля. – «Обстановка») живет и работает в Америке, мы про нее знаем и понимаем, что она там, а мы – здесь, у нас разные миры. А украинский дизайн рядом, и мы видим, что они смогли, и это является хорошим ориентиром.

О БРИТАНСКОМ ДИЗАЙНЕРЕ И СТОКГОЛЬМСКОМ ОТЕЛЕ

Если говорить про Европу, я была впечатлена работами Илзе Кроуфорд. Это англичанка, которая очень много работала со скандинавскими странами. Мы ездили в Стокгольм на интерьерную выставку Design Week в сентябре прошлого года, и мне посчастливилось побывать в стокгольмском бутик-отеле Ett Hem, к созданию которого Илзе приложила руку. Я знала об этом дизайнере, ее принципах проектирования, и у меня была мечта попасть в отель. Проживание там стоило недешево, но я уговорила мужа остаться хотя бы на сутки, а потом переселиться куда-нибудь попроще.

дизайн Юлии СТРАПКО

Интерьер квартиры «Весна» от студии дизайна и архитектуры «DecoNova»

В итоге Ett Hem оказался местом, где я плакала от того, насколько мне было красиво: переполняли эмоции, я не могла успокоиться. Думали, что придем, оставим чемоданы и пойдем гулять по городу. В итоге мы за сутки не вышли из отеля – это настолько красиво: общие гостиные, столовые, ресторан, номера, холлы, фойе. Также словила себя на мысли, что, приехав в отель, сразу чувствуешь, что о тебе очень сильно заботятся. Вроде бы это коммерческий проект, а такое ощущение, что приехала к маме, которая у тебя спрашивает: «Доча, что тебе приготовить?».

Ett Hem – это интерьер для человека, о человеке. Мне очень близка эта философия.

О ПРОЕКТЕ «ПАБУДУЕМ НОВАЕ»

Иностранцы пользуются безвизовым режимом, и в Гродно приезжает много туристов. Через эту квартиру, которая сдается в аренду, хотелось показать, что такое белорусский этнос, причем сделать это культурно. Не через сувенирную лавку, где лежат какие-то соломенные куклы-«монстры», и никакого отношения к стране не имеют.

дизайн Юлии СТРАПКО

Интерьер квартиры «Побудем новае» от студии «DecoNova». Проект завоевал приз зрительских симпатий на конкурсе «Лучший интерьер 2021», опубликован во многих международных изданиях.

Была задача показать настоящую Беларусь, поэтому и появились этнические моменты. Я думала, анализировала, вспоминала свои ощущения: по сути, все мы родом из деревни. Я, как большинство детей, в детстве проводила все лето у бабушки, и даже если сейчас свернуть с оживленной трассы и проехать по каким-то деревням, возникает теплое чувство беззаботного детства. Отсюда все эти истории про коврики, жбаночки, полевые цветы – не нужно сложной флористики, когда речь идет о Беларуси.

О СОЗДАНИИ СОБСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

У меня в профессии все складывалось хорошо – не было такого, чтобы я оставалась без работы. Но в какой-то момент поняла, что хочу двигаться дальше. И буквально за одну ночь приняла решение ехать в Москву на курсы повышения квалификации – в школу дизайна «Детали». Уехала практически на полгода. Здесь известные успешные дизайнеры делились своим опытом. Иногда они рассказывали о ситуациях, в которых и я в бывала – все-таки студия на тот момент много лет уже проработала. Я поняла, что и у меня есть опыт, есть чем поделиться. И когда вернулась в Гродно, было столько энергии, что достаточно быстро написала программу своей будущей школы.

Поразило то, что и рекламы особой не понадобилось: мы разместили в соцсетях пост, что планируем открыть школу дизайна – и буквально за день все места уже были заняты. Я понимала, что по сравнению с Минском, где больше вариантов для обучения, Гродно – город маленький, но ведь и в столицу на обучение ездить каждый раз не очень комфортно. Спрос, вероятно, все это время накапливался, и вылился в определенный ажиотаж. На сегодняшний день наша школа дизайна выпустила четыре группы, многие выпускники уже успешно практикуют в профессии.

ОБ ОБУЧЕНИИ

Учебный план ни у кого не заимствовала, написала сама: просто в голове сложила, какие этапы проходит дизайнер, проектируя объект. Разложила это на блоки: каждый блок заполняла важной информацией плюс планировала практическое занятие. 

Например, берем блок «Планировочные решения»: запланировано две лекции, где сначала мы говорим о нормах, а затем о принципах планировочных решений. Следующее занятие практическое, мы с каждым студентом индивидуально прорабатываем планировку, с которой он работает. По такому принципу расписаны и остальные блоки – цвет, композиция, стили, творческие ориентиры и т. д.

дизайн Юлии СТРАПКО

Интерьер квартиры «Весна» от студии «DecoNova»

Принципы моего обучения во многом построены на том, что нужно очистить свое информационное пространство от плохих примеров. Часто люди, когда им предстоит ремонт, подписываются в соцсетях на пятьсот разных аккаунтов – и у них вкус засоряется плохим визуалом. А я рассказываю, в какую сторону надо смотреть, показываю хорошие примеры, учу видеть коды: почему интерьер хороший, из чего он складывается, как построена композиция, какие тут визуальные оси, какое взаимодействие цветов и как они распределяются в пространстве. Мы много об этом говорим, а потом начинаем проектировать. Только очистив информационное поле, можно научиться видеть красивое.

О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОЛЬЗЕ

Мы с моими студентами ездим на стройки текущих объектов – всех очень впечатляет. Одно дело, когда я показываю рендеры, планировки, что-то рассматриваем на бумаге, а другое дело, когда ты приезжаешь – и это все вокруг тебя. Очень классный эффект! И студенты прямо на стройке спрашивают: «А как вы здесь сделали?», «Почему такое решение приняли?» Разбираем сложные технические узлы, стыки, смотрим, как работают изученные приемы уже непосредственно в пространстве.

Дальше у нас есть небольшой блок «Дизайн как бизнес»: рассказываем о том, как новые навыки начать монетизировать. Там затрагиваем продвижение через сайты, соцсети. У нас есть несколько маркетологов: кто-то рассказывает про продвижение в Сети, кто-то – о первичном брифинге с клиентом, о том, как грамотно ответить на звонок, как построить переписку. 

Нам приятно, когда выпускники наших курсов потом показывают результат: значит, все делаем правильно.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии